Методика проведения логоритмики с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
С 30-х годов в лечебных учреждениях стала появляться лечебная ритмика. В дальнейшем, поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимало слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.
1885–1964) — русская «ритмистка», последовательница и ученица Э. Жака-Далькроза, пропагандировавшая в России его ритмическую гимнастику. Окончила Институт музыки и ритма в Хеллерау под руководством ЖакаДалькроза. Была одной из его любимых учениц. Вернувшись в Россию в середине 1910-х гг., стала работать в Москве преподавателем ритмики в Доме Поленова и детских музыкальных школах сестер Гнесиных, Л. Конюса, М. Галактионовой. В 1914 г. А. открыла частные «курсы музыки и ритмики по системе Жака-Далькроза» для взрослых. В 1918 г. возглавила организованный в Москве по указу Наркомпроса Институт ритмического воспитания, где систему Жака-Далькроза осваивали в ее полном объеме: ритмика, пластика, сольфеджио, музыкальная импровизация. В 1922 г. вышла ее статья «Система Далькроза» (в журнале «Зрелища»). В 1924 г., в результате реорганизации и закрытия в приказном порядке большинства частных школ и пластических студий, был закрыт и Институт ритма. Пристанищем для части коллективов стала Хореологическая лаборатория ГАХН, созданная еще в 1923 г. и носившая экспериментальный характер, изучающая искусство движения во всей его многоаспектности.
Н.Г. Александрова провела около 50 педагогических демонстраций системы Э. Жак-Далькроза, предваряя их докладами, в которых освещала и лечебное значение занятий по ритмике.
Волкова Галина Анатольевна – кандидат педагогических наук, профессор.
Автор более 200 печатных трудов в области дефектологии. В 1983 г. в издательстве «Просвещение» вышла ее первая книга «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» с изложением методики, которые до сих пор используются логопедами во многих городах страны. Наиболее известным является учебник по логопедической ритмике для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия», выдержавший с 1998 года 4 издания.
. Ее учебные пособия, статьи, методические рекомендации широко используются и студентами и логопедами-практиками не только Санкт-Петербурга, но и во всей России. Галина Анатольевна была одним из создателей и бессменным Президентом Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской области – первой профессиональной общественной организации логопедов в нашей стране. По ее инициативе и непосредственном участии, ежегодно проводились конференции Ассоциации по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания лиц с нарушением речи..
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель:
преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики
оздоровительные
образовательные
воспитательные
коррекционные
Принципы
логоритмической ритмики
Общедидактические принципы
Принцип сознательности и активности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип наглядности
Специфические принципы
Принцип учета симптоматики
Принцип всестороннего воздействия
Этиопатогенетический принцип
Принцип комплексности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ
наглядные
словесные
практические
Основные понятия логопедической ритмики
Движение
Музыкально-ритмическое чувство
Двигательное умение
Ритм
Двигательный навык
Музыкальный ритм
Диагностика темпо-ритмической организации речи:
Определение темпа речи
Исследование восприятия темпа речи
Диагностика воспроизведения отраженного темпа речи
Самостоятельное управление темпом речи
Диагностика ритма речи
Диагностика воспроизведения ритма
- Языковой период развития восприятия речи
Занятия после кохлеарной имплантации включают:
1) обнаружение наличия-отсутствия звуковых сигналов;
2) определение различий между акустическими сигналами (одинаковые-разные);
3) различение голоса человека среди других звуков, опознавание бытовых сигналов;
4) определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и т. д.);
5) распознавание отдельных звуков речи, надсегментарных характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (назализованность, твёрдость-мягкость, место артикуляции и др.);
6) опознавание изолированных слов, предложений; понимание слитной речи;
7) понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.
Основные направления фонетической ритмики
- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
- развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Упражнения по фонетической ритмике направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Ножка раз, ножка – два
Побежала по дорожке детвора
Ручка – раз, ручка – два
Помахала и сказала всем пока
Оля, Поля, Зина, Аня, Оля, Поля, Зина, Аня
Техники, упражнения и приёмы,
используемые на занятиях по логоритмике
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях .
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.
5. Счетные упражнения.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).
8. Ритмические упражнения.
9. Развитие чувства темпа.
10. Игра на музыкальных инструментах.
11. Пальчиковые игры
12. Упражнения на развитие мимики.
13.Упражнения на развитие фонематического восприятия
14. Коррекция звукопроизношения.
поэтапный хронометраж занятия
Этап
Содержание
Вводный
Время
Разминка-марш
до 2 минут
Игры на развитие мелкой моторики
Основной
Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания
до 5 минут
Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение, задания на отработку темпа речи и др.
Заключительный
до 5 минут
5–15 минут
Расслабляющие или общеукрепляющие упражнения
до 3 минут
Ходьба
1 минута
Фонетическая ритмика – это комплекс дыхательных упражнений, в которых участвуют крупная и мелкая моторика рук, ног, головы, туловища при воспроизведении определенного речевого материала: звук, слог, слово, фраза, текст.
Направления фонетической ритмики
Фонетическая ритмика
помогает ребенку:
- нормализовать речевое дыхание;
- менять высоту, силу голоса в различном темпе.
- воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
- воспроизводить звуки в заданном темпе;
- воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
- учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения:
- выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
Условия для проведения фонетической ритмики
Группа 7-10 человек. Руки вымыты, нос вычищен. Салфетки в зоне досягаемости. Группа отфильтрована по возрасту и состоянию речи. Дети занимаются в удобной одежде и обуви. Комната хорошо проветривается. В комнате желательна зона с ковром и зеркало на стене, доска магнитная (меловая). Участие родителей крайне желательно! Продолжительность занятия 5-30 минут .
Методика проведения занятий
Поставить детей в круг, либо в рассыпную. Лучше , чтобы они зафиксировали места. Логопед показывает движение. Дети повторяют движения и звук отраженно и сопряженно озвучиваем! Занятие проводить 2-3 раза в неделю. Каждое упражнение повторять 3-5 раз. Выполнять упражнение сначала со всеми детьми, потом с некоторыми детьми отдельно. Начинать занятие с маленькой разминки. Перед выполнением основных фонетических упражнений выполнить дыхательную , артикуляционную гимнастику, размять пальчики рук. Не требуем повторить звук сразу, пусть выполняет только упражнение. На каждом занятии следует чередовать противоположные по характеру друг другу действия (быстрые – медленные, напряженные – расслабляющие, плавные – резкие). Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности.
Последовательность звуков
Гласные – а, о, у, э, и, э. В это время, работая с гласными, подключаем эмоции (удивляемся, радуемся, пугаем, сердимся). Йотированные гласные . Согласные – м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.
Интернет - ресурсы
- Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи.- М. ТЦЫ Сфера, 2007
- Сиротюк А.Л. Коррекция интеллекта дошкольников.- М., ТЦ Сфера, 2004
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб, 1996
- Е.З. Яхнина Методика музыкально - ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. М. ВЛАДОС, 2003
- Фон «клетка»: https://img-fotki.yandex.ru/get/6743/199839678.584/0_115f4d_43a89c62_orig