Фонетические сказки
English is fun!
Графство гласных и согласных
«Давным-давно в одной замечательной стране Английского языка в графстве Согласных и Гласных букв, где правила Королева Фонетика, жила чудесная принцесса - Гласная буква и имя у нее было чудесное I (Ай). У нее было очень много друзей, все хотели с ней дружить. А друзья у принцессы I (Ай) были согласные буквы. Куда бы они ни ходили, чтобы не делали, они всегда были вместе, казалось, что ничто не может разрушить их дружбу. Самыми близкими друзьями были согласные буквы G (Джи), H (Эйч) и T (Ти). Эти буквы следовали за своей принцессой в очень важных случаях: когда ей надо было быть яркой (bright), ночью (night,), когда она должна была с кем-нибудь сражаться (fight), когда она осматривала достопримечательности (sight). … … И нам, ребята тоже надо следовать указу Королевы Фонетики и правильно произносить, и читать, когда за принцессой I (Ай) следуют буквы G (Джи), H (Эйч) и T (Ти). Теперь посмотрим, в каких словах нам надо следовать указу Королевы Фонетики. Например, попробуем прочитать следующие слова: bright, night, fight, sight.»
Фонетическая сказка “Funny Forest”
В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа.
Ветер-ветерок напевал свою песенку – [w–w–w].
Дождик помогал ему и бил каплями по земле – [p–p–p].
О приближающемся дожде предупреждала сова – [u–u–u].
Ей поддакивали вороны, но вместо “да” слышно было только – [d-d-d].
А гуси возмущались – [g–g–g].
Мама-кошка звала своих котят – [ks–ks–ks].
Слышалось фырчанье ежей – [f–v–f–v].
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала – [m–m–m].
А из далека слышалось рычание английской собаки – [r–r–r].
В этом лесу жил-поживал добрый язычок [j]. Он жил в маленьком домике рядом с каруселями, так как любил
кататься на каруселях – круговые движения языком в одну сторону и в другую, и на качелях – вертикальные движения языка вверх-вниз.
Ничто не останавливало нашего язычка: ни дождь – [p–p–p], ни ветер – [w–w–w]. Нагуляется, накатается, замерзнет, задрожит – , зачихает – , закашляет – [k–k–k].
Прибежит домой и греет свои ручки – [h–h–h].
И вдруг стук в окошко – [d–d–d], [t–t–t] – это подружки язычка пчелки прилетели, английские – и русские – [z–z–z]. Узнали что язычок замерз и угощают его мёдом – . Поел язычок мёда и согрелся.
Прилетели шмели, русские – [s–s–s], английские –, принесли конфеты нашему язычку, чтобы развеселить его, а он ест и облизывается (сначала проводит кончиком языка по верхней губе, а потом по нижней).
Навестить его пришла подружка-ежиха. У неё много маленьких ежат. Испекла она им пироги с ванилином, но в один положила два пакетика ванилина – [w] (две
галочки), в другой – один – [v] (одна галочка). Едят ежи первый пирог, очень-очень сладкий он, они сдувают ванилин с губ – [w–w–w], а второй им очень нравится, они едят и облизывают своими маленькими зубками нижнюю губу – [v–v–v].
Язычок приглашает всех своих друзей в дом, они садятся на диван и читают книги, радуются – [ai–ai–ai], смеются – [oi–oi–oi]. Начитались интересных книжек и заснули. Не будем их будить.
В сказочном городе
«В сказочном городе жили существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Без них никто не мог обойтись, и они стали значимыми и важными. Они никогда не заботились о том, чтобы их услышали. Ведь все жители ловили каждое их слово. Поэтому важные господа постоянно глухо бурчали: “th-[ө]”, “th-[ө]”, “th-[ө]”. А ещё в этом городе жили местоимения, частицы, междометия, артикли. Они были маленькие и беззащитные. Без них можно было обойтись, так как они были незначимые. Но эти слова делали жизнь радостной и весёлой. А, чтобы на них обращали внимание, им приходилось громко и звонко кричать: “th-[ð]”, “th-[ð]”, “th-[ð]”. И с тех пор, если в значимом слове встречается буквосочетание “th”, мы читаем его глухо - [ө], а в незначимых словах звонко - [ð]».
Жил на свете язычок
Жил на свете язычок
В доме без окошка.
На английском языке говорил немножко.
Делал по утрам зарядку – [t] [d] [n]
Убирал свою кроватку,
Чистил зубы [и – ð], убирал,
Двери настежь открывал [p-w],
Выходил он погулять,
Свежим воздухом дышать [h].
Язычок, когда гулял,
Очень быстро замерзал.
Кончик свой зубами прижимал
И дрожал [ð] – [ð],
Побегав немножко,
Он согревался, и тогда
Бесшумный звук раздавался [и].
Надоело язычку в темном доме жить
И решил на потолке он окно пробить.
Поднял кончик язычок
Стал стучать о потолок [t] – [d].
А однажды наш дружок
Погулять пошел в лесок.
По дорожке он шагал [t] – [t] –[t],
Песню бодро напевал: [la:] – [la:] – [la:].
Вдруг на встречу вышел волк: [u:], [.:],
Сразу язычок замолк.
Но не думайте, ребятки,
Что душа удрала в пятки.
Язычок ведь наш храбрец,
Славный парень – удалец.
Он немного отступил,
Брови хмуро насупил,
Завернулся, дыбом встал,
Очень страшно зарычал: [r] – [r],
Испугался волк, удрал.
[R]! – сказал наш язычок.
Улыбнулся [i:], потянулся [R:],
Поднял кончик к потолку
И запел песенку свою: [la:] – [la:] – [la:].
Сказка на отработку звука [ ð ]
Путешествуя однажды по волшебной стране, встретил Язычок пчелу – англичанку, Жужжу, и понравилось ему ее милое жужжание [ð- ð- ð]. Попробовал он пожужжать, но у него получился русский звук [з-з-з]. Видит пчелка, плохо получается. Решила помочь: "Положи кончик
языка между зубами и произнеси [ð- ð- ð]. Так Язычок и пчелка Жужжу подружились, идут и жужжат [ð- ð- ð]. А
вокруг летают пчелки: то близко [ð- ð- ðis], а то далеко [ð- ð- ði:z].
Пригласила Пчелка Язычок к себе домой, чтобы познакомить с семьей.
Пчелка: | Язычок и все: |
This is my mother. This is my father. This is my sister. This is my brother. This is my grandmother. And this is my grandfather. | Mother Father Sister Brother Grandmother Grandfather |
Пчелка представляла членов семьи по мере того, как они подходили к ним. Веселая, дружная семья оказалась у пчелки Жужжу. Взялись все за руки и запели:
Mother, father,
Sister, brother.
Hand in hand.
With one another.
Язычок
Проснулся как-то Язычок, улыбнулся i-i-i-i-, сделал зарядку и решил пойти погулять. Выглянул в окошко, а на улице-жара. Хоть бы ветерок подул. А тут еще какая-то муха пристала z-z-z-z-z-z. Язычок попытался ее отогнать b-b-b-b-b, p-p-p-p-p. Муха улетела, но тут же прилетел жук и начал жужжать zh-zh-zh-zh-zh. Тогда Язычок рассердился, свернул губы трубочкой, но тут же улыбнулся w-w-w-w-w-w, т.к. жучок от него улетел.
Выглянуло солнышко
Утром выглянуло солнышко, язычок проснулся, потянулся и выгнул спинку, как кошка. Вокруг жужжали мухи. Язычок побежал к пруду и начал бросать камешки в воду [b], а потом решил искупаться. Вода в пруду была холодная, язычок замерз . Он прибежал домой, но забыл закрыть наружную дверь и она захлопала [w]. Язычок все-таки простудился и начал кашлять [k] и чихать. Болело горло и он стонал, сначала, а потом еще жалобнее. Пришел доктор, удивился, и велел язычку показать горло и сказать. Но у язычка так болело горло, что он смог только произнести [e], затем [i], [i:]. Доктор дал язычку горькое лекарство, язычок сказал и крепко заснул.
Сказка на отработку звука [Ө]
Язычок заблудился в лесу. А в лесу жила злая Змея. Когда к ней кто-нибудь приближался, она сердито шипела: "С-с-с". Из-за этого все звери боялись дружить со Змеей. А сегодня она очень грустная, у нее день рождения, а она одна, без друзей.
Пожалел Змею Язычок и решил сделать подарок ко дню рождения - научить произносить добрый звук [Ө] . Пофантазируем, на что он похож? Верхние и нижние
зубы пусть будут "хлебом", а язычок "сыром" (или другой начинкой). Положи "язычок-сыр" между "зубами-
хлебом" и чуть-чуть прикуси, чтобы "сыр" не упал. А теперь скажи: "С-с-с", получится звук [Ө Ө Ө]. Змея попробовала и у нее получилось [Ө Ө Ө]. "Thank You", - обрадовалась змея. Язычок спел ей песню "Happy birthday".
Фонетическая сказка на отработку звука [w]
Язычок познакомился в одном из своих путешествий с волшебным паровозиком из Ромашково. Паровозик бежит вперед. У него круглая труба. И мы вытянем вперед губы и округлим их. А как паровозик выпустит дым из трубы? Вот так: [w-w-w]. Паровозик предлагает детям прокатиться. Они строятся друг за другом и едут вперед: [w-w-w]. А вот мы и на поляне. Отдохнем. Мы забыли познакомиться с нашим новым другом [wo:t іz je:
neim?]. После того, как дети выучат фразу, они разучивают песенку "What is your name?" Паровозик отвечает, что его зовут "Puff" и дарит детям на память ромашки.
Сказка в стихах:
Где-то собаки ворчали: r – r – r…
В стойле коровы мычали: mu: - mu: - mu;
В комнате мухи жужжали: dз – dз - dз
Мимо машины бежали: bi: - bi: - bi:
Гудели от ветра все провода: ? – ? - ?
Капала в кухне из крана вода: t – t – t …
Перекликались в ночи поезда: tu: - tu: - tu:
Листья под ветром шумели: s – s – s …
Змеи в лесу шипели: ? - ? - ?
А комары все пели: z – z – z …
Непоседа мяч и ночью успокоиться не может: d – d – d…
Обезьянка идет на прогулку
Вот обезьянка пришла в лес. В лесу прохладно, дует ветерок. Прижмите нижнюю губку к верхним зубам. Получился звук [v] – он звонкий. [v], [v], [v]
Ветер в лесу усиливается. Не меняя положение губ, произнесите [f] – [f]. Этот звук – глухой. [f] – [f] – [f]
А где-то в лесу каркает ворона, но до обезьянки доносится только звук [k], [k]. Этот звук твердый и произносится на выдохе. Давайте попробуем. [k] – [k] – [k]
В небе летят гуси. Они кричат [g], [g]. Этот звук произносится на выдохе.
[g], [g], [g]
Обезьянка встретила в лесу знакомую белочку. Она ей улыбнулась и позвала играть. [i:] – [i:] – [i:]
А теперь, не меняя положения губ, произнесите коротко:
[i] – [i] – [i]
Наша обезьянка устала и возвращается домой, она повторяет коротко, кого сегодня видела:
[v], [f], [k], [g], [i:], [i].
Разыгралась буря
Однажды ночью разыгралась буря, подул сильный ветер [u:] и по крыше застучал дождик [p]. Где-то ухала сова на дереве [u], а неизвестная птица повторяла [ au ]. На ферме замычала корова [m], загоготали гуси [g] и зарычала собака [r]. Потом пробежал, пофыркивая, ежик [f], [v], а два жука сердито переговаривались . А утром выглянуло солнце, и природа заулыбалась [i:]
Сегодня обезьянка с друзьями готовится к празднику. Они украшают зал. Тигренок и слоненок забивают гвоздики в стену, чтобы повесить красивую гирлянду: [d]- [d]-[d] – [t]-[t]-[t] – [d]-[t]-[d]-[t]. Зайчата надувают разноцветные воздушные шары: [w]-[w]-[w]-[w]-[w]. Зайчонок по имени Тим плохо завязал два шарика, из них стал выходить воздух, и они весело запели: [ ]- [ ]- [ ]. А ещё один шарик весело поскакал: [p]-[p]-[p]-[p]-[p]. Тим сказал – [(ой)]. Лисенок достал из мешочка мишуру, и она зашуршала: [(ш)]. Пчелки развешивают разноцветные фонарики [(ж)]. Пришел Мишутка, удивился. Обезьянка оглянулась вокруг и улыбнулась [i:].И у язычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. А ну-ка, язычок, открой двери, вот так (открываем рот), теперь закрой (закрываем рот). Что делает наш язычок? Он у себя в домике потрогал пол, одну стеночку, другую и прыгнул на потолок. На потолке у язычка есть горка (альвеолы), вы нашли горку на потолке? Я вам открою секрет: на этой горке очень любит сидеть язычок. Ну-ка, язычок, прыгни на горку!
Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел: [l-l-l], [la,la,la]. Язычок очень любит читать сказки. Но у него в домике темно. Поэтому, когда он читает, ему приходится зажигать свечку. А когда язычок ложится спать, он тушит свечку вот так: [h-h-h]
Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке, и выбивает коврик, вот так: [t t t].
Он проветривает свой домик, открывает дверь и дверь хлопает от ветра [w w w].
Вдруг пошел дождь и язычок спрятался в домик. Он сидит на горке и слушает, как по крыше стучит дождик [d d d].
А во дворе у язычка живет собачка. Это очень добрая собачка, когда она встречает своего друга, она радостно
рычит: [r–r–r]. В саду у язычка живет его знакомая пчелка. Она приветствует его так: (звонкий английский звук, передаваемый буквосочетанием th). Язычку нужно выглянуть наружу, чтобы прожужжать в ответ. Выгляни, язычок, на улицу, попробуй пожужжать!
А в корнях большого дуба живет старая мудрая змея, она так здоровается с язычком: [θ θ θ]. Чтобы ответить на приветствие, язычку снова нужно выглянуть из домика.
Давайте попробуем: [θ θ θ].
Во дворе у язычка гуляют гуси. Они гогочут: [g g g]. Однажды язычок заболел и закашлял: [k k k]. (с придыханием) он, конечно, быстро поправился и навестил всех своих друзей.
Королева английского языка
В английском языке есть своя королева. Она управляет всеми правилами английского языка. Но
вот случилась беда: злой волшебник похитил нашу королеву и заколдовал её. В языке началась страшная путаница. Слова начали прыгать с места на место.
[ dз-dз – dз - dлmp]
Получилась такая чехарда! От горя предложения начали горько-горько плакать: [w- w -wait]
и звать свои слова на места: [au –au -au]
а они начали откликаться: [ei –ei –ei –neim] - мы не вернёмся обратно, нам здесь нравится. Мы вернёмся тогда, когда вернётся королева.
Страшные вещи начали твориться в языке без королевы. И если так и будет продолжаться, то английский язык совсем развалится.
И решил наш друг Mr.Tongue пустится на поиски королевы. Долго ли, коротко ли шёл, шёл он, вдруг слышит странное шипение: (произнесение английских звуков)
Оглянулся Mr.Tongue и видит: змею камнем-валуном придавило. И молвила змея человеческим голосом: «Помоги мне, я тебя отблагодарю!»
Поднапрягся Mr.Tongue ,сдвинул камень, змея выползла и сказала: [ h –h - hellou]
А была это не простая змея, а королева змей и подарила она нашему другу волшебную палочку, чтобы с её помощью быстрее найти королеву. Mr.Tongue так обрадовался, что стал восхищаться:
[ auy –au –au -maus]
Поблагодарил он змею и пошёл дальше.
Шёл он шёл, и решил воспользоваться волшебной палочкой. Взмахнул палочкой, произнёс волшебные слова и оказался в джунглях. Стал он искать там королеву. Вдруг слышит-страшное рычание: [ r –r -red]
Оглянулся Mr.Tongue и видит за своей спиной огромного льва. Наш друг бросился бежать. Бежал он долго, пока не стал задыхаться: [ h –h –hai ]
Остановился Mr.Tongue, посмотрел вокруг и понял, что забежал в самую чащу. На деревьях сидели мартышки и громко кричали: [ ei –ei -neim]
Вокруг летали стрекозы и мухи огромных размеров и жужжали.
На деревьях сидели невиданные птицы и издавали всевозможные звуки.
Спросил Mr.Tongue у животных и птиц, не видели ли они здесь английской королевы. Королевы в джунглях никто не видел, поэтому решил наш друг поискать её в другом месте.
Взмахнул наш друг палочкой, произнёс волшебные слова и оказался на Северном полюсе. На льдинах сидели тюлени.
Вдалеке бродили белые медведи и рычали:[ r –r -red].
В небе летали птицы: [f –f -flai]. И вдруг видит Mr.Tongue: стоит среди льдин наша королева и дрожит от холода.
Взял Язычок нашу королеву за руку, взмахнул палочкой и оказались они дома. Королева приступила к своим обязанностям, и в английском языке всё стало на свои места.
Дракончик
Жил-был Дракончик Dragony d-d-d. Он был очень смешной, т.к. не умел правильно произносить некоторые звуки. Папа и мама смеялись над ним и дразнили его n-n-n-n-n. Тогда пошел он к друзьям в джунгли dз-dз-dз спросить совета, как же надо говорить правильно. Мимо проползла змея и прошипела ʃ- ʃ- ʃ, пчелка прожужжала z-z-z-z, бабочка слабо замахала и прошелестела крылышками р-р-р-р-р. Птички стали прыгать перед дракончиком oi-oi-oi-oi, медвежонок бросал камешки в воду b-b-b-b, тигренок и львенок зарычали r-r-r-r-r, дельфинчики подплыли к нему и звали поиграть ei-ei-ei-ei. Цветы в ответ закивали головками l-l-l-l-l, m-m-m-m-m, n-n-n-n-n. Собачка и котенок стали умываться и смешно фыркать f-f-f-f-f. Долго гулял наш дракончик и так устал, что ночью заблудился и услышал как завыли волки u-u-u-u-u. А деревья зашумели ʃ- ʃ- ʃ, вверху пролетела какая-то ночная птица δ- δ- δ. Дракончик задрожал от страха, зубы застучали t-t-t-t-t. Он побежал домой up-up-up. А среди деревьев уже мелькали разноцветные огоньки его дома. Навстречу вышла мама, крепко поцеловала w-w-w-w и обняла. Сестрички замахали и закричали hello-hello. А папа дракон выпустил в небо огромную связку красивых воздушных шариков red, yellow, green, blue. Они разлетелись в разные стороны ou-ou-ou. Вот так дракончик понял как надо правильно произносить слова.
Фонетическая зарядка «Доктор Айболит»
Пришла к Айболиту лиса и показывает горлышко.
Дети: [R] [R] [R].
Пришла к Айболиту кошечка и тоже с больным горлом.
Дети: [æ] [æ] [æ].
Пришел к Айболиту зайчик, у него болит нога, он плачет.
Дети: [h] [h] [h].
Прилетел комарик, он поранил крылышко.
Дети: [z] [z] [z].
Прибежал ёжик. Он прикусил губу.
Дети: [f-v] [f-v] [f-v].
Всех вылечил добрый Доктор Айболит. Звери поют песенку и радуются.
Дети: [n] [n] [n].