СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по предмету "Окружающий мир" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание заданий КИМов позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение учащегося планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.)

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса.

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по предмету "Окружающий мир" для 3 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАРТЫНОВСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ НИКОЛАЯ КОЛОКОЛОВА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Руководитель ШМО _____________ Т.И. Нестерук

Протокол № __ от _________ г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

__________ Н. И. Мирончук

« 31» августа 2020 г.




УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «Мартыновская школа имени Николая Колоколова»

___________А. А. Стуликова

Приказ № ________________

от « 31» августа 2020 г.





ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебному предмету Окружающий мир

в 3 классе

начального общего образования
















с. Мартыновка, 2020г.

3 класс

Примерный перечень оценочных средств

№п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

2

3

4

2

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или

индивидуальных

проектов

3

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради

4

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Комплекс тестовых заданий

5

Устный фронтальный контроль (опрос)

Серия логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от обучающихся педагог ждет кратких, лаконичных ответов с места. Обычно фронтальный опрос применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени.

Комплект вопросов.

6

Устный индивидуальный контроль (опрос, зачёт и др.)

Серия логически связанных между собой вопросов по определенной теме, применяется с целью повторения и закрепления обучающимся учебного материала, контроля за усвоением обучающимся учебного материала, умений, компетенций.

Комплект вопросов.

7

Доклад, сообщение, презентация

Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Темы докладов,

презентаций , сообщений.








Перечень контрольно- измерительных материалов


3 класс


№п/п

Наименование

разделов и тем

Учебные часы

Проверочная работа

1

Как устроен мир

6

Диагностическая контрольная работа

Проверочная работа № 1

по теме « Как устроен мир». Тест

2

Эта удивительная природа

18

Итоговая проверочная работа за 1 четверть

Проверочная работа №2 по теме: «Эта удивительная природа». Тест

3

Мы и наше здоровье

10

Итоговая проверочная работа за 2 четверть


4

Наша безопасность

7

Проверочная работа №3по теме: «Наша безопасность». Тест.

5

Чему учит экономика

11

Итоговая проверочная работа за 3 четверть

Проверочная работа №4 по теме: «Чему учит экономика». Тест.

6

Путешествие по городам и странам

16

Итоговая проверочная работа за 4 четверть


Итого

68

9





















Диагностическая контрольная работа.


1 вариант



  1. Отметь, какая бывает природа.1б 

□ живая и неживая

□ живая и мертвая

□ живая, неживая и сделанная руками человека.


  1. Отметь то, что относится к живой природе? 1б

□ земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками.

□ Солнце, небо, облако, Земля, камни, вода, дождь, снег.

□ человек, животные, растения, грибы, микробы


  1. Подчеркни названия природных объектов: 3б

Линейка, плитка, машина, горы, шкаф, солнце, облака, тетрадь, дом.


  1. Как называется линия, где небо как бы сходится с земной поверхностью?1б 

___________________________________________________________


  1. Какой стороны горизонта не существует? 1б

□ севера □ восхода

□ юга □ запада


6. Укажи материк, на котором расположена наша страна. 1б

□ Австралия □ Южная Америка

□ Евразия □ Африка


7. Укажи группу, в которой перечислены только образовательные учреждения. 1б

□ институт, концертный зал, театр

□ лицей, школа, университет

□ гимназия, библиотека, музей

□ библиотека, музей, цирк






9-8 баллов – «5»

7 – 5 баллов – «4»

4 – 3 баллов – «3»

Менее 3 баллов – «2»









Диагностическая контрольная работа.


2 вариант


  1. Отметь верное высказывание. 1б

□ Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа

□ Растения, животные, грибы, люди, машины – живая природа.

□ Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.


  1. Что является осадками? 1б

□ дождь □ ветер

□ гололёд □ метель


  1. К неживой природе относятся: 1б

□ человек, животные, растения, грибы, микробы;

□ Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

□Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.


  1. Определи, о каком времени года идёт речь. 1б

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса… _____________________________________


5. Укажи предмет, которым могут пользоваться все члены семьи. 1б

□ полотенце □ зубная щётка

□ расчёска □ шампунь


6. Как называется прибор для определения сторон горизонта? 1б

_______________________________________________


7.Подчеркни названия природных объектов: 3б

Линейка, плитка, машина, горы, шкаф, солнце, облака, тетрадь, дом.








9-8 баллов – «5»

7 – 5 баллов – «4»

4 – 3 баллов – «3»

Менее 3 баллов – «2»








ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме «Как устроен мир?»

1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

  • человек, животные, растения, грибы, микробы;

  • Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

  • Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

  • человек, животные, растения, грибы, микробы;

  • Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

  • Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

  • они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

  • они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

  • они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

5.Животные – это:

  • звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

  • птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

  • птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

  • из-за пожаров и стихийных бедствий;

  • из-за изменения климата на Земле;

  • из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

  • прозрачные;

  • бесцветные;

  • чистые.

8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

  • от использования воды в быту;

  • от использования воды в производстве;

  • от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.Что люди делают для спасения живой природы?

  • создают заповедники, ботанические сады;

  • создают бульвары и скверы;

  • создают фермы, пасеки и птицефермы.

10.Что такое заповедники?

  • заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

  • заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

  • заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб                              подосиновик                          комар

ёжик                           опята                                        крот

земляника                 олень                                        кит  

берёза                        боровик                                   кедр

12.К внутреннему миру человека относятся:

  • мечты, рост, возраст, характер, вес;

  • знания, настроение, характер, мысли, мечты;

  • руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:

способность думать                                                                       воображение

способность хранить информацию                                             мышление

способность представлять себе то, чего нет                             восприятие

способность получать информацию об окружающем            память


14.Любое государство имеет:

  • свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;

  • свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;

  • государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.

15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятел., вода.


16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:

вырубка лесов ради древесины;


загрязнение воздуха;

истребление животных ради меха;


загрязнение водоёмов;

слив сточных вод;


исчезновение некоторых видов животных;

выбросы дыма от заводов и фабрик.


уменьшение количества лесов


17. Сведения о редких растениях и животных занесены:

  • в Почётную книгу;

  • в Красную книгу




Ключи к проверочной работе


Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

ответы

-

3

1

1

2

3

3

3

1

1

-

2

-

1

-

-

2

баллы



Всего 35б

«5» -35 б.

«4»-27-34б.

«3»-18-26б.

«2»-17баллов и ниже












3 класс

Итоговая проверочная работа №1 за I четверть

Вариант 1

1. Укажи природный объект.

1) манная каша 3) ромашка

2) иголка 4) забор

2. Чем человек отличается от других животных?

1) человек — разумное существо

2) человек способен сам добывать пищу

3) человек много двигается

4) человек стареет

З. Какой признак относится к характеристике на­рода?

1)совместное хозяйство 3) национальный костюм

2) территория 4) Государственный гимн

4. Что даёт растениям почва?

1) углекислый газ 2) воду с минеральными солями

3) энергию 4) свет

5. Какой предмет относится к естественным телам?

1) клей 3) вилка

2) берёза 4) доска

6. Что относится к веществам?

1) комета 3) вода

2) муравей 4) гвоздь

7. Что при нагревании происходит с воздухом?

1) превращается в облако

2) расширяется

3) сжимается

4) превращается в пар

8. Что входит в состав почвы?

1) дождевой червь 2) корни

3) личинки жуков 4) воздух

9. Как называется наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой?

1)химия 3) анатомия

2) астрономия 4) экология

10. Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир?

1) органы чувств 3) все органы

2) сердце 4) органы движения

11. Какие животные играют решающую роль в образовании почвы?

1) муравьи 3) дождевые черви

2) кузнечики 4) личинки жуков

12. Что не относится к символам государства?

1) государственный танец

2) Государственный герб

3) государственный язык

4) Государственный флаг

13. Какие утверждения верны?

1) Воздух загрязняют выхлопные газы с завод и фабрик.

2) Водитель, который моет машину в реке, не носит вреда природе.

3) Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья.

4) Пресной воды на Земле мало, её нужно экономить



Вариант 2

1. Что относится к живой природе?


1) солнечный луч 3)скала

2) медведь 4) лед на пруду

2. Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов?

1) головной мозг 3) пищевод

2) сердце 4) лёгкие

З. Какой признак относится к характеристике страны?

1) государственные символы 3) совместное хозяйство

2) народные песни 4) родной язык

4. Какое растение относится к цветковым?

1) мох 3) морская капуста

2) кедр 4) мать-и-мачеха

5. Что не относится к телам?

1) планеты 3) волк

2) гранит 4) сода

6. Какое вещество иногда выпадает вместе с до­ждём?

1) крахмал 3) кислота

2) вода 4) кислород

7. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?

1) вода прозрачна 3) вода — хороший растворитель

2) вода не имеет запаха 4) вода сладкая на вкус

8. Выбери правильное утверждение.

1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы.

2) Лёд разъедает камни.

3) Замерзая и тая, лёд расширяет трещина в камнях.

4) Лёд не может разрушать камни.

9. Благодаря какому прибору учёным удаётся изу­чать крошечные организмы, не видимые простым глазом?

1) микроскопу 3) фоноскопу

2) телескопу 4) микрофону

10. Что позволяет делать воображение?

1) запоминать 3) представлять

2) делать выводы 4) чувствовать

11. Какое из этих веществ газообразное?

1) уксус 3) глюкоза

2) кислород 4) вода

12. Найди среди утверждений доказательства тог что Земля — дом для человечества.

1) На Земле есть воздух.

2) На Земле есть вода.

3) Природа на Земле даёт нам материалы хозяйства.

4) Земля — планета.

13. Укажи все состояния воды.

1) почва 3) дождь

2) иней 4) туча






3 класс

Ключи к проверочной работе №1 за1 четверть


Вопросы

1

2

З

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1вариант

3

1

3

2

2

3

2

4

4

1

3

1, 3

1, 3, 4

балл

2вариант

2

1

1

4

4

3

3

3

1

3

2

1, 2, 3

2, 3, 4

балл


Всего- 21 балл


«5»-21 б.

«4»-16-20 б.

«3»-11-15 б.

«2»-10 б.






























Проверочная работа №2 по теме: «Эта удивительная природа». Тест

3 класс

1.Что называют телом? 

 всё то, что сделано руками человека;

 любой предмет, любое живое существо;

 любое растение, насекомое, птицу или животное.

2.В какой строчке указаны только тела?

 кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

 парта, доска, стол, стул, лампа;

 карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3.В какой строчке указаны только вещества?

 алюминий, железо, медь;

 алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

 кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?

 вода, крахмал, соль, перец;

 кефир, ряженка, хлор, фтор;

 азот, кислород, углекислый газ.

5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

 в твёрдых;

 в жидких;

 в газообразных.

6.Какие вещества входят в состав воздуха?

 водород, медь, цинк;

 кислород, азот, углекислый газ;

 хлор, фтор, йод.

7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

 азот;

 кислород;

 углекислый газ.

8.Какими свойствами обладает воздух?

 голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;

 прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

 с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

 при нагревании воздух расширяется;

 при охлаждении воздух сжимается;

 воздух плохо проводит тепло.

10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

 остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;

 фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

 вода, превращаясь в лёд, расширяется;

 вода, превращаясь в лёд, сжимается;

 повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

3 класс

 вода с поверхности пола испарилась;

 вода впиталась в поверхность пола;

 вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?

    облако       капелька воды      поверхность океанов, морей, рек и суши       

  испарение воды      водяной пар      облако;

    облако       поверхность океанов, морей, рек и суши      капельки воды  

 водяной пар      облако;

    облако       водяной пар       поверхность океанов, морей, рек и суши  

 капелька воды         облако.

14.За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?

 за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;

 за счёт остывания скал и камней по ночам;

 за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

15.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

 животные;

 растения;

 грибы и микробы.

16.Что образуется при разрушении скал и камней?

   песок и глина;

 мрамор и гранит;

 вода и газ.

17.К какой природе можно отнести почву?

 к живой;

 к неживой;

 неживая и живая природа в почве соединяются.

18.Из чего состоит почва?

 из микробов,  корней растений, различных животных, обитающих в почве;

 из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

 из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

19.Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину;

 воздух, воду, соли;

 остатки растений и животных.

20.Что влияет на плодородие почвы?

 наличие в почве перегноя;

 наличие в почве воды;

 наличие в почве песка и глины.

21.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

 благодаря животным, обитающим в почве;

 благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

 благодаря микробам, живущим в почве.

22.Как называется наука о растениях?

 ботаника;

 зоология;

 астрономия.

23.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

24.Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

 наличие  воды и углекислого газа;

 наличие почвы и воздуха;

 наличие света, воды и углекислого газа.

25.Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

 азот;

 углекислый газ;

 кислород.

26.Как называется наука о животных?

 ботаника;

 зоология;

 астрономия.

27.Какое из указанных животных относится к рыбам?

 дельфин;

 бегемот;

 карп.

28.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

 коровы, бегемоты, жирафы;

 волки, лисы, кабаны;

 лоси, тюлени, киты.

29.Какая из цепей питания указана правильно?

   сосна       дятел       жук-короед;

   слизень       капуста       жаба;

    рожь        мышь       змея       орёл.

30.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

 звери;

 птицы;

 рыбы.

31.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

 личинка;

 малёк;

 головастик.

32.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

 куколка;

 птенец;

 икринка.

33.Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

 у всех насекомых бывает куколки;

 у кузнечиков нет стадии куколки;

 из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

34.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

 весной;

 осенью;

 зимой.

35.Какие растения применяются в медицине?

 красивые;

 лекарственные;

 высокие.

36.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

 в заповедниках;

 на приусадебном участке;

 на бульварах и в скверах.

37.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

 в парках;

 в скверах;

 в ботанических садах.

38.Какие животные занесены в Красную книгу?

 тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

 корова, лошадь, гусь, петух;

 свинья, овца, утка, индюк.

39.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.

 белка, заяц, кабан;

 бобр, соболь, куница;

 лось, лиса, волк.

40.Дополни цепи питания:

   осина       …………………        волк;

   ……………….       мышь        сова;

   водоросли        рыба       ……………….


ОТВЕТЫ

  ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме

«Эта удивительная природа»

1.Что называют телом?

 любой предмет, любое живое существо;

2.В какой строчке указаны только тела?

 парта, доска, стол, стул, лампа;

3.В какой строчке указаны только вещества?

 алюминий, железо, медь;

4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?

   азот, кислород, углекислый газ.

5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

 в газообразных.

6.Какие вещества входят в состав воздуха?

 кислород, азот, углекислый газ;

7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

 кислород; 

8.Какими свойствами обладает воздух?

   прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло; 

9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  воздух плохо проводит тепло

10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

 фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

 вода, превращаясь в лёд, расширяется; 

12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

 вода с поверхности пола испарилась; 

13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?

    облако       капелька воды      поверхность океанов, морей, рек и суши       

  испарение воды      водяной пар      облако;

14.За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?

 за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.


15.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

 растения;

16.Что образуется при разрушении скал и камней?

 песок и глина;

17.К какой природе можно отнести почву?

 неживая и живая природа в почве соединяются.

18.Из чего состоит почва?

 из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

19.Что растения получают из почвы?

 воздух, воду, соли; 

20.Что влияет на плодородие почвы?

 наличие в почве перегноя; 

21.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

 благодаря микробам, живущим в почве.

22.Как называется наука о растениях?

 ботаника;

23.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

24.Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

 наличие света, воды и углекислого газа.

 25.Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

 кислород.

26.Как называется наука о животных?

 зоология; 

27.Какое из указанных животных относится к рыбам?

  карп.


28.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

 коровы, бегемоты, жирафы;

29.Какая из цепей питания указана правильно?

     рожь        мышь       змея       орёл.

30.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

 звери; 

31.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

  малёк;

32.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

 куколка;

33.Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

 из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

34.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

 весной;

35.Какие растения применяются в медицине?

 лекарственные;

36.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

 в заповедниках;

37.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

 в ботанических садах.

38.Какие животные занесены в Красную книгу?

 тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

39.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.

 бобр, соболь, куница;

40.Дополни цепи питания:

   осина       заяц, лось        волк;

   рожь      мышь        сова;

   водоросли        рыба       цапля


Результаты:

Всего 40 баллов (Каждый правильный ответ- 1 балл.)

«5»- 40 - 37 б.

«4» от 36-25 б.

«3» от 24-15 б.

«2» от 14 и менее





































Итоговая проверочная работа №2 за 2 четверть

Вариант 1

1. Как люди могут помочь охране растений?

1) собирать красивые букеты и ставить их в вазы

2) выкапывать их с корнем и высаживать на клумбы

3) выращивать их в ботанических садах и запо­ведниках

4) уничтожать травоядных животных

2. Какое животное относится к группе насекомых?

1) паук 3) бабочка

2) трясогузка 4) морской ёж

З. Какое животное относится к растительноядным?

1) лось 3) лев

2) сова 4) жаба

4. Как появляются детёныши рыб?

1) вылупляются из икринок

2) вылупляются из яиц

3) рыбы рождают живых детёнышей

4) по-разному в зависимости от вида рыб

5. Какая из птиц занесена в Красную книгу?

1)воробей 3) орёл-беркут

2) грач 4) кукушка

6. Какие части отсутствуют у гриба?

1) грибница и корень 3) шляпка и ножка

2) стебель и корень 4) грибница и стебель

7. Звеном круговорота жизни не являются:

1) потребители 3) производители

2) вредители 4) разрушители

8. Какие органы отвечают за опору и движение тела?

1) спинной мозг и нервы 3) скелет и мышцы

2) сердце и кровеносные сосуды 4) желудок и кишечник

9. Какие животные предупреждают хищников о том, что они несъедобные, с помощью яркой окраски?

1) кузнечики 3) божьи коровки

2) бабочки 4) дятлы

10. Какие животные рождают детёнышей, выкармливают их молоком, заботятся о своём потомстве?

1) млекопитающие 3) птицы

2) земноводные 4) иглокожие

11. Какую первую помощь нужно оказать при ра­нении кожи?

1) промыть холодной водой

2) промыть ранку и смазать вокруг йодом

3) приложить холод

4) смазать кремом

12. Какие действия людей приводят к исчезновению некоторых видов растений?

1) вытаптывание

2) сбор букетов

3) работа в ботанических садах и заповедниках

4) выращивание комнатных растений

3 класс

13. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: сосна, осина, лось, мышь, волк, сова?

1) сосна — мышь — сова

2) осина — лось — волк

3) волк — лось — осина

4) лось — мышь — волк


Вариант 2

1. Какие насекомые не опыляют растения?

1) тараканы 3) бабочки

2) пчёлы 4) шмели

2. Какое животное относится к группе пресмыкаю­щихся?

1) ящерица 3) лягушка

2) тритон 4) осьминог

З. Какое животное относится к хищникам?

1) кабан 3) муха

2) сова 4) бегемот

4. Внизу экологической пирамиды находятся:

1) растения

2) насекомоядные животные

3) растительноядные животные

4) хищники

5. Укажи группу, в которой есть животные с таки­ми стадиями развития: яйцо — личинка — куколка — взрослая особь?

1) земноводные 3) рыбы

2) пресмыкающиеся 4) насекомые

6. Какая часть гриба всасывает из почвы воду и минеральные соли?

1) ножка 3) грибница

2) шляпка 4) все части

7. К каким организмам относятся грибы?

1) к разрушителям

2) к производителям

3) к потребителям

4) это зависит от того, ядовиты они или нет

8. Какие органы относятся к системе пищеварения

1) желудок и пищевод 3) скелет и мышцы


2) сердце и сосуды 4) спинной мозг и нервы

9. Что насекомые-опылители помогают делать растениям?

1) дышать 3) размножаться

2) питаться 4) выделять кислород

10. Какое животное может защищаться от хищников, отбрасывая хвост?

1) волк

2) медведь

3) ящерица

4) синица

11. Какое слово пропущено: икринка — ... — щука

1) куколка 3) головастик

2) личинка 4) малёк

12. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: волк, ель, заяц, куница, осина, белк?

1) куница — белка — ель

2) осина — заяц — волк

3) ель — белка — куница

4) ель — куница — волк

13. Какую роль играет опорно-двигательная система

1) обеспечивает опору и движение организма

2) защищает многие внутренние органы от повреждений

3) обеспечивает процесс пищеварения

4) выводит из организма вредные вещества


Ключи к итоговым тестам


Вопросы

1

2

З

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1вариант

3

3

1

1

3

2

2

3

3

1

2

1, 2

1, 2

балл

3.б

2вариант

1

1

2

1

4

3

1

1

3

3

4

2, 3

1, 2

балл

3.б

Всего 20б.


«5»-19-20 б.

«4»-15-18 б.

«3»-11-14 б.

«2»-10 б.



























3 класс

Проверочная работа № 3по теме « Наша безопасность»

1вариант:

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

01                                         газовая служба

03                                         пожарная охрана

04                                         скорая помощь

2. Если в подъезде дым, что нужно сделать?

1.Выйти и посмотреть, где и что горит;

2.Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

3.Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

3. Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?

1.Открыть окно;

2.Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;

3.Зажечь спичку.

4. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

1.С 14 лет;

2.С 10 лет;

3.С 18 лет.

5. Какое из утверждений верное?

1.Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

2.Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

3.Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.

6. Какие правила должен соблюдать пешеход?

1.Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

2.Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;

3.Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

7. Если застрял в лифте, нужно:

1.Нажать кнопку «Вызов»;

2.Плакать и кричать;

3.Попытаться выбраться из кабины самостоятельно.

8. Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:

1.Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

2.Прятаться в зарослях кустарника;

3.Покидать открытое место.

9.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:

1.Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;

2.Стойте возле людей, которые курят;

3.Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта.

10. Что такое цепь загрязнения?

1.Загрязняющие вещества попадают в воду;

2.Загрязняющие вещества попадают в воздух;

3.Загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.







2вариант:

1.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?

1.Убежать;

2.Закричать, позвать на помощь;

3.Вызвать пожарников по телефону 01.

2. В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?

1.Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

2.Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

3.Выйти из квартиры.

3. Переходя улицу, необходимо быть:

1.Сильным, смелым, стройным;

2.Собранным, внимательным, осторожным;

3.Умным, красивым, радостным.

4. Как выглядят запрещающие знаки?

1.Знак в виде красного треугольника;

2.Знак в виде красного круга;

3.Знак в виде синего круга.

5. Чтобы уберечься от дыма, нужно:

1.Дышать через мокрое полотенце;

2.Спрятаться в шкаф;

3.Спрятаться под кровать.

6. Какие правила должен соблюдать пассажир?

1.Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;

2.Разговаривать с водителем только во время движения;

3.Не высовывать в окно руку и тем более голову.

7. Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:

1.Будет скучно;

2.Не будет видно дороги;

3.Может подстерегать преступник.

8. Ядовитый гриб:

1.Белена;

2.Бледная поганка;

3.Дурман.

9. Что такое экологическая безопасность?

1.Это защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды;

2.Это влияние растений, животных и человека на окружающую среду.

10. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества? 

1.Через воду, воздух, почву;

2.Через воду, воздух, продукты питания;

3.Через воздух, почву, продукты питания.

Ключи к проверочной работе

Вариант

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

1


2

1

1

1

1

1

1

1

3

2

1

2

2

2

1

1

1

2

1

2

балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Всего 10 баллов

«5» - 10 баллов «4» - 8 – 9 баллов

«3» - 6 – 7 баллов «2» - 5 и менее баллов.

3 класс


Итоговая проверочная работа №3 за 3 четверть

Вариант 1

1. Какие вещества являются основным «строитель­ным материалом» для роста и развития детей?

1) витамины 3) углеводы

2) жиры 4) белки

2. Непереваренные остатки пищи удаляются из:

1) желудка

2) пищевода

3) кишечника

4) ротовой полости

З. К какой системе органов относятся лёгкие?

1) пищеварительной

2) дыхательной

3) кровеносной

4) опорно-двигательной

4. Из-за чего возникают инфекционные болезни?

1) из-за переутомления

2) из-за нарушения режима

3) из-за заражения болезнетворными бактериями и вирусами

4) от переохлаждения

5. Что ты будешь делать, если в квартире что-то загорится?

1) спрячусь под кровать

2) открою окна

3) убегу

4) наброшу на огонь одеяло

6. Что относится к услугам?

1) массаж 3) лекарства

2) зубная паста 4) шкаф

7. Три кита экономики — это:

1) промышленность, растениеводство, животно­водство

2) товары, услуги, потребности

3) природные богатства, капитал, труд

4) растения, животные, полезные ископаемые

8. Какое растение относится к зерновым культурам?

1) рис 3) хлопок

2) морковь 4) укроп

9. Что производит лёгкая промышленность?

1) игрушки

2) легковые автомобили

3) продукты питания

4) топливо

10. Для чего люди закаляются?

1) чтобы быть красивыми

2) чтобы очистить воздух

3) чтобы реже болеть

4) чтобы лучше работать и учиться

11. Что делать, если увидел чужую собаку?

1) остановиться

2) напугать её

3) громко кричать

4) ударить её палкой

12. Какие телефоны должны быть в твоей записной книжке на случай опасности?

1) 01 3) 025

2) 04 4) 03


13. Что относится к полезным ископаемым?

1) бензин 3) каменный уголь

2) нефть 4) гранит



Вариант 2


1. Какие вещества необходимы для укрепления здоровья?

1) жиры

2) белки

3) углеводы

4) витамины

2. Какой внутренний орган выделяет желчь в тон­кую кишку?

1) печень 3) кишечник

2) желудок 4) трахея

З. К какой системе органов относятся артерии и вены?

1) к дыхательной

2) к опорно-двигательной

3) к кровеносной

4) к пищеварительной

4. Как называется чувствительность к некоторым веществам?

1) инфекция 3) обоняние

2) аллергия 4) вкус

5. Чего нельзя делать, если чувствуешь запах газа

в квартире?

1) звонить по телефону 04

2) открывать форточку

3) перекрывать газ на трубе

4) зажигать спички

6. Что относится к товарам?

1) химчистка 3) автомобиль

2) стрижка 4) отопление

7. Какая профессия относится к умственному труду?

1) учитель 3) дворник

2) рабочий 4) животновод

8. Укажи жидкое полезное ископаемое.

1) известняк 3) торф

2) кварц 4) нефть

9. Какое растение относится к прядильным куль­турам?

1) лён 3) ландыш

2) капуста 4) ячмень

10. Какое правило надо выполнять при закаливании солнцем?

1) чаще бывать на солнце летом

2) не загорать

3) загорать лучше в полдень

4) загорать в меру

11. Чем опасны домашние животные?

1) плохо пахнут

2) портят вещи и мебель

3) на них могут быть яйца глистов

4) могут съесть твой обед

12. Какие правила ты будешь выполнять, став ве­лосипедистом?

1) не буду кататься по проезжей части до 14 лет

2)чтобы пересечь дорогу, сойду с велосипеда и перевезу его за руль

3) не буду ездить, не держась за руль

4) буду катать друзей на раме или багажнике

13. Что получает человек от пчёл?

1) мёд 3) нектар

2) прополис 4) воск



Ключи к итоговым тестам

Вопросы

1

2

З

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1вариант

4

3

2

3

4

1

3

1

1

3

1

1, 2, 4

2, 3, 4

балл

3.б

2вариант

4

1

3

2

4

3

1

4

1

4

3

1, 2, 3

1, 2, 4

балл

3.б


Всего 20 б


«5»-19-20 б.

«4»-15-18 б.

«3»-11-14 б.

«2»-10 б.














Проверочная работа № 4 по теме «Чему учит экономика»

1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

Врачи; Геологи; Строители.


2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

Песок, глина; Гранит, торф; Каменный уголь, поваренная соль.


3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

Оловянная и медные руды; Каменный уголь, природный газ; Графит, сера.


4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

Мрамор, гранит; Природный газ, нефть; Золото.


5.Зачем мы собираем металлолом?

Сохраняем запасы руды; Очищаем территорию от мусора; Участвуем в соревновании между классами.


6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

  • Полеводство, овцеводство, кактусоводство;

  • Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

  • Полеводство, овощеводство, оленеводство.

7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

  • Картофель, подсолнечник, лён, земляника;

  • Кабачок, патиссон, огурец, капуста;

  • Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

  • Капуста, картофель, лён, овёс;

  • Лук, чеснок, перец, апельсин;

  • Яблоня, груша, черешня, малина.

9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

  • Ткач, газосварщик, геолог;

  • Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

  • Инженер, механик, докер.

10.Что даёт животноводство людям?

  • Мясо, шерсть, пух, кожу;

  • Фрукты, овощи, злаковые культуры;

  • Хлопок, лён, кормовые травы.

11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:

  • Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

  • Звери, птицы, земноводные, рыбы;

  • Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

12.Домашние птицы – это:

  • Фазаны, куропатки, страусы;

  • Павлины, орлы, беркуты;

  • Индейки, куры, гуси.

13.Для корма домашним животным заготавливают:

  • Картофель, зерно, тимофеевку;

  • Арбузы, дыни, тыкву;

  • Василёк, подснежник, гиацинт.

14.Что такое бартер?

  • Процесс купли-продажи товара;

  • Прямой обмен одних товаров на другие;

  • Один из видов дохода.

15.Что использовалось раньше в качестве денег?

  • Телевизоры и чайники;

  • Морские раковины, шкурки пушных зверей;

  • Рисунки на бумаге.

16.Из чего складывается бюджет?

  • Из зарплаты и стипендии;

  • Из денег;

  • Из доходов и расходов.

17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

  • Из заработной платы граждан;

  • Из доходов предприятий и фирм;

  • Из налогов граждан и предприятий.

18.Что такое гонорар?

  • Бюджет;

  • Доход;

  • Расход.

19.Выигрыш по лотерейному билету – это:

  • Доход;

  • Расход;

  • Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.

20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

  • Услуги;

  • Товары;

  • Экономика.

21.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

  • Машинами и механизмами;

  • Электроэнергией;

  • Выплавкой стали.

22.Авторское вознаграждение – это:

  • Зарплата;

  • Налог;

  • Гонорар.

23.Наука экология помогает:

  • Делать экономику более безопасной для людей и природы;

  • Подсчитать экологический ущерб.













ОТВЕТЫ

1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  • Геологи;

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  • Песок, глина;

3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

  • Каменный уголь, природный газ;

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  • Природный газ, нефть;

5.Зачем мы собираем металлолом?

  • Сохраняем запасы руды;

6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

  • Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

  • Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

  • Яблоня, груша, черешня, малина.

9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

  • Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

10.Что даёт животноводство людям?

  • Мясо, шерсть, пух, кожу;

11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:

  • Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

12.Домашние птицы – это:

  • Индейки, куры, гуси.

13.Для корма домашним животным заготавливают:

  • Картофель, зерно, тимофеевку;

14.Что такое бартер?

  • Прямой обмен одних товаров на другие;

15.Что использовалось раньше в качестве денег?

  • Морские раковины, шкурки пушных зверей;

16.Из чего складывается бюджет?

  • Из доходов и расходов.

17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

  • Из налогов граждан и предприятий.

18.Что такое гонорар?

  • Доход;

19.Выигрыш по лотерейному билету – это:

  • Доход;

20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

  • Товары;

21.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

  • Выплавкой стали.

22.Авторское вознаграждение – это:

  • Гонорар.

23.Наука экология помогает:

  • Делать экономику более безопасной для людей и природы;

Результаты: Всего 23 балла (Каждый правильный ответ- 1 балл.)

«5»- 23 - 21 б. «4» от 20-17 б. «3» от 16-12 б. «2» от 11 и менее


Итоговая проверочная работа №4 за 4 четверть


Вариант 1

1. Что такое бартер?

1) то же, что купля-продажа

2) прямой способ обмена товарами

3) обмен старых вещей на новые

4) вещи, взятые напрокат

2. Для чего составляют бюджет?

1) чтобы повышать зарплату

2) чтобы заранее рассчитать доходы и расходы

3) чтобы понизить налоги

4) чтобы не тратить свои деньги

3. Что относится к доходам семьи?

1) покупка пальто

2) плата за воду

3) папина зарплата

4) поход в кино

4. Что такое экологическая катастрофа?

1) нанесение тяжкого вреда природе

2) автомобильная авария на скользкой дороге

3) плохая погода в течение долгого времени

4) кораблекрушение

5. Улицы какого города расположены веером?

1) Углича

2) Сергиева Посада

3) Костромы

4) Ярославля

6. В какой стране больше всего жителей?

1) в США

2) в Китае

3) в России

4) в Австралии

7. Какая достопримечательность есть в Париже?

1) Тадж-Махал

2) статуя Свободы

3) Эйфелева башня

4) Биг-Бен

8. Какая достопримечательность есть в Греции?

1) Парфенон

2) Колизей

3) Версаль

4) Букингемский дворец

9. Что такое легенда?

1) лицевая сторона монеты

2) обратная сторона монеты

3) надпись на монете

4) номинал монеты

10. Что составляет доходы государственного бюд­жета?

1)зарплата 3) налоги

2) нефть и газ 4) труд людей

11. Назови столицу Германии.

1) Стокгольм 3) Париж

2) Рим 4) Берлин

12. Какие города входят в Золотое кольцо?

1) Санкт-Петербург

2) Суздаль

3) Владимир

4) Углич

13. Какие страны находятся на территории Европы?

1) Швеция 3) Люксембург

2) Италия 4) Япония



Вариант 2

1. Как называется обмен, в котором не участвуют деньги?

1) бартер

2) покупка

3) купля-продажа

4) прямой обмен

2. Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

1) план бюджета

2) доходы

3) налоги

4) расходы

З. Что изучает наука экология?

1) неживую природу

2) взаимосвязь организмов и окружающей среды

3) потребности населения

4) строение человека

4. Назови столицу Финляндии.

1) Хельсинки

2) Люксембург

3) Осло

4) Копенгаген

5. Какая страна граничит с Россией на севере?

1) Казахстан

2) Грузия

3) Норвегия

4) Япония

6. Какая страна считается родиной лыж?

1) Швеция 3) Германия

2) Норвегия 4)Италия

7. Какой достопримечательности нет в Лондоне?

1)Биг-Бена

2)Тауэрского моста

3) здания Парламента

4 )пирамид

8. В какой стране находится город Венеция?

1) во Франции 3) в Греции

2) в Исландии 4) в Италии

9. Что коллекционируют нумизматы?

1) мягкие игрушки

2) марки

3) драгоценные камни 4) монеты

10. Кто не получает зарплату из бюджета?

1) врач

2) предприниматель

3 ) учитель

4) воспитатель в детском саду

11. Какие расходы являются регулярными?

1) покупка машины

2) поездка в отпуск

3) ужин в ресторане

4) плата за газ

12. Какие названия относятся к деньгам на Руси?

1) динар 3) копейка

2) рубль 4) гривна

13. Кто может приносить доход семье?

1) сын-дошкольник

2) дочь-школьница

3) папа

4) мама




Ключи к итоговым тестам



Вопрсы

1

2

З

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1вариант

2

2

3

1

3

2

3

1

3

3

4

2, 3, 4

1, 2, 3

балл

3.б

2вариант

1

4

2

1

3

2

4

4

4

2

4

2, 3, 4

3, 4

балл

3.б


Всего 20б.


«5»-19-20 б.

«4»-15-18 б.

«3»-11-14 б.

«2»-10 б.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!