СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонематический слух как основа правильной речи детей дошкольного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтапность работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Фонематический слух как основа правильной речи детей дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска» Фонематический слух основа правильной речи детей дошкольного возраста 2017г.

МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»

Фонематический слух

основа правильной речи

детей дошкольного возраста

2017г.

Умение сосредотачиваться на звуке  очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется   фонематическим слухом .

Умение сосредотачиваться на звуке

очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется  

фонематическим слухом .

 этапы развития фонематического слуха   узнавание неречевых  звуков ;  различение высоты, силы, тембра голоса ,  на материале одинаковых звуков, сочетаний  слов и фраз; различение речевых звуков ; различение слогов ;  различение слов , близких по звуковому  составу;  анализ и синтез звукового состава слова.

этапы развития фонематического слуха

  • узнавание неречевых звуков ;
  • различение высоты, силы, тембра голоса ,

на материале одинаковых звуков, сочетаний

слов и фраз;

  • различение речевых звуков ;
  • различение слогов ;
  • различение слов , близких по звуковому

составу;

  • анализ и синтез звукового состава слова.
1 этап Узнавание неречевых звуков Цель первого этапа  – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще.

1 этап

Узнавание неречевых звуков

Цель первого этапа  – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще.

игры «Угадай, что звучало?» Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму или предлагает ребенку закрыть глаза. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало. (по лексическим темам: голоса животных, птиц, звуки транспорта,..)

игры

«Угадай, что звучало?»

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму или предлагает ребенку закрыть глаза. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало.

(по лексическим темам: голоса животных, птиц, звуки транспорта,..)

«Угадай, где звучало?» «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика,  бубна, свистка. Или стоя на месте показывает направление, откуда услышал звук.

«Угадай, где звучало?»

«Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика,

бубна, свистка. Или стоя на месте показывает направление, откуда услышал звук.

игры «Шумящие баночки» Вместе с малышом насыпьте в баночки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. и послушайте, как они звучат в них. Поменяйте баночки местами. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой баночки, что там внутри.

игры

«Шумящие баночки»

Вместе с малышом насыпьте в баночки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. и послушайте, как они звучат в них. Поменяйте баночки местами. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой баночки, что там внутри.

игры «Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам . Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал

игры

«Волшебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам .

Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д.

Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал

«Похлопаем»   «Дятел» игры Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения: +  + +  ++ ++  + +  ++ + ++  + ++ и т.д. Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккорде­он, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком — длительный звук, знаком + короткий (на одном инструменте). Варианты ритмического рисунка, который ребенок воспроизводит на том же инструменте: + —  + — +  ++ — +  + — ++  + ++ —  — + ++  +++ + — и т. п.  В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою изобретательность, ритмические и творчес­кие способности.

«Похлопаем»  

«Дятел»

игры

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

+ +

+ ++

++ +

+ ++ +

++ + ++ и т.д.

Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккорде­он, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком — длительный звук, знаком + короткий (на одном инструменте). Варианты ритмического рисунка, который ребенок воспроизводит на том же инструменте:

+ — + — + ++ — + + — ++ + ++ — — + ++ +++ + — и т. п. В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою изобретательность, ритмические и творчес­кие способности.

2 этап Различение звуков речи по тембру, силе и высоте. ЦЕЛЬ ВТОРОГО ЭТАПА: На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

2 этап

Различение звуков речи

по тембру, силе и высоте.

ЦЕЛЬ ВТОРОГО ЭТАПА:

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

игры «Громко – тихо» Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака : АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п. «Кто сказал «мяу (ау)»?» Дети встают в круг. Один ребенок в центре. Он закрывает глаза, а кто-то из детей говорит «мяу»(ау). Ребенок в середине круга, должен угадать по голосу говорящего .

игры

«Громко – тихо»

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака : АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

«Кто сказал «мяу (ау)»?»

Дети встают в круг. Один ребенок в центре. Он закрывает глаза, а кто-то из детей говорит «мяу»(ау). Ребенок в середине круга, должен угадать по голосу говорящего .

игры Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспро­извести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. А — плачет, кричит девочка О — удивилась мама А — показывают горло врачу О — стонет бабушка А — поет певица О — поет певица А — качаем малыша О — потягивается папа А — девочка укололась иголкой О — кричит охотник в лесу  У — гудит пароход  У — звучит дудочка  У — плачет мальчик развитие умения менять высоту голоса

игры

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспро­извести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка О — удивилась мама

А — показывают горло врачу О — стонет бабушка

А — поет певица О — поет певица

А — качаем малыша О — потягивается папа

А — девочка укололась иголкой О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

развитие умения менять высоту голоса

«Три медведя»  развитие умения менять высоту голоса игры попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

«Три медведя»

развитие умения менять высоту голоса

игры

попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

3 этап Различение звуков (дифференциация) ЦЕЛЬ: уметь различать речевые звуки.

3 этап

Различение звуков

(дифференциация)

ЦЕЛЬ: уметь различать речевые звуки.

 Работа проводится по следующему плану: • Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. • Выделение звука на фоне слога. • Формирование умения определять наличие звука в слове. • Выделение слова с данным звуком из предложения .

Работа проводится по следующему плану:

• Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

• Выделение звука на фоне слога.

• Формирование умения определять наличие звука в слове.

• Выделение слова с данным звуком из предложения .

Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Гласные звуки Согласные звуки

Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Гласные звуки

Согласные звуки

игры  «Похлопаем»  Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

игры

«Похлопаем»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Выделение звука на фоне слога. Взрослый произносит ряды слогов, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. [А] ОТ, УТ АТ, ИТ, ЫТ, АТ,… ТУ, ТИ, ТА, ТО, ТА, ТУ, ТИ, .. Различение согласных звуков по звонкости – глухости; по твердости- мягкости

Выделение звука на фоне слога.

Взрослый произносит ряды слогов, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

[А] ОТ, УТ АТ, ИТ, ЫТ, АТ,…

ТУ, ТИ, ТА, ТО, ТА, ТУ, ТИ, ..

Различение согласных звуков по звонкости – глухости; по твердости- мягкости

Формирование умения определять наличие звука в слове. [А] в начале слова ИВА ОСЕНЬ УШИ АИСТ УТКА ОКНА АСТРЫ  [А] в конце слова СОВА , ПЕРО, КАКАДУ, ПИЛА , САПОГИ [А] в середине слова ДОМ ЛУК РАК СОК ТИР МАК [Р]  ДОМ КОРОВА ТАПКИ РЫБА ЗАБОР СТОЛ МОЛОКО

Формирование умения определять наличие звука в слове.

[А] в начале слова

ИВА ОСЕНЬ УШИ АИСТ УТКА ОКНА АСТРЫ

[А] в конце слова

СОВА , ПЕРО, КАКАДУ, ПИЛА , САПОГИ

[А] в середине слова

ДОМ ЛУК РАК СОК ТИР МАК

[Р]

ДОМ КОРОВА ТАПКИ РЫБА ЗАБОР СТОЛ МОЛОКО

«Найди картинки на заданный звук» игры [а]

«Найди картинки на заданный звук»

игры

[а]

игры «Разложи картинки»  Цель:  научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.  На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).  Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.  Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.  Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом .

игры

«Разложи картинки»

Цель:  научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова. На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки). Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове. Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов. Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом .

Игра «Выбери картинки»  Цель:  развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.  На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о».  Даётся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у». игры

Игра «Выбери картинки» Цель:  развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов. На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о». Даётся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у».

игры

игры Согласные звуки 1)Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него). Малина, мама, мыть, мох , маленький, монета, магнит , магазин, макать , муха, моток , мотыга, маска, маки , море, музыка, мыло. Объяснить выделенные слова. 2)Определить, есть в слове звук М или нет. Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза. 3)Определить, где слышится звук М — в начале, в сере­дине или в конце слова. Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море. 4)Определить, в каком из двух слов слышится звук М. Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

игры

Согласные звуки

1)Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох , маленький, монета, магнит , магазин, макать , муха, моток , мотыга, маска, маки , море, музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

2)Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

3)Определить, где слышится звук М — в начале, в сере­дине или в конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

4)Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

игры «Украсим елочку» «Собери ромашку» «Воздушные шары» «Забей мяч в ворота» «Собери бусы» «Грузовики» «Подарки» и т.д.

игры

«Украсим елочку»

«Собери ромашку»

«Воздушные шары»

«Забей мяч в ворота»

«Собери бусы»

«Грузовики»

«Подарки» и т.д.

«Разноцветные прищепки»

«Разноцветные прищепки»

«БУСЫ» игры Выделение первого и последнего звука в слове.

«БУСЫ»

игры

Выделение первого и последнего звука в слове.

Выделение слова с данным звуком из предложения . Алик с Аллочкой дружил Алле астры подарил. [А] Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука [О]. Наступила о сень. Созревают о вощи и фрукты. По о зеру плывут жёлтые листья. В о кнах рано зажигают свет.

Выделение слова с данным звуком из предложения .

Алик с Аллочкой дружил

Алле астры подарил.

[А]

Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука [О].

Наступила о сень. Созревают о вощи и фрукты. По о зеру плывут жёлтые листья. В о кнах рано зажигают свет.

4 этап Различение слогов

4 этап

Различение слогов

игры «Что лишнее?» Логопед произносит ряды слогов

игры

«Что лишнее?»

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

«Глухой телефон».

Логопед на ухо говорит слог. Ребенок повторяет. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

игры «Кто как кричит» А)   Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори». Б) Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

игры

«Кто как кричит»

А)   Взрослый выставляет картинки и говорит:

« Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

Б) Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап Различение сходных по звучанию слов ЦЕЛЬ : Научить ребенка внимательно вслушиваться в слова и различать слова похожие по звучанию.  Развивать в детях чувство ритма и рифмы, пополнять словарный запас, улучшать фонематические представления ребенка.

5 этап

Различение сходных по звучанию слов

ЦЕЛЬ :

Научить ребенка внимательно вслушиваться в слова и различать слова похожие по звучанию.

Развивать в детях чувство ритма и рифмы, пополнять словарный запас, улучшать фонематические представления ребенка.

игры «Короткие и длинные слова» Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

игры

«Короткие и длинные слова»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

игры «Слушай и выбирай» (а) Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: сок, сук ; коза, коса; лужи, лыжи;  мишка, мышка, миска рак, лак, мак, бак; дом, ком, лом, сом; Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке. «Слушай и повторяй» (б) Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:  мак—бак—так  моток—каток—поток  ток—тук—так батон—бутон—бетон  бык—бак—бок будка—дудка—утка  дам—дом—дым нитка—ватка—ветка  ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка Примечание . При воспроизведении слов необязательно зна­ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд­нопроизносимых звуков.

игры

«Слушай и выбирай» (а)

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: сок, сук ; коза, коса; лужи, лыжи;

мишка, мышка, миска рак, лак, мак, бак; дом, ком, лом, сом;

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

«Слушай и повторяй» (б)

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак—бак—так моток—каток—поток ток—тук—так батон—бутон—бетон бык—бак—бок будка—дудка—утка дам—дом—дым нитка—ватка—ветка ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка

Примечание . При воспроизведении слов необязательно зна­ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд­нопроизносимых звуков.

 «Какое слово отличается? ». А) Из четырёх слов, отчетливо произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Ком-ком-кот-ком Винт-винт-бинт-винт Будка-буква-будка-будка Минута-монета-минута-минута Буфет-букет-буфет-буфет Билет-балет-балет-балет Б) Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3: мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом лимон—вагон—кот—-бутон мак—бак—веник—рак совок—гном—венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—поток

«Какое слово отличается? ».

А) Из четырёх слов, отчетливо произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком Винт-винт-бинт-винт

Будка-буква-будка-будка Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет Билет-балет-балет-балет

Б) Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом

лимон—вагон—кот—-бутон мак—бак—веник—рак

совок—гном—венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка

ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—поток

игры «Верно–неверно» Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеле­ный — и предлагает игру: если ребенок услышит правиль­ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про­износит звукосочетания: (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота) (Баман, паман, банан, банам, вабан, баван)

игры

«Верно–неверно»

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеле­ный — и предлагает игру: если ребенок услышит правиль­ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про­износит звукосочетания:

(форота, корота, морота, ворота, порота, хорота)

(Баман, паман, банан, банам, вабан, баван)

игры «Подбери пару» Ребенку предлагаются картинки. Он должен их разложить по парам похожими по звучанию (кот-рот, дом-сом, крот-плот, ложка-кошка)  Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова. На лугу пасутся …… Заплетает Катя …. Ме!-промекала коза, Расплелась одна коса. Надевает Петя…. Прищемило кошке …. Петя скачет по дорожке, Маша лечит лапку кошке.

игры

«Подбери пару»

Ребенку предлагаются картинки. Он должен их разложить по парам похожими по звучанию (кот-рот, дом-сом, крот-плот, ложка-кошка)

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова.

На лугу пасутся ……

Заплетает Катя ….

Ме!-промекала коза,

Расплелась одна коса.

Надевает Петя….

Прищемило кошке ….

Петя скачет по дорожке,

Маша лечит лапку кошке.

игры «Подбери в рифму» Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:  Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук) Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери) Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч) Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки) Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель) «Я трудиться не привык!» — Отвечает... (грузовик) Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки) Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед) Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч) То назад, то вперёд Может плыть... (пароход) Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка)

игры

«Подбери в рифму»

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч)

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель)

«Я трудиться не привык!» — Отвечает... (грузовик)

Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч)

То назад, то вперёд Может плыть... (пароход)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка)

6 этап Анализ звукового состава слова Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение  первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова .

6 этап

Анализ звукового состава слова

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение  первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова .

После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков. Детей спрашивают: Сколько звуков ты услышал? Какой первый звук? Второй? Третий? игры игры

После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков. Детей спрашивают: Сколько звуков ты услышал? Какой первый звук? Второй? Третий?

игры

игры

Анализ слов игры А) «Звуковая схема слова» Назови гласные звуки (буквы). назови согласные звуки : твердые – мягкие, звонкие – глухие. Назови первый звук (букву), последний, Перед буквой А, после буквы А Б) «Назови все звуки по порядку» Дом (д, о, м), мак, бал, шуба, рыба, … Г) «Собери слово по звукам» Ш, А, Р - шар

Анализ слов

игры

А) «Звуковая схема слова»

  • Назови гласные звуки (буквы).
  • назови согласные звуки :
  • твердые – мягкие, звонкие – глухие.
  • Назови первый звук (букву), последний,
  • Перед буквой А, после буквы А

Б) «Назови все звуки по порядку»

Дом (д, о, м), мак, бал, шуба, рыба, …

Г) «Собери слово по звукам»

Ш, А, Р - шар

Деление слова на слоги «Разложи слово на слоги» Ребенку дается картинка и предлагается прохлопать слово по слогам. -Назови первый слог, второй, (третий,..) «Собери слово по слогам» Первый слог МУ второй- КА Что получится? МУКА Сколько звуков в 1-м слоге? Назови их (во 2-м, 3-м) Назови ударный слог: КО- РО -ВА

Деление слова на слоги

«Разложи слово на слоги»

Ребенку дается картинка и предлагается прохлопать слово по слогам.

-Назови первый слог, второй, (третий,..)

«Собери слово по слогам»

Первый слог МУ второй- КА Что получится? МУКА

Сколько звуков в 1-м слоге? Назови их

(во 2-м, 3-м)

Назови ударный слог: КО- РО -ВА

Собери слово

Собери слово

Анализ предложения А ) Разложи предложение на слова  Катя пошла гулять. Назови первое слово, второе,… Сколько слов в предложении? Б) Составь предложение из слов.  1-е: Мама 2-е- идет 3-е –на 4-е –работу  Мама идет на работу.

Анализ предложения

А ) Разложи предложение на слова

Катя пошла гулять.

  • Назови первое слово, второе,…
  • Сколько слов в предложении?

Б) Составь предложение из слов.

1-е: Мама 2-е- идет 3-е –на 4-е –работу

Мама идет на работу.

Синтез игры «Собери слово по первым звукам» КОЗА ФЛАГ СТУЛ ШУБА

Синтез

игры

«Собери слово по первым звукам»

КОЗА

ФЛАГ

СТУЛ

ШУБА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!