Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новая Кука
Утверждаю
директор МОУ СОШ с. Новая Кука
Л.П. Мошкутова
«___»____________2017
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
По предмету: литературное чтение 3 «Б» класс
учитель: Е.А. Богомолова.
Паспорт фонда оценочных средств по литературному чтению 3 «Б» класс.
Контролируемые разделы | Формируемые компетенции | Оценочные средства |
Количество тестовых заданий | Вид | Количество |
Виды речевой и читательской деятельности | 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3., 1.3.1.,1.3.2., 1.3.3., 1.3.4., 1.4.3., 1.4.5., 1.4.6., 1.6.3., 1.6.4., 1.12.1, 1.12.2., 1.12.3., | | | 3 4 |
Круг детского чтения | 1.11.1 – 1.11.2. | | Тест | 1 |
Литературоведческая пропедевтика | 1.12.1. – 1.12.7. | | Проверочная работа | 4 |
Самостоятельная творческая деятельность | 1.13.1., 1.13.2.,1.13.3., 1.3.4., 1.3.5., 1.3.6., 1.3.7. | | Сочинение Сочинение хокку Доклад | 1 1 |
Кодификатор.
| Код | Элементы проверяемого содержания |
| | Виды речевой и читательской деятельности |
1.1 | | Аудирование (слушание) |
| 1.1.1. | Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение текстов) |
| 1.1.2. | Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. |
| 1.1.3. | Определение последовательности событий |
| 1.1.4. | Определение цели речевого высказывания |
| 1.1.5. | Умение задавать вопрос по услышанному тексту. |
1.2. | | Чтение |
| 1.2.1. | Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. |
| 1.2.2. | Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать прочитанный текст |
| 1.2.3. | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
| 1.2.4. | Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. |
1.3. | | Чтение про себя |
| 1.3.1. | Осознание смысла произведения при чтении про себя |
| 1.3.2. | Определение вида чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, выборочное) |
| 1.3.3. | Умение находить в тексте необходимую информацию. |
| 1.3.4. | Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания |
1.4. | | Работа с разными видами текста |
| 1.4.1. | Общее представление о разных видах текста |
| 1.4.2. | Особенности фольклорного текста |
| 1.4.3. | Умение отличать текст от набора предложений |
| 1.4.4. | Прогнозирование содержания книги по её оформлению |
| 1.4.5. | Самостоятельное определение темы, главной мысли: деление текста на смысловые структуры, озаглавливание. |
| 1.4.6. | Умение работать с разными видами информации, умение отвечать на вопросы и задавать их. |
| 1.4.7. | Привлечение справочных и иллюстративно – изобразительных материалов. |
1.6. | | Работа с текстом художественного произведения |
| 1.6.1. | Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. |
| 1.6.2. | Определение особенностей художественного текста |
| 1.6.3. | Осознание мотивов поступков героев. Сопоставление различных произведений по определенному признаку |
| 1.6.4. | Характеристика героев данного текста с опорой на текст. |
| 1.6.5. | Освоение разных видов пересказа |
1.11 | | Круг детского чтения |
| 1.11.1 | Произведения устного народного творчества |
| 1.11.2. | Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы. |
| 1.11.3 | Освоение основных тем детского чтения. |
1.12 | | Литературоведческая пропедевтика |
| 1.12.1 | Нахождение в тексте средств выразительности |
| 1.12.2 | Ориентировка в литературных понятиях |
| 1.12.3. | Общее представление и композиционных особенностях построения разных типов высказывания |
| 1.12.4 | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей |
| 1.12.5 | Фольклор и авторские художественные произведения |
| 1.12.6. | Различение жанров произведений |
| 1.12.7 | Особенности сказок народных и авторских. |
1.13. | | Творческая деятельность обучающихся |
| 1.13.1 | Интерпретация текста в творческой деятельности |
| 1.13.2 | Чтение по ролям, инсценирование, драматизация |
| 1.3.3 | Устное словесное рисование |
| 1.3.4. | Различные способы работы с деформированным текстом |
| 1.3.5. | Соблюдение этапности в выполнении действий |
| 1.3.6. | Изложение с элементами сочинения |
| 1.3.7. | Создавание собственного текста на основе произведения. |
Аннотация
Сборник содержит тесты и задания для индивидуальной и коллективной работы по литературному чтению в 3 «Б» классе УМК «Перспективная начальная школа». Тесты составлены на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. С помощью предлагаемой системы тестов и заданий можно успешно организовать индивидуальную и самостоятельную работу при изучении программного курса «литературное чтение» и определить уровень усвоения темы каждым обучающимися.
Тесты в области метапредметных умений позволяют проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
По сравнению с другими видами проверочных работ тесты имеют ряд присущих им положительных черт:
Быстрота проверки выполненной работы
Оценка достаточно большого количества учащихся
Возможность проверить усвоение теоретического материала;
Проверка большого объема материала малыми порциями;
Объективность проверки и оценки результатов выполненной работы
При выполнении тестовых заданий школьники ограничиваются расстановкой цифр или букв, или односложным ответом.
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
«1» - обучающийся не приступил к выполнению посильных для него заданий.
Текст для входной проверки техники чтения «Старый пёс».
Был у человека верный друг – Пёс. Много лет сторожил он хозяйство человека.
Шли годы, Пёс постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвращался с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
- Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему захотелось сказать:
- Прости меня. Я сам не знаю, как это получилось, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс откуда-то маленького щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую будку и сказал щенку:
- Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
- Зачем тебе ещё один пёс?
-Чтобы тебе одному не было скучно, - сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.
А на траве кувыркался – играл щенок.
(156 слов)
В. А. Сухомлинский
Текст для проверки техники чтения (I полугодие) «Ивовый пир»
Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые. Ива среди них – как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек – как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд!
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр.
Все гудят и торопятся.
И я там был, медовые барашки нюхал.
Вот отцветёт ива, зазеленеет, потеряется среди других зелёных кустов. Тут и пиру конец.
(136 слов)
Н. И. Сладков
Текст для проверки техники чтения (II полугодие) «Мушка»
Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё комнату убери, то обед приготовь.
Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе да и в квартире все смеялись над Людой.
- Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.
Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.
В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушку побежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.
После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.
(283 слова)
В. В. Чаплина
Проверочная работа за I четверть Литературное чтение 3 класс
Тема: Обобщение по разделу «Учимся наблюдать и копим впечатления»
Цель: выявить уровень усвоения знаний и умений работать самостоятельно с материалами учебника из 1 главы «Учимся наблюдать и копим впечатления»
УУД: общеучебные: быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в различных разделах учебника нужную информацию.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работы и полученного результата, давать оценку своей самостоятельности.
Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
Проверочная работа проводится с целью выявить уровень овладения знаниями и умениями, формируемыми в ходе работы с первым разделом учебника.
В конце всей работы оцените уровень своей самостоятельности.
Знак звёздочка – полностью самостоятельно.
Знак треугольник – пользовался учебником 2-3 раза.
Знак вертикальная палочка – много раз использовал учебник в качестве подсказки.
В верхнем правом углу сделайте отметку.
1 задание все выполняют по учебнику.
Текст проверочной работа:
Напиши номер страницы, на которой начинается 1 глава ______, на какой странице она заканчивается _________.
Допиши предложение: Приём, с помощью которого неживой предмет наделяется чертами живого одушевлённого лица, называется _____________________________________________.
Что означает «пяток земляничин»?_______________________________
Выбери, с кем сравнил Владимир Маяковский тучки на небе:
А) с верблюдиком;
Б) с гномиком;
В) с жирафом;
Г) с крокодилом.
5. Кто автор стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…»?___________________________________________
6. Как современные люди сейчас произносят старинное слово «брег»?___________________
7. Допиши название стихотворения А.С. Пушкина, выбрав нужное слово из списка. «Опрятней модного ______________________, блистает речка, льдом одета»
А) пола;
Б) паркета;
В) линолеума.
8. Как называется стихотворение Сергея Козлова, начинающееся строчками:
«В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре…»
Запиши название:_____________________________________
9. Кто главные герои сказки С. Козлова «Как оттенить тишину»?________________________________________________________
10. Дополни строчку из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:
___________________, точно терем расписной… (что названо теремом?)
11. Почему герои рассказа Юрия Коваля пьют воду с закрытыми глазами? Ответь 3-4 предложениями.
Итог урока: Кому работа показалась трудной?
В чём трудность?
Какое задание было сложнее всего?
Кто справился с работой?
Проверочная работа за II четверть по литературному чтению 3 класс
Пчела и муха.
Вот какую притчу рассказал однажды старец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал старец. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим? (232 слов) (М. Алёшин)
Прочитай текст «Пчела и муха» М. Алёшина. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)
а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.
2. Множество каких цветов росло на лугу?
a) Лилии, гиацинты, ирисы;
б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.
3. Определи персонажей произведения.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что делали на поляне пчёлки?
Ответ: ____________________________________________________________
5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?
а) Трудились;
б) весело летали;
в) грелись на солнце.
6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии? Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
а) Она оказалась на лугу в первый раз;
б) лилии её не интересовали;
в) её интересовала только грязная канава.
8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.
а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»
б) Ароматная поляна.
в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.
г) Сбор нектара.
д) Каждый видит только то, что его интересует.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
9. Составь план текста из трех пунктов.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
12. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы к заданиям по литературному чтению.
(для учителя) 3 класс
| А | Б | В | Г | Д |
1 | | + | + | | |
2 | | | + | | |
3 | Пчёлки, муха, старец |
4 | Собирали сладкий нектар |
5 | + | | | | |
6 | | | | | |
7 | | + | + | | |
8 | 5 | 1 | 3 | 2 | 4 |
Схема анализа проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения уч-ся 3 классов
Дата проверки: ________________
Класс___________ УМК ____________________________
Кол-во проверенных учащихся | Выполнили работу без ошибок | Допустили ошибки в заданиях |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Отметка «5»_______________________________________ чел _____%
Отметка «4» _______________________________________ чел. _____%
Отметка «3»________________________________________чел._____%
Отметка «2»________________________________________чел. ____%
Процент успеваемости ______%
Процент качества знаний ______%
Учитель: ____________________
Проверочная работа за III четверть. 3 «Б» класс.
Умения базового уровня, проверяемые в работе:
читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения. (желательно: темп чтения вслух – не менее 60 слов в минуту и про себя – не менее 80 слов в минуту).
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычисление главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
Самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Структура теста.
Тест состоит из 14 заданий.
Задания №1, №2, №3, №4, №5, – предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.
Задания №6 и №7 - предусматривают запись краткого ответа
Задание №8 и №10 –предусматривает развернутый ответ.
Задание № 11 и №14 – творческое задание, в котором требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из трех – четырёх предложений.
Оценивание тестов.
Ставится отметка «5» - за все правильно выполненные (задания 1- 10).
Ставится отметка «4» - за 7 - 9 верных ответов.
Ставится отметка «3» - за 5 – 6 верных ответов.
Задания 11 – 14 оцениваются отдельно, только отметкой «5» за правильное его выполнение.
Если ребенок сделал сам исправление – это ошибкой не считается.
Тест выполняется учащимися самостоятельно. Помощь учителя не предусматривается
Инструкция для учащегося.
Внимательно прочитай весь текст.
Просмотри все тестовые задания и ответы к нему.
Выполняй тестовые задания последовательно, ответы некоторых заданий могут быть связаны между собой, заключая в себе в связи с
этим некоторые подсказки.
При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками
5. Задания, предлагающие выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных, содержат, как правило, один верный ответ. Определив правильный ответ, обведи в кружок.
\ 6. Ответы на вопросы второй и третьей частей впиши в предназначенные для этого строки.
Проверочная работа за III четверть__________________________________
Прочитай текст. В.А. Осеев « Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.
Основная мысль текста это –
Женщины похваляются сыновьями.
А где же сыновья?
Уважительное отношение к матери.
Что делал старичок рядом с женщинами у колодца?
Набирал воды.
Слушал их разговор.
Присел на камушек отдохнуть.
Кто из герое произведения сказал эти слова?
- А мой поёт как соловей. Ни у кого такого голоса нет.
1) Третья женщина.
2)Старичок.
3) Вторая женщина.
Что ответила третья женщина на вопрос?
- Что же ты про своего сына не скажешь?
1) Мой сын добрый и отзывчивый.
2) Мой сын заботливый и внимательный.
3) Ничего в нём особенного нету.
Определи основной стиль речи.
Разговорный.
Художественный.
Научный.
Где происходили события, описанные в тексте?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько мальчик выбежало навстречу женщинам?
__________________________________________________________________
Как похвалялась своим сыном первая женщина?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Установи последовательность событий.
А. Встреча женщин у колодца.
Б. Спрашивают женщины старичка.
В. Встреча с мальчиками.
______________________________________________________________
. 10. Закончи предложение.
А третий к матери подбежал,__________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Напиши , как тяжело было женщинам нести ведра с водой.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Сколько сыновей увидел старичок?
__________________________________________________________________
13. Как ты думаешь, прав ли старичок? Почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Понравилось ли тебе это произведение? Чем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________