Фонетический разбор слова.
Цель: систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора; закрепить навык фонетического разбора слова, умений транскрибирования слова, а также чтения транскрипции; развитие умений производить все виды языковых разборов, пробуждение интереса к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.
Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, листы оценивания.
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие гостей. Ребята, у вас на столах лежат листы оценивания. Сегодня по ходу урока мы будем их заполнять, а в конце урока вы обязательно сдадите их мне, чтобы я каждому из вас поставила отметку. Подпишите их. Но и в тетрадях тоже будем работать. Запишите сегодняшнее число, Классная работа.
2. Языковая разминка.
- Предлагаю наш урок начать с игры «Угадай звук». Вы слушаете аудиозапись и пытаетесь угадать, что это за звук.
(Звук приближающегося поезда, журчание ручья, застегивание замка «молнии», стук каблуков и т.д.)
- Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… грохот машин…. Но в учебнике русского языка об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет пение птиц? ..
Но окружают нас и особые звуки, которые ни с чем не сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.
- А как вы думаете, ребята, сколько нужно звуков, чтобы составить миллионы слов?
- Верно, всего лишь 42 звука.
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? (фонетика).
- Посмотрите на доску и скажите, как представленная запись связана с фонетикой?
[знан'ий'эимудрас'т'украшай'утч'илав'эка]
- Да, это затранскрибированное предложение. Расшифруйте его и запишите в тетради.
Знание и мудрость украшают человека.
В чем особенность этого предложения? К какому жанру фольклора относится? Как вы понимаете эту пословицу?
- Выполните синтаксический разбор этого предложения. Какая цифра обозначает синтаксический разбор?
(взаимопроверка по слайду, отметки перенесли в лист оценивания. 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – и более 2).
- Выполните морфологический разбор слова человека.
(взаимопроверка по слайду, отметки перенесли в лист оценивания. 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – и более 2).
- Выполните морфемный разбор слова украшают.
(Взаимопроверка по слайду)
- Какой языковой разбор нам осталось выполнить? Какой цифрой он обозначается?
- Тема нашего сегодняшнего урока: «Фонетический разбор слова». Запишите в тетради.
- С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока? (закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов)
3. Актуализация знаний
- Но прежде, чем приступить к фонетическому разбору, вспомним основные сведения, которые нам понадобятся при разборе. Я читаю предложения. Если вы согласны с этим утверждением, то пишите в листе оценивания да. Если не согласны, то пишете слово нет.
1. Звуков речи меньше, чем букв.
-
Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие.
-
Звуки ч, щ, й всегда мягкие.
-
Согласных звуков шесть.
-
Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.
-
Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости.
-
Глухие согласные состоят только из шума.
-
Буквы е, е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных.
-
На конце слова происходит оглушение звонкого согласного.
-
Фонетика изучает звуки.
Самопроверка по слайду. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
- Посчитайте свои плюсы. У кого 10 плюсов, получает «5», 8-9 – «4», 6-7 – «3». Поставьте оценку в листе оценивания.
Физминутка.
- Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся. Одной буквой на письме может обозначаться несколько звуков, например, буквой д на письме может обозначаться звук [Д], [Д,], [Т] и [Т,].
Учитывая эту особенность, выполним следующее упражнение. Работать будем в паре.
Сколько раз встречается указанный согласный звук?
[к] Язык мой – друг мой.
[в] На дворе трава, на траве дрова.
(фронтальная проверка, оценки в листы оценивания). Поставили плюсики, кто выполнил правильно.
Мы знаем, что в русском языке количество букв и звуков в слове может не совпадать. Поиграем в игру «Рассели жильцов» в листе оценивания. Самостоятельно.
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики
-
В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
-
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
Фронтальная проверка
4. Закрепление ЗУН. Выполнение тренировочных упражнений.
- Итак, давайте выстроим схематично алгоритм наших действий при выполнении фонетического разбора.
- С чего начинаем разбор? (Ударение, транскрипция)
- Что такое транскрипция? На каком уроке вы еще встречаетесь с нею?
Какую характеристика звуков указываем:
1. гласный (ударный или безударный);
- е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь;
2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой)
- только твердые: ж, ш, ц;
- только мягкие: ч, щ, й;
-только звонкие: й,р,л,м,н.
3. подсчитать количество букв и звуков.
Самостоятельно слова: любовь, семья.
Взаимопроверка по слайду. (1- 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более – «2»)
6. Подведение итогов урока.
- Итак, что такое фонетический разбор слова?
- С чего нужно начинать фонетический разбор?
Самое главное – верно записать транскрипцию слова.
Ребята, а на каком еще уроке вы встречаетесь с транскрипцией? А еще в повседневной обычной жизни мы тоже иногда используем транскрипцию слова, не подозревая об этом. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Это иконки известных мессенджеров и социальных сетей. Как они называются? Ни первое, ни второе названия не зафиксированы в словарях русского языка. Так как же их произносить? А каких правильно написать? Запишите название мессенджера Вотсап.
- У нас появились разные варианты написания этого слова.
Но поскольку слова иноязычные, то произносить мы их должны в соответствии с английской транскрипцией. И писать тоже! Поэтому, если мы в письменной речи упоминаем названия этих приложений, то пишем правильно с большой буквы и в кавычках!
Рефлексия.
- Посмотрите на оценки, которые вы ставили себе на полях. У кого все пятерки? У кого все четверки? У кого только пятерки и четверки, но нет троек?
- А теперь сложите все отметки, которые вы получили сегодня. Плюсы тоже считаем: 1 плюс – 1 балл. Посмотрим, какую же оценку за урок вы получили:
-
23-25 баллов – «5»
-
18 – 22 балла – «4»
-
13 – 17 баллов – «3»
-
12 и менее баллов – «2»
7. Домашнее задание.
Параграф 63, упражнение 320
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
________________________________________________________________
Вид работы | Оценка |
Синтаксический разбор предложения. | |
Морфологический разбор слова. | |
Морфемный разбор слова. | |
Да/нет -
_____ -
_____ -
_____ -
_____ -
_____ -
_____ -
_____ -
_____ -
_____ -
_____ | |
Сколько раз встречается указанный согласный звук? [к] Язык мой – друг мой. ______ [в] На дворе трава, на траве дрова. __________ | |
«Рассели жильцов» С Совпадает Букв больше Звуков больше лова вьюга, ёж, баян, морковь, зашить, перья рассели в домики. | |
Фонетический разбор слов. | |
WhatsApp |
Моя оценка за урок _______________________________