Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Биология
для профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Фонды оценочных средств для текущего, промежуточного и итогового контроля по учебной дисциплине Биология разработаны для профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ
Разработчик:
Климова Е.Ю., преподаватель
ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж».
1. Общие положения.
Фонды оценочных средств (ФОС) предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины Биология
ФОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета в I семестре.
ФОС разработаны на основании ФГОС СПО по профессии Мастер отделочных строительных работ основной профессиональной образовательной программы по профессии Мастер отделочных строительных работ рабочей программы Биология
Паспорт фонда оценочных средств.
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
1 | Клетка | ОК1,2,3,4 | Вопросы для коллоквиума, собеседования Темы рефератов (докладов, сообщений, эссе) Групповые (индивидуальные) творческие задания Комплект тестовых заданий Комплект терминологических диктантов |
2 | Организм | ОК 1,2,3,4 | Вопросы для коллоквиума, собеседования Темы рефератов (докладов, сообщений, эссе) Групповые (индивидуальные) творческие задания Комплект тестовых заданий Комплект терминологических диктантов |
3 | Вид | ОК 1,2,3,4 | Вопросы для коллоквиума, собеседования Темы рефератов (докладов, сообщений, эссе) Групповые (индивидуальные) творческие задания Комплект тестовых заданий Комплект терминологических диктантов |
4 | Экосистемы | ОК 1,2,3,4 | Вопросы для коллоквиума, собеседования Темы рефератов (докладов, сообщений, эссе) Групповые (индивидуальные) творческие задания Комплект тестовых заданий Комплект терминологических диктантов |
| | ОК1,2,3,4 | Комплект вопросов для дифференцированного зачета |
Вопросы для коллоквиума, собеседования
по дисциплине Биология
Раздел 1 Клетка
Смысл понятий: жизнь, биология
Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы
Перечислите основные признаки живой материи
Какие уровни организации характерны для живой природы
Сформулируйте основные положения клеточной теории
Какие органоиды характерны только для растительной клетки
Назовите основные органоиды клетки и их функции
Особенности растительной и животной клетки
Главные составные части клетки, органоиды цитоплазмы, включения, хромосомы их строение
В чем проявляется взаимосвязь клетки с окружающей средой?
Какие вещества из окружающей среды необходимы клеткам растительных, животных организмов?
Какие особенности строения молекул определенных веществ позволяют им выполнять энергетическую и строительную функции? Назовите такие вещества.
Что такое биополимеры? Каким образом они образуются? Каковы условия их возникновения?
Почему молекулу АТФ называют аккумулятором энергии?
Охарактеризуйте метаболизм как важнейший и необходимейший процесс в органическом мире.
В чем и каким образом проявляется взаимосвязь питания, дыхания и выделения в обмене веществ и энергии? Приведите примеры проявления этих процессов в жизнедеятельности любого организма.
Как образуются белки в клетках? Каковы обязательные условия процесса биосинтеза?
Какие биохимические реакции осуществляются в процессе фотосинтеза?
Какова роль растений на Земле?
Раздел 2 Организм
Приведите примеры органических и неорганических веществ характерных для организма человека
Какие органические вещества относятся к углеводам
Какие органические вещества называются липидами
Что является структурным элементом молекулы белка
В чем принципиальное различие первичной, вторичной, третичной и четвертичной структуры белка
Какие функции выполняют белки в организме человека
В каких процессах участвуют нуклеиновые кислоты
Назовите периоды интерфазы
Кратко охарактеризуйте основные периоды интерфазы
Охарактеризуйте биологическую роль мейоза
Составьте схему сперматогенеза
Составьте определение понятий «размножение», «вегетативное размножение», «бесполое размножение», «половое размножение»
Обоснуйте биологическую роль полового размножения
Закончите фразу: »Индивидуальное развитие конкретного организма называется…»
Перечислите основные стадии эмбрионального развития
Назовите три типа постэмбрионального развития животных.
Сформулируйте понятия «прямое развитие», «непрямое развитие с полным метаморфозом», непрямое развитие с неполным метаморфозом»
Приведите примеры организмов, для которых характерно: а) прямое развитие, б) развитие с полным метаморфозом, в) развитие с неполным метаморфозом
Раздел 3 Вид
Кратко охарактеризуйте роль работ К.Линнея для развития биологии и подготовки почвы к возникновению эволюционной теории
Укажите причину эволюции по Ж.Б.Ламарку
Сформулируйте понятие «эволюция», «движущие силы эволюции», «филогенез», «революционное развитие»
Назовите фамилию учёного, основоположника научной теории эволюции
Перечислите основные предпосылки создания научной эволюционной теории
Назовите основной научный труд Ч.Дарвина, в котором он изложил основы теории эволюции органического мира
Кратко охарактеризуйте роль естественного и искусственного отбора в эволюции
Приведите два примера, иллюстрирующих внутривидовую борьбу за существование
Приведите два примера, иллюстрирующих, межвидовую борьбу за существование
Приведите два примера, иллюстрирующих борьбу с неблагоприятными условиями
Приведите примеры покровительственной окраски, мимикрии, маскировки и предупреждающей окраски и укажите , спасают ли эти виды приспособленности организмов от их гибели
Раздел 4 Экосистемы
Сформулируйте понятия «экология», «глобальная экология», «экология растений», «экология животных», «экология человека»
Назовите среды обитания организмов
Составьте сравнительную характеристику живого организма и почвы как среду обитания для других организмов
Назовите известные Вам критерии вида
Сформулируйте понятие «экосистема» и проанализируйте условия устойчивости природных экосистем
На конкретных примерах покажите роль абиотических факторов в формировании тех или иных экосистем
Покажите роль биотических факторов в формировании экосистем
Сформулируйте понятие «антропогенные факторы», покажите общее и различие в сущности биогенных и антропогенных факторов
Назовите три отрасли производственной деятельности человека, отрицательно воздействующих на природу
Назовите основные оболочки планеты Земля
Сформулируйте понятие «биосфера» и назовите оболочки Земли, где она располагается
Сформулируйте понятие «ноосфера», назовите фамилии учёных, введших это понятие в науку
Сформулируйте понятие «кислотные дожди» и объясните причины их появления
Охарактеризуйте «тепличный эффект» и назовите вещества, его вызывающие
Охарактеризуйте роль создания заповедных территорий в природоохранной деятельности
Дайте краткую характеристику строения и газового состава атмосферы Земли
В чем суть проблемы парникового эффекта
Каковы последствия глобального потепления климата Земли
Какие загрязнители наиболее опасны для озонового экрана Земли
Объясните причину разрушения озонового экрана Земли
Каковы причины и последствия проблемы кислотных дождей
Какие химические элементы относятся к биофильным
Раскройте содержание понятий «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера»
Почему биоразнообразие является непременным условием устойчивости экосистем
Какие экологические факторы называются антропогенными
Как происходит передача вещества и энергии в экосистемах? Приведите пример
Каковы последствия хозяйственной деятельности человека
Какое содержание имеет понятие «рациональное природопользование».
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно, правильно излагает содержание вопроса, хорошо знает терминологию, спокойно, без запинки, переключается на следующий вопрос, полно отвечает на дополнительные вопросы;
- оценка «хорошо» хорошо знает основной материал, но отвечает сбивчиво, допускает неточности в терминологии и в ответе на дополнительные вопросы;
- оценка «удовлетворительно» если его знания фрагментарные, разрозненные, но он владеет общими сведениями и знаниями по данному вопросу;, затрудняется отвечать на дополнительные и уточняющие вопросы;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не знает большей части основного содержания изученной темы и допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий, отвечает на дополнительные вопросы не полно.
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если прочно усвоил предусмотренный программный материал;
- правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;
- показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов
- без ошибок выполнил практическое задание.
Обязательным условием выставленной оценки является правильная речь в быстром или умеренном темпе;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не справился с 50% вопросов, в ответах на другие вопросы допустил существенные ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем.
Темы рефератов (докладов, сообщений, эссе)
по дисциплине Биология
Раздел 1 Клетка
Клеточная теория
Химический состав организмов
Биосинтез белков
Фотосинтез
Генная инженерия
Клеточная инженерия
Раздел 2 Организм
Внутренняя среда организма
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки
Профилактика ВИЧ/СПИД» или «Вопрос толерантного отношения к ВИЧ инфицированным
Биологические часы
Научные открытия Г. Менделя
Научные открытия Н.И. Вавилова
-Продолжительность митоза в клетках различных видов живых существ
-Значение бесполого размножения
-Роль бесполого и полового размножения
Раздел 3 Вид
Генетика и медицина
Эволюционное учение Ч.Дарвина
Сбалансированное питание.
Биотехнология, её достижения
Клонирование животных
Доказательства эволюции
Анабиоз
Раздел 4 Экосистемы
Рациональное природопользование
Глобальные экологические проблемы
Основы здорового образа жизни
Воздействие экологических факторов на организм человека
Приспособления организмов к водной среде
Приспособление организмов к воздушной среде
Приспособление организмов к наземной среде
Абиотические и биотические факторы среды
Антропогенные факторы среды
Что может естественный отбор: удивительные приспособления (орхидеи, насекомые, птицы)
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы; если он в реферате, докладе приводил мнения различных ученых, выдвигал собственное мнение и отстаивал его, опираясь на аргументированные доводы.
оценка «хорошо» выставляется студенту, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы, если он в реферате, докладе приводил мнения различных ученых, выдвигал собственное мнение, однако отстаивал свою позицию недостаточно аргументировано.
оценка «удовлетворительно» выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод; если студент в реферате, докладе показал, что имеет хорошие знания темы, однако не имеет собственного мнения, либо не умеет аргументировать его, либо не имеет его, представляет свои доводы неубедительно, не задействует необходимое количество источников по теме;
оценка «неудовлетворительно» выставляется, если тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, если студент не имеет необходимый объем знаний по теме и не раскрыл тему в реферате, докладе.
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он в теме доклада, реферата, эссе полностью раскрыл смысл и содержание темы, не допустил ошибок и неточностей, сделал логичные и правильные выводы, показал способность ориентироваться в учебной и научной литературе по теме доклада, эссе, реферата;
- оценка «не зачтено» студенту, если он в теме доклада, реферата, эссе не полностью раскрыл смысл и содержание темы, допустил ошибки и неточности, не сделал логичные и правильные выводы, показал неспособность ориентироваться в учебной и научной литературе по теме доклада, эссе, реферата;
Темы групповых (индивидуальных) творческих заданий
по дисциплине Биология
Темы презентаций
Раздел 1 Клетка
Биосинтез белков.
Транскрипция ДНК
Энергетический обмен в клетках.
Строение и функции органоидов клетки.
Неорганические вещества клетки
Органические вещества клетки
История клеточной теории, её положения»
Биосинтез белка
Раздел 2 Организм
Репродуктивное здоровье
Образование половых клеток. Оплодотворение
Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека
Моногибридной скрещиванье. Первый и второй законы Менделя
Дигибридное скрещиванье. Третий закон Менделя
Множественное действие генов и взаимодействие генов
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика
Раздел 3 Вид
Типы изменчивости
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
Теория происхождения видов Ч. Дарвина
Приспособленность организмов к окружающей среде
Возникновение и начальные этапы жизни на Земле
Раздел 4 Экосистемы
Устойчивость экологических систем.
Круговорот веществ в природе.
Устойчивое развитие в глобальном мире.
Человек и окружающая среда
Задание выполняют студенты по 4 человека в группе. Презентация должна содержать не менее 12-15 слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если презентация полностью отражает тему задания, в конце презентации приведены либо тест, либо кроссворд по данной теме, презентация выполнена технически правильно, с соблюдением всех требований;
- оценка «хорошо» если презентация полностью отражает тему задания, выполнена технически правильно, но отсутствуют задания для закрепления изученного материала, есть нарушения в требованиях, предъявляемых для создания презентации.
- оценка «удовлетворительно» если презентация не полностью отражает тему задания, отсутствуют задания для закрепления изученного материала, есть нарушения в требованиях, предъявляемых для создания презентации.
- оценка «неудовлетворительно» презентация не выполнена.
Комплект тестовых заданий
по дисциплине Биология
Раздел 1 Клетка
1. Биология - это наука о:
2. Современными методами биологии являются:
3. Сущность жизни следует понимать как:
4. Основными свойствами живого являются:
5. Молекулярный уровень организации живого представлен:
6. Клеточный уровень организации живого представлен:
7. Тканевой уровень организации живого представлен:
8. Онтогенетический уровень организации живого представлен:
9. Популяционно-видовой уровень организации живого – это есть:
10. Биоценотический уровень организации живого – это:
11. Клетка – это:
12. Клеточную теорию сформулировали:
13. Сущность клеточной теории заключается в:
14. К эукариотам относятся:
15. Доклеточными формами жизни являются:
16. К прокариотам относятся:
17. Эукариотические клетки характеризуются:
18. Органоидами клеток называют:
19. К органоидам клеток относятся:
20. Основной функцией рибосом в клетках являются:
21. Митохондрии в клетках выполняют функции:
22. Лизосомы в клетках необходимы для:
23. Назначение ЭПС в клетке:
24. Центросомы обеспечивают в клетке:
25. Комплекс Гольджи в клетке выполняет функцию:
26. Включениями клетки могут быть:
27. Основное назначение ядра клетки заключается в:
Раздел 2 Организм
1. В состав нуклеиновых кислот входят:
2. Мономером нуклеиновых кислот является:
3. Нуклеотид состоит из:
4. ДНК отличается от РНК:
5. Информационная РНК образуется в результате:
6. Транспортная РНК выполняет функцию:
7. Мономерами белков являются:
8. Белки в живом организме необходимы для:
9. Последовательность фаз митоза:
10. Биологическое значение митоза состоит в том, что:
11. Сущность вегетативного размножения состоит:
12. Гаметы – это:
13. Сперматозоид отличается от яйцеклетки:
14. Набор хромосом в сперматозоиде человека:
117. Набор хромосом в яйцеклетке человека:
15. Способ деления клеток в процессе гаметогенеза:
16. Партеногенез – это:
17. Последовательность стадий в профазе I мейоза:
18. Зигота – это:
19. В зиготе набор хромосом:
20. Партеногенез – это:
21. Биологическая роль воды в клетке:
22. Роль минеральных солей в клетке:
23. Биологическое значение белков в клетке:
24. Фагоцитоз – это:
25. Пиноцитоз – это:
26. Электронная микроскопия позволяет проводить исследование:
27. Назначение АТФ в клетке:
28. АТФ синтезируется в результате:
Раздел 3 Вид
1. К автотрофным организмам относится (-сятся)
1) дрожжи; 3) зелёные мхи
2) амёба; 4) человек
2. Организм, в теле которого образуются мужские и женские половые клетки, называется
1) клон
2) мутант
3) гермофродит
4) раздельнополыми
3. Генотип гомозиготного организма
1) АА; 2) Вв; 3) Аа; 4) ВА
4. Скрещивая низкорослые растения гороха (вв) с растениями высокими (ВВ) их первое поколение при полном доминировании будет –
1) высоким
2) средней высоты
3) низкорослым
4) часть низкорослым, часть высоким
5.Значение полового размножения состоит в том, что
1) образуется небольшое число особей
2) появляется потомство с наследственностью двух родителей
3) у потомков копируется наследственность одного из родителей
4) оно происходит при наступлении благоприятных условий
6.Какой способ размножения растений создаёт потомство с более разнообразной наследственностью?
1) корневищем
2) семенами
3) надземными побегами
4) видоизменёнными корнями
7. Увеличение веса тела у домашнего животного при изменении рациона питания относят к изменчивости
1) модификационной
2) цитоплазматической
3) генотипической
4) связанной с перестройкой хромосом
8. Модификационные изменения не играют большой роли в эволюции, так как они
1) носят массовый характер
2) не затрагивают фенотип
3) не передаются по наследству
4) возникают у отдельных особей
9. Какие из названных клеток участвуют в бесполом размножении организмов
1) споры
2) сперматозоиды
3) яйцеклетки
4) гаметы
10. У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение
1) горох
2) майский жук
3) акула
4) амёба
11. При половом размножении дочерние особи развиваются из
1) одной неспециализированной клетки
2) двух неспециализированных клеток
3) слившихся неспециализированных клеток
4) слившихся специализированных клеток
12. Какой из перечисленных процессов относится к бесполому размножению
1) партеногенез
2) почкование
3) оплодотворение
4) гермафродизм
13. Из наружного зародышевого листка (эктодермы) в эмбриогенезе у хордовых животных развиваются
1) кожные покровы, нервная система и органы чувств
2) органы пищеварения и органы дыхания
3) скелет и мускулатура, органы кровообращения
4) органы дыхания и выделения
14. Размножение – это процесс
1) увеличение числа клеток
2) воспроизведения себе подобных;
3) развития организмов в процессе эволюции.
15. Зигота – это:
1) клетка, образовавшаяся путём мейоза;
2) половая клетка;
3) клетка, образовавшаяся путём слияния гамет.
16. Приспособление бычьего цепня к паразитическому образу жизни, упрощение его организации – это пример:
а) общей дегенерации;
б) ароморфоза;
в) идиоадаптации;
г) биологического регресса.
17.Примером идиоадаптации является:
а) утрата паразитическими червями органов чувств;
б) разнообразие парных плавников у разных видов рыб;
в) появление легких у земноводных;
г) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих.
3. Примером ароморфоза является:
а) уплощение тела у донных рыб;
б) покровительственная окраска у щуки;
в) редукция кишечника у свиного цепня;
г) возникновение многоклеточности.
18. Изменения путем идиоадаптации приводят к появлению систематических групп на уровне:
а) царств;
б) семейств;
в) типов;
г) классов.
19. Ароморфоз, благодаря которому древние пресмыкающиеся освоили наземную среду обитания:
а) внутреннее оплодотворение;
б) покровительственная окраска;
в) пятипалая конечность;
г) трехкамерное сердце.
20. По пути ароморфозов развивалась такая систематическая группа животных, как:
а) вид Лягушка прудовая;
б) род Лягушки;
в) класс Земноводные;
г) отряд Бесхвостые.
21. Эволюционный путь, приведший к образованию пятипалой конечности у наземных позвоночных:
а) идиоадаптация;
б) дегенерация;
в) ароморфоз;
г) регенерация.
22. К числу ароморфозов не относятся:
а) переход к трахейному дыханию у насекомых;
б) формирование цветка у покрытосеменных;
в) формирование различных форм венчика цветка у разных видов растений;
г) возникновение четырехкамерного сердца.
23. По А.Н.Северцову, биологический регресс связан со следующими процессами:
а) снижение численности особей тех или иных групп организмов;
б) сокращение их ареала;
в) сокращение числа видов или разновидностей;
г) все вышеперечисленное.
24. В состоянии биологического прогресса находятся такие виды, как:
а) тараканы;
б) мухи;
в) паразитические черви;
г) все вышеперечисленное.
Раздел 4 Экосистемы
1. Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в условиях пустыни:
а) отсутствие почвы и недостаток пищи;
б) избыток тепла;
в) избыток тепла и недостаток пищи;
г) недостаток влаги и пищи.
2. Основной фактор, регулирующий сезонные циклы у большинства растений и животных – это изменение:
а) влажности;
б) продолжительности дня и температуры;
в) температуры и влажности;
г) влажности, температуры и продолжительности дня.
3. Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служит:
а) солнечный свет;
б) солнечный свет и растительная пища;
в) солнечный свет и минеральные вещества;
г) растительная и животная пища.
4. По мере увеличения плотности популяции рост ее численности:
а) ускоряется;
б) то ускоряется, то замедляется;
в) замедляется;
г) не изменяется.
5. Примером биотических взаимоотношений по типу комменсализма является совместное существование:
а) коровы и червя сосальщика;
б) актинии и рака отшельника;
в) березы и гриба трутовика;
г) акулы и рыбы прилипалы.
6. Что называется биологическим оптимумом?
а) Наилучшее сочетание биотических факторов;
б) наилучшее сочетание всех факторов;
в) наилучшее сочетание абиотических факторов;
г) фактор, не выходящий за пределы оптимального.
7. Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются:
а) миграции лососевых рыб на нерест в реки:
б) расселение популяций животных;
в) открывание и закрывание раковин у моллюсков;
г) открывание и закрывание устьиц у растений.
8. Примером биотических взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:
а) рыжего и черного тараканов;
б) муравьев и тлей;
в) росянки и насекомых;
г) вороны и галки.
9. Какой из типов взаимоотношений приводит к полному истреблению одного вида другим?
а) Ни один вид взаимоотношений не приводит к полному истреблению одного вида другим;
б) хищничество;
в) паразитизм;
г) конкуренция.
10. К биотическим факторам среды относятся:
а) влажность и температура почвы;
б) разнообразие растений;
в) химический состав воды;
г) соленость воды.
11. Какой из факторов станет ограничивающим на больших океанических глубинах для водорослей?
а) Освещенность;
б) содержание кислорода;
в) количество углекислого газа;
г) температура воды.
12. Какой из приведенных примеров взаимоотношений показывает конкуренцию организмов?
а) Грибы подберезовик и подосиновик, растущие рядом;
б) сурепка, растущая на пшеничном поле;
в) клубеньковые бактерии на корнях бобовых;
г) повилика, растущая на других растениях.
13. Наиболее эффективно действие экологического фактора на организм проявляется при его значениях:
а) максимальных;
б) минимальных;
в) минимальных и максимальных;
г) оптимальных.
14. Экологические факторы воздействуют на организм:
а) одновременно и изолированно друг от друга;
б) одновременно и совместно друг с другом;
в) совместно друг с другом, но в определенной последовательности;
г) изолированно друг от друга и в определенной последовательности.
15. Из перечисленных биологических явлений суточным биоритмам подчиняются:
а) открывание и закрывание цветков у растений;
б) открывание и закрывание раковин у моллюсков;
в) миграции лососевых рыб на нерест в реки;
г) распускание почек и листопад у растений.
16. Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в условиях тундры:
а) недостаток влаги и тепла;
б) недостаток пищи и влаги;
в) недостаток тепла;
г) избыток влаги и недостаток пищи.
17.Примером биотических взаимоотношений по типу конкуренции является совместное существование:
а) вороны и синицы;
б) актинии и рака отшельника;
в) человека и человеческой аскариды;
г) канадской и европейской норки.
18. Численность популяции какого-либо вида из года в год остается постоянной потому, что:
а)каждый год гибнет одинаковое количество особей;
б) различные факторы среды противодействуют репродуктивному потенциалу популяции;
в) каждый год рождается одинаковое количество особей;
г) организмы не размножаются, если численность популяции превысит средний уровень.
19. Какой из факторов может считаться ограничивающим?
а) Фактор, наиболее приближенный по значению к оптимальному;
б) фактор, более всего отклоняющийся от оптимальных значений;
в) фактор, не выходящий за пределы оптимального;
г) фактор, совпадающий с пределами оптимального.
20. Примером биотических взаимоотношений по типу симбиоза является совместное существование:
а) березы и гриба трутовика;
б) росянки и насекомых;
в) клубеньковых бактерий и клевера;
г) коровы и червя сосальщика.
21. Что произойдет в результате длительной конкуренции двух видов растений?
а) Эволюция одного из видов;
б) прогрессивная эволюция двух видов;
в) вымирание обоих видов;
г) вымирание одного вида.
22. Организмы, как правило, приспосабливаются:
а) ко всему комплексу экологических факторов;
б) только к абиотическим факторам;
в) к одному, наиболее существенному фактору;
г) только к биотическим факторам.
23. Появление новых паразитов наряду со старыми:
а) стимулирует появление адаптаций у старых паразитов;
б) приводит к гибели хозяина;
в) не вызывает никаких изменений;
г) приводит к гибели старых паразитов.
24. Одним из важнейших результатов взаимоотношений между организмами является:
а) эволюционный прогресс видов;
б) возникновение генетического разнообразия;
в) регуляция численности организмов;
г) уменьшение числа мутаций.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, при выполнении 100% заданий теста
оценка «хорошо» выставляется студенту, при выполнении 75% заданий теста
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении 50% заданий теста
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении менее 50% заданий теста
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, при выполнении 50-100% заданий;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, при выполнении менее 50% заданий;
Комплект терминологических диктантов
по дисциплине Биология
Раздел 1 Клетка
Синтез белков происходит на …(рибосомах).
Синтез мембран, разделяющих клетку на отдельные отсеки, в которых протекают реакции обмена веществ, называются …(ЭПС).
Внутренние мембранные структуры хлоропластов называются …(граны).
Структуры, обеспечивающие движение клеток…(реснички и жгутики).
Стопки мембранных цилиндров, пузырьков, в которые упаковываются синтезированные в клетке вещества…(комплекс Гольджи).
Клеточная структура, содержащая генетический материал в форме ДНК…(ядро).
Регуляция поступления веществ в клетку осуществляется с помощью …(наружная клеточная мембрана).
Двумембранные органеллы клетки, где идет запасание энергии в виде молекул АТФ…(митохондрии).
Одномембранные структуры с продуктами обмена, характерные для растительных клеток…(вакуоль).
Органеллы клетки, в которых осуществляется синтез сахара…(пластиды).
Пористая структура из целлюлозы, придающая клетке прочность и постоянную форму …(клеточная стенка).
Одномембранные структуры с ферментами, осуществляющими расщепление веществ…(лизосомы).
Складки мембран митохондрий, увеличивающие общую площадь поверхности …(кристы).
Основное вещество клетки, в котором находятся все органеллы…(цитоплазма)
Полые цилиндры, состоящие из микротрубочек и участвующие в делении клетки…(центриоли).
Раздел 2 Организм
Митоз характерен для эукариот или прокариот?
Митоз – это прямое деление или непрямое деление клеток?
Соматические клетки содержат двойной или одинарный набор хромосом?
Как называется деление ядра при митозе?
Сколько клеток образуется при митозе?
Роль веретена деления в делении клетки?
Как называется деление цитоплазмы при митозе?
Дочерние клетки, образовавшиеся при митозе, являются генетически одинаковыми или нет?
Как делятся клетки при заживлении ран?
Мейоз характерен для половых или соматических клеток
Мейоз идет в одно деление или в два
Какой набор хромосом называется диплоидным?
Сближение хромосом в I фазе мейоза называется…
В результате мейоза из одной диплоидной клетки сколько образуется гаплоидных клеток?
Какой процесс мейоза увеличивает генетическое разнообразие половых клеток?
Как называется тип деления, когда из одной диплоидной клетки образуются четыре гаплоидные клетки?
В какую фазу мейоза происходит кроссинговер?
Между двумя делениями мейоза интерфаза есть или отсутствует?
Раздел 3 Вид
Когда появились птицы.
Когда появились двоякодышащие рыбы.
Когда появился цветок у растений.
Когда появились «панцирные» рыбы.
Когда образовались железные руды.
«Чертов палец» - это…….
Другое название карбона.
Организм, похожий на птицу и пресмыкающееся.
Какое происхождение имеет мел.
Современный представитель кистеперых.
Когда появились первые прокариоты.
Морские динозавры.
Век медуз.
Когда образовалась почва
Возраст Земли.
Раздел 4 Экосистемы
Науку о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой называют …
Совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и функционирующих как единое целое называют …
Термин «экология» впервые ввел ….
Часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них воздействие называется…
Компоненты среды, способные оказывать влияние на организмы, называют …
Факторы неживой природы, воздействующие на живой организм называются …
Факторы живой природы, воздействующие на живой организм называются …
Человеческий фактор, воздействующий на живую природу называется …
Значение фактора, которое наиболее благоприятно для жизнедеятельности, роста и размножения организмов, называют …
Диапазон изменчивости фактора, в пределах которой возможна жизнедеятельность организмов, называют …
Крайние значения фактора, за пределами которого невозможна жизнь, называются ….
Зоны между зоной оптимума и крайними точками выносливости, характеризующиеся увеличением или уменьшением действия фактора, ухудшающие жизнедеятельность особей, называются ….
Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется.. .
Совокупность всех факторов, которая требуется для существования вида, называют …
Реакция организмов на продолжительность дня называется …
Периодически повторяющиеся суточные или сезонные изменения в живых организмах или явлений природы, называются …
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, при выполнении 100% заданий
оценка «хорошо» выставляется студенту, при выполнении 75% заданий
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении 50% заданий
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении менее 50% заданий
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, при выполнении 50-100% заданий;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, при выполнении менее 50% заданий;
Комплект тестовых заданий для дифференцированного зачета
по дисциплине Биология
Изучение родословных в семьях, где есть наследственные заболевания – это сущность …………………………..метода.
Генетика – наука, изучающая законы …………..и…………, лежащие в основе эволюции органического мира.
Наследственность – свойство организма ………………………
Изменчивость – свойство организмов ………………………….
Генотип – совокупность ………………………………………….
Фенотип – совокупность …………………………………………
Нормой реакции называют …………………………………..
Форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа, называется…………..,
Моногибридным называют скрещивание родительских организмов, …………
Гомозиготные особи – особи, ………..в следующем поколении.
Гетерозиготные особи – особи, в потомстве у которых обнаруживается ………………
Мутации, приводящие к изменению числа хромосом называют ……………..
Мутации, связанные с перестройкой хромосом – это ………………. мутации .
Мутации, связанные с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК, называют ……….или …………..
Образование мужских половых клеток называется – ……………..
Образование женских половых клеток называется – ……………..
Сперматозоиды и яйцеклетки развиваются в …….. – ..…... и ..…..
В половой железе различают .. зоны: ……….., …..……, …………..
Селекция это наука о создании ……………………………………….
Порода, сорт или штамм – это ……………………………………….
Селекция – есть род практической деятельности, т.к. это процесс …………………
Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют
Онтогенез – это процесс…………………………………………….
Из эктодермы развиваются ………………………
Из энтодермы развиваются …………………………………………
Мезодерма дает начало …………………………………………….
Постэмбриональный период начинается с ……………………..
Существуют……………………..признаков живого.
Способность живых организмов к историческому развитию называется-………………
Световой микроскоп появился в……………………….
Фотосинтез осуществляется в………………………….
Захват клеткой твердых частиц называется-…………………….
Функция плазматической мембраны это -………от механических и физических воздействий.
Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи называется ………………….структурой.
Биолог впервые описавший нуклеиновые кислоты-………………………..
Дезоксирибонуклеиновая кислота-…………………….
Молекула ДНК содержит следующие азотистые основания:………..,………….,…………,……………
По принципу комплементарности допишите вторую цепь ДНК: А-Т-А-Ц-А-Г-Т-Ц-Г-А
АТФ-это……………………………кислота.
Информация о строении белка передается……………………….
Простые углеводы (……………..) – это…………..,………………..,……………..
Организмы, способные к фотосинтезу называются-………………………….
Живым организмам свойственна…………и…………………..степень организации.
Живые организмы способны…………….., …………….и………………..энергию окружающей среды.
Впервые с помощью светового микроскопа клетку обнаружил-…………
4. Плазматическая мембрана состоит из………………,…………………,…………
Захват клеткой жидких частиц пищи называется………………………
Эндоплазматическая сеть состоит из…………….,……………,………………..
Пептидная цепь, скручивающаяся в спираль – это………………….структура.
Мономером нуклеиновых кислот являются……………………..
Рибонуклеиновая кислота – это……………………
Аденин, гуанин, тимин и цитозин, азотистые основания: характерные для ………
По принципу комплементарности допишите вторую цепь ДНК: Т-А-Т-Г-Ц-А-Ц-А-
АДФ-это…………………………..кислота.
РНК, переносящая аминокислоты к рибосомам называется…………………...
К дисахаридам относятся -……………..,…………….,………………..
Организмы, не способные к фотосинтезу называются……………………
Наука о наследственности и изменчивости - …………….
Хромосомы одинаковые у самки и самца называют - ………
Оливковое дерево, капуста произошли из ……………….….центра
Приведите 3 примера приспособленности организмов.
Вставьте недостающие слова:архей- …… - палеозой - ……. – мезозой - ………
Вставьте недостающие слова: дриопитек - …– питекантроп - .....- неандерталец - …
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно, правильно излагает содержание вопроса, хорошо знает терминологию, полно отвечает на дополнительные вопросы;
- оценка «хорошо» хорошо знает основной материал, но отвечает сбивчиво, допускает неточности в терминологии и в ответе на дополнительные вопросы;
- оценка «удовлетворительно» имеет только основы естественнонаучных знаний, затрудняется отвечать на дополнительные и уточняющие вопросы;
- оценка «неудовлетворительно» имеет неполные знания основного материала, допускает грубые ошибки при ответе, отвечает на дополнительные вопросы не полно.
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если прочно усвоил предусмотренный программный материал;
- правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;
- показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов
- без ошибок выполнил практическое задание.
Обязательным условием выставленной оценки является правильная речь в быстром или умеренном темпе;
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не справился с 50% вопросов, в ответах на другие вопросы допустил существенные ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем
20