Фонд оценочных средств по русскому языку для 3 класса
Контроль за уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в форме различных письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов, грамматических заданий.
Критерии оценивания
«5» – 85-100 баллов;
«4» – 65-84 баллов;
«3» – 35-64 баллов;
«2» –34 и менее баллов.
Критерии оценивания для обучающихся ОВЗ (ЗПР)
«5» – 75-100 баллов;
«4» – 55-74 баллов;
«3» – 30-54 баллов;
«2» –29 и менее баллов
Методика проведения диктанта
Текст диктанта читается три раза.
I. Целевая установка на аудирование
−Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии
с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть
орфографическим, «подсказывающим».
−Обучающиеся слушают.
−На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения
незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли
слова им понятны).
II. Целевая установка на письмо под диктовку
−Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает
предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи
предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель
диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие
смысловые отрезки.
−Обучающиеся записывают.
−Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон,
предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко
и внятно, чётко произнося слова.
−Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного
пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не
изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое
проговаривание.
III. Целевая установка на самопроверку
−По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до
конца, делая паузы между отдельными предложениями.
−Обучающиеся проверяют написанное.
Входной контрольный диктант
Цель: выявить, в какой степени утратился навык правописания, приобретённый за два года обучения. Проверить умение оформлять предложение, писать слова без пропусков букв и раздельно в предложении, обозначать твёрдые и мягкие согласные, писать мягкий знак между двумя согласными и разделительный мягкий знак, безударные гласные в словах.
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматические задания:
1.Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Разделите слова для переноса.
русский, майка
3.В третьем предложении подчеркните грамматическую основу.
Система оценивания входного контроля
! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются |
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
| Осенью Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. Слова для справок: ходим, воздухом. | |
Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов. Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка. Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл |
| Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами | 4 |
| Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие трёх исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами | 3 |
| Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора написания заключены в грамматических (в роще, в поле; колют, борются) и фонетических (шило, жизнь; чаща, чайник) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; головка – голова; устный – уста). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная | |
Допущено три-четыре ошибки | 2 |
Допущено пять ошибок | 1 |
Допущено более пяти ошибок | 0 |
| Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 7 |
Грамматические задания
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Мы часто ходим в ближний лесок. В данном предложении 6 слов. | |
Верно определено количество слов в предложении | 1 |
Неверно определено количество слов в предложении | 0 |
Максимальный балл | 1 |
2. Разделите слова для переноса.
русский, листья
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
рус-ский, май-ка | |
Верно разделены на слоги для переноса оба слова | 2 |
Верно разделено на слоги для переноса одно слово | 1 |
Ошибочно разделены на слоги для переноса оба слова | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3.В третьем предложении подчеркните грамматическую основу.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Яркие краски радуют глаз. --------- | |
Верно подчеркнута грамматическая основа предложения | 1 |
Верно обозначен только один главный член предложения. ИЛИ Наряду с верным обозначением подлежащего и/или сказуемого теми же графическими знаками (соответственно одной или двумя чертами) подчёркнуты второстепенные члены (второстепенный член) предложения. ИЛИ Все главные члены предложения обозначены неверно / не обозначены | 0 |
Максимальный балл | 1 |
| |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 11.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 |
Система оценивания выполнения всей работы для обучающихся ОВЗ (ЗПР)
Максимальный балл за выполнение работы − 11.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–2 | 3-5 | 6-7 | 8-11 |