© 2025, Кузнецова Галина Ивановна 6 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Фонд оценочных средств (ФОС) разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования учебного плана по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовый уровень подготовки) и рабочей программой учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Паспорт фонда оценочных средств Общие положения Результаты освоения учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература подлежащие проверке Формы промежуточной аттестации по учебному предмету Структура фонда оценочных средств по учебному предмету Комплекты оценочных средств текущего контроля Критерии оценки текущего контроля по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература Перечень вопросов для дифференцированного зачета по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература Критерии оценки зачета по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература Список использованных источников
| 4 14 14 14
23
25 26
28
29
30
|
1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств (ФОС) разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования учебного плана по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовый уровень подготовки) и рабочей программой учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература Настоящий комплект ФОС предназначен для преподавателей Московского областного политехнического колледжа - филиала Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (МОПК НИЯУ МИФИ).Содержание программы учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература направлено на достижение следующих планируемых результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результаты освоения программы среднего общего образования по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, в том числе
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произ ведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской литературы;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и при анализе литературного произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе отражёнными в литературных произведениях;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе художественной литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и на- родного творчества, в том числе русского фольклора;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (русской) литературе;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке поведения и поступков литературных героев;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе воспитанные на положительных примерах из художественной литературы;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на профессиональный выбор и поступки литера турных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания родной литературы и литератур народов России;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания произведений родной литературы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе интерпретации литературных произведений; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в произведениях родной литературы (русской);
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и литератур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы, индивидуально и в группе
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, включая программу по родной литературе (русской), у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫМетапредметные результаты освоения рабочей программы учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература должны отражать:
МР 1. базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
МР 1.1 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне;
МР 1.2 устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
МР 1.3 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
МР 1.4 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
МР 1.5 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
МР 1.6 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (русской) литературе;
МР 1.7 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;
МР 2 базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
МР 2.1 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР 2.2 осуществлять различные виды по получению нового знания по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
МР 2.3 владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
МР 2.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
МР 2.4 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
МР 2.5 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
МР 2.6 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
МР 2.7 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
МР 2.8 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений родной литературы (русской), в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
МР 2.9 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
МР 2.10 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтерна тивные решения;
МР 3 работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
МР 3.1 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении программы курса родной литературы (русской);
МР 3.2 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
МР 3.3 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
МР 3.4 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР 3.5 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
МР 4. умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действии:
МР 4.1 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по предмету;
МР 4.2 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
МР 4.3 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской);
МР 4.4 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения.
МР 5 У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
МР 5.1 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях;
МР 5.2 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
МР 5.3 давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении;
МР 5.4 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с использованием читательского опыта;
МР 5.5 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
МР 5.6 оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;
МР 5.7 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской) литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень.
МР 6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других, эмоционального интеллекта как часть регулятивных универсальных учебных действий:
МР 6.1 давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
МР 6.2 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
МР 6.3 использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений курса родной (русской) литературы;
МР 6.4 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
МР 6.5 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности,
в том числе на занятиях по родной литературе (русской);
МР 6.6 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в произведениях родной (русской) литературы;
МР 6.7 признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на литературные темы;
МР 6.8 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по родной литературе (русской).
МР 7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
МР 7.1 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе (русской);
МР 7.2 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
МР 7.3 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Родная литература (русская)»;
МР 7.4 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
МР 7.5 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
МР 7.6 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература должны отражать:
ПРб 1. сформированность представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры своего народа;
ПРб 2. осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности; понимание родной литературы (русской) как художественного отражения традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей;
ПРб 3. сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним; как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;
ПРб 4. понимание родной литературы (русской) как особого способа познания жизни, культурной самоидентификации; сформированность чувства причастности к истории, традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений;
ПРб 5. понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской), сопоставление их с текстами литератур народов России и зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;
ПРб 6. владение умениями филологического анализа художественного текста; выявление базовых концептов национального языка, создающих художественную картину мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом, семья, очаг и др ; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка родной литературы (русской); свободное использование понятийного аппарата теории литературы и др ;
ПРб 7. сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы (русской) на историко-культурной основе, сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; владение умением использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
ПРб 8. владение умениями познавательной, учебной проектно- исследовательской деятельности; умением осуществлять литературоведческое исследование историко- и теоретико-литературного характера с использованием первоисточников, научной и критической литературы, в том числе в электронном формате с применением различных форм работы в медиапространстве;
ПРб 9. владение умениями творческой переработки художественных текстов, создания собственных высказываний, содержащих аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного (развёрнутые ответы на вопросы, рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, сочинения, эссе, доклады, рефераты и др )
ПРб 10. осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем
2. Паспорт фонда оценочных средств
2.1 Общие положения
Результатом освоения учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература является готовность обучающегося понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
Формой промежуточной аттестации по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература является дифференцированный зачет во 2 семестре.
2.2 Подлежащие проверке результаты освоения учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература
Содержание программы учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература направлено на достижение следующих планируемых результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результаты освоения программы среднего общего образования по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, в том числе
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произ ведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской литературы;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и при анализе литературного произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе отражёнными в литературных произведениях;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе художественной литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и на родного творчества, в том числе русского фольклора;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (русской) литературе;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке поведения и поступков литературных героев;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе воспитанные на положительных примерах из художественной литературы;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на профессиональный выбор и поступки литера турных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания родной литературы и литератур народов России;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания произведений родной литературы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе интерпретации литературных произведений; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в произведениях родной литературы (русской);
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и литератур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы, индивидуально и в группе
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, включая программу по родной литературе (русской), у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫМетапредметные результаты освоения рабочей программы учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература должны отражать:
МР 1. базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
МР 1.1 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне;
МР 1.2 устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
МР 1.3 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
МР 1.4 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
МР 1.5 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
МР 1.6 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (русской) литературе;
МР 1.7 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;
МР 2 базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
МР 2.1 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР 2.2 осуществлять различные виды по получению нового знания по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
МР 2.3 владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
МР 2.3 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
МР 2.4 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
МР 2.5 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
МР 2.6 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
МР 2.7 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
МР 2.8 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений родной литературы (русской), в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
МР 2.9 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
МР 2.10 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтерна тивные решения;
МР 3 работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
МР 3.1 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении программы курса родной литературы (русской);
МР 3.2 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
МР 3.3 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
МР 3.4 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР 3.5 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
МР 4. умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действии:
МР 4.1 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по предмету;
МР 4.2 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
МР 4.3 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской);
МР 4.4 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения.
МР 5 У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
МР 5.1 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях;
МР 5.2 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
МР 5.3 давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении;
МР 5.4 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с использованием читательского опыта;
МР 5.5 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
МР 5.6 оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;
МР 5.7 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской) литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень.
МР 6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других, эмоционального интеллекта как часть регулятивных универсальных учебных действий:
МР 6.1 давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
МР 6.2 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
МР 6.3 использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений курса родной (русской) литературы;
МР 6.4 оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
МР 6.5 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности,
в том числе на занятиях по родной литературе (русской);
МР 6.6 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в произведениях родной (русской) литературы;
МР 6.7 признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на литературные темы;
МР 6.8 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по родной литературе (русской).
МР 7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
МР 7.1 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе (русской);
МР 7.2 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
МР 7.3 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Родная литература (русская)»;
МР 7.4 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
МР 7.5 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
МР 7.6 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература должны отражать:
ПРб 1. сформированность представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры своего народа;
ПРб 2. осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности; понимание родной литературы (русской) как художественного отражения традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей;
ПРб 3. сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним; как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;
ПРб 4. понимание родной литературы (русской) как особого способа познания жизни, культурной самоидентификации; сформированность чувства причастности к истории, традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений;
ПРб 5. понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской), сопоставление их с текстами литератур народов России и зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;
ПРб 6. владение умениями филологического анализа художественного текста; выявление базовых концептов национального языка, создающих художественную картину мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом, семья, очаг и др ; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка родной литературы (русской); свободное использование понятийного аппарата теории литературы и др ;
ПРб 7. сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы (русской) на историко-культурной основе, сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; владение умением использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
ПРб 8. владение умениями познавательной, учебной проектно- исследовательской деятельности; умением осуществлять литературоведческое исследование историко- и теоретико-литературного характера с использованием первоисточников, научной и критической литературы, в том числе в электронном формате с применением различных форм работы в медиапространстве;
ПРб 9. владение умениями творческой переработки художественных текстов, создания собственных высказываний, содержащих аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного (развёрнутые ответы на вопросы, рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, сочинения, эссе, доклады, рефераты и др )
ПРб 10. осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем
2.3 Требования к результатам освоения учебного предмета ДУПКВ.01 Родная литература
С целью овладения указанным видом учебного предмета и соответствующими общими компетенциями обучающийся должен:
должен знать:
З1 образную природу словесного искусства;
З2 содержание изученных литературных произведений;
З3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
З4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
З5 основные теоретико-литературные понятия.
З6 осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
З7 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
З8 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
З9 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
уметь:
У1 воспроизводить содержание литературного произведения;
У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения п истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У4 определять род и жанр произведения;
У5 сопоставлять литературные произведения;
У6 выявлять авторскую позицию;
У7 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У8 аргументировано формулировать свое отношение
к прочитанному произведению;
У9 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы,
У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
У11 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
У12 участия в диалоге или дискуссии;
У13 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
У14 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
У15 самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
2.4 Содержание предмета
Наименование разделов:
Раздел 1. «Времена не выбирают»;
Раздел 2. «Тайны русской души»;
Раздел 3. «В поисках счастья»
Раздел 4. «Человек в круговороте истории»;
Раздел 5. «Загадочная русская душа»;
Раздел 6. «Существует ли формула счастья?»
3. Структура фонда оценочных средств по учебному предмету
ДУПКВ.01 Родная литература
№ п/п | Наименование оценочных средств | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Контролируемые результаты | Кол-во вариантов |
| Текущий контроль | Раздел 1 | МР, ЛР, ПР, У1- У15, З1 -З9 |
1 1 |
| Текущий контроль
| Раздел 2 | МР, ЛР, ПР, У1- У15, З1 -З9 | 4 |
| Текущий контроль
| Раздел 3
| МР, ЛР, ПР, У1- У15, З1 -З9 |
3 |
| Текущий контроль | Раздел 4 | МР, ЛР, ПР, У1- У15, З1 -З9 | 1 |
| Текущий контроль
| Раздел 5 | МР, ЛР, ПР, У1- У15, З1 -З9 | 3 |
| Текущий контроль | Раздел 6
| МР, ЛР, ПР, У1- У15, З1 -З9 | 2 |
4. КОМПЛЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература
Текущий контроль №1
Раздел 1. Времена не выбирают
Напишите сочинение по теме (на выбор):
Тема 1. Враг этот был — крепостное право
Тема 2. Хождение в народ
Тема 3. Время — это испытанье
Текущий контроль №2
Раздел 2. Тайны русской души
Напишите сочинение по теме (на выбор):
Тема 4. Русский Гамлет
Тема 5. Не стоит земля без праведника
Тема 6. Любовью всё спасается
Текущий контроль №3
Раздел 3. В поисках счастья
Напишите сочинение по теме (на выбор):
Тема 1. Не накажи меня подобным счастьем
Тема 2. И безумно, мучительно хочется счастья
Тема 3. На свете счастье есть
Тема 4. Главное – перевернуть жизнь
Текущий контроль № 4
Раздел 4. Человек в круговороте истории
Напишите сочинение по теме (на выбор):
Тема 1. На далёкой Гражданской…
Тема 2. Жить вне России
Тема 3. Я не участвую в войне – она участвует во мне
Тема 4. Россия – это совесть
Текущий контроль № 5
Раздел 5. Загадочная русская душа
Напишите сочинение по теме (на выбор):
Тема 1. Любовь и милосердие
Тема 2. Дорогие мои старики
Тема 3. Бывает всё на свете хорошо
Тема 4. Бессмертно всё
Текущий контроль № 6
Раздел 6. Существует ли формула счастья?
Напишите сочинение по теме (на выбор):
Тема 1. И надо спешить жить
Тема 2. В чём заключается счастье?
Тема 3. Если б я мог вернуть рассвет!
Тема 4. А счастье всюду
Самостоятельная работа
Рефераты по творчеству поэтов и писателей (Л. Толстой, Н. Г. Помяловский, Р. Рождественский, В. С. Высоцкий и др.)
Условия выполнения заданий:
Напечатать материал по предложенным темам, выступить с сообщением перед студентами.
Критерии оценки:
«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;
«4» - менее продуманные ответы;
«3» - ответ краткий или плохо подготовленный;
«2» - ответы не подготовлены.
6.Перечень вопросов для дифференцированного зачета по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература
Устно ответьте на вопросы:
Тема 1. Враг этот был — крепостное право
Тема 2. Хождение в народ
Тема 3. Время — это испытанье
Тема 4. Русский Гамлет
Тема 5. Не стоит земля без праведника
Тема 6. Любовью всё спасается
Тема 7. Не накажи меня подобным счастьем
Тема 8. И безумно, мучительно хочется счастья
Тема 9. На свете счастье есть
Тема 10. Главное – перевернуть жизнь
Тема 11. На далёкой Гражданской…
Тема 12. Жить вне России
Тема 13. Я не участвую в войне – она участвует во мне
Тема 14. Россия – это совесть
Тема 15. Любовь и милосердие
Тема 16. Дорогие мои старики
Тема 17. Бывает всё на свете хорошо
Тема 18. Бессмертно всё
Тема 19. И надо спешить жить
Тема 20. В чём заключается счастье?
Тема 21. Если б я мог вернуть рассвет!
Тема 22. А счастье всюду
7. Критерии оценки дифференцированного зачета (устного ответа) по учебному предмету ДУПКВ.01 Родная литература
Оценка «5» ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы.
Оценка «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы отвечает без затруднений, не делает грубых ошибок.
Оценка «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала, делает ошибки.
Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание материала, не выполняет поставленную задачу, делает грубые ошибки, отвечает только на наводящие вопросы.
8.Список использованных источников:
Учебная литература для студентов (основная)
Родная русская литература : 11-класс : базовый уровень : учебное пособие / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. – Москва : Просвещение 2023. – 192 с. : ил.
Интернет-ресурсы
«Инфоурок.ру» – материалы для учителей. Режим доступа: https://infourok.ru
Онлайн-школа Фоксфорд. Режим доступа: https://foxford.ru
Единая коллекция образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Раздел 1. Времена не выбирают:
А.И. Герцен. «Сорока-воровка»;
Л.Н. Толстой «Утро помещика», «Поликушка;
Н.С. Лесков «Житие одной бабы»;
В.Г. Короленко «Дети подземелья», «История моего современника»;
А.С. Кушнер» Времена не выбирают…» (стихи), В.С. Высоцкий «Оплавляются свечи…» (стихи), А.А. Вознесенский «Живите не в пространстве, а во времени…» (стихи);
Раздел 2. Тайны русской души:
И.С. Тургенев. «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека»;
Н.С. Лесков. Рассказы «Кадетский монастырь», «Пигмей», «Инженеры-бессребренники» (из цикла «Праведники»);
Ф.М.Достоевский. «Столетняя», «Кроткая» (из «Дневника писателя»); А.П. Чехов. «Душечка», «Дуэль», «Верочка» и др.;
Раздел 3. В поисках счастья:
Повести и романы: Н. Г. Помяловский «Мещанское счастье» (фрагменты), И. Н. Потапенко «Не герой» (фрагменты) и др.;
С. Я. Надсон. Стихотворения (одно по выбору) Например:
«Я вчера ещё рад был отречься от счастья…», «Я долго счастья ждал…», «Любовь — обман, и жизнь — мгновенье…» и др Рассказы и повести:
А. Я. Яшин «Первый гонорар», «Угощаю рябиной»; Ю. В. Буйда «О реках, деревьях и звёздах», «Свинцовая Анна»; Г. И. Полонский «Доживём до понедельника» и др.;
А. П. Чехов. Рассказы «Неве ста», «О любви» и др.;
Раздел 4. Человек в круговороте истории:
Стихотворения (три по выбору) Например: М. И. Цветаева;
«Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь! », «Юнкерам, убитым в Нижнем»; Н. Н. Асеев «Марш Будённого», «Кумач»; М. А. Волошин «Гражданская война», «Бойня» и др
Рассказы (один по выбору) Например: В. В. Набоков «Брит- ва»; И. С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зару- бежной»), очерк «Душа Родины» и др.;
А. Платонов. Рассказы «Взы скание погибших», «Одухотворённые люди» и др
Стихотворения (два по выбору). Ю. П. Кузнецов
«Возвращение» («Шёл отец, шёл отец невредим…»), «Память» («Снова память тащит санки по двору…»); Ю. Д. Левитанский
«Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям» («Я, побывавший там, где вы не бывали…») и др.;
И. Грекова. Рассказы и повести «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты) и др.;
Раздел 5. Загадочная русская душа:
Рассказы и повести В. В. Вересаев «Марья Петровна», Б. А. Пильняк «Первый день весны», Н. А. Тэффи «Дэзи», К. М. Симонов «Малышка» и др Б. П. Екимов Рассказы «Родня», «Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да ма- лый» и др.;
А. Г. Битов Рассказы (один по выбору) «Солн- це», «Большой шар», «Автобус», «Пятница, вечер» и др (из цикла «Аптекарский остров»);
А. А. Тарковский. Стихотворения (два по выбору) «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствиям не верю, и примет…»), «Первые свидания» и др.;
Раздел 6. Существует ли формула счастья?
Стихотворения (одно по выбору) М. А. Светлов
«Гренада», «Каховка», «Моя поэзия»; В. В. Маяковский «До- мой!» и др.;
М. М. Зощенко Рассказы (один по выбору). Например: «Счастье», «Семейное счастье» и др.;
В. О. Богомолов. Рассказы (один по выбору). Например: «Первая любовь», «Сердца моего боль» и др.;
Рассказы (два по выбору) Например: В. М. Сотников «Совпадение», В. С. Токарева «Самый счастливый день», «Золотой ключик»; Т. Е. Веденская «Сияющие аметисты» и др.