II. Подготовка к теме урока 1. Слово учителя. Цель – заинтересовать учащихся 2. Определение темы урока и постановка учебной цели ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Домашнее задание | Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране, название которой вы мне скажете попозже. А сейчас я предлагаю вам погрузиться в необыкновенный мир звуков. С-3-6 - Какие звуки вы сейчас услышали? Звуки чего? - Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков природы? - А какие звуки нам помогают в общении? - Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как называется страна, в которую мы с вами отправимся. Когда с тобой мы слово пишем, Его в уме мы как бы слышим. Когда же люди говорят, То произносят звуков ряд. А изучает их, заметь-ка Раздел грамматики – Фонетика. Что изучает фонетика. С-7 Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать? 1. Параграф 27.Составить связный рассказ на тему «Что я знаю о фонетике». 2. Упр. 180. С-8 Итак, во время путешествия по стране Фонетика мы обобщим все знания. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка. Вы готовы к трудностям? Тогда вперед! С-9 Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких...» - Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке? | Слушают и отвечают на вопросы учителя. (звуки природы). (нет). (звуки речи). Дети определяют тему и формулируют цели урока. - Предмет изучения фонетики. - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки. Раскрывают смысл высказывания. | Коммуникативные: проявляют речевую деятельность Регулятивные: самостоятельное формулируют тему и цели, планируют, прогнозируют. |
III. Тема урока (путешествие по стране Фонетика) 1. Город Всезнайск. ЦЕЛЬ: повторить теорию 2. Станция Слоговицы. ЦЕЛЬ: отрабатывать умение делить слово на слоги. 3. Город Ударений. ЦЕЛЬ: показать смыслоразличительную роль ударения. 4. Город Забавных звуков. ЦЕЛЬ: отрабатывать умение характеризовать звуки, определять роль звуков в словах. Физкультминутка (пауза релаксации) ЦЕЛЬ: дать возможность отдохнуть. 5. Город Тестов. ЦЕЛЬ - проверить знания. | А сейчас мы отправляемся в путешествие в страну Фонетика. С-10 1. Первая станция нашего путешествия – город Всезнайск. С-11 Необходимо ответить на вопросы, получив жетон за правильный ответ. Итак, начнём. 1. Чем отличаются звуки от букв? 2. Какая речь бывает? 3. С-12 Как образуются звуки? Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своём пути преград, то получается какой звук? Сколько гласных звуков? Назовите их. 4. С-13 Если воздуху придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получается какой звук? Сколько согласных звуков? 5. С-14 Восстановите таблицу «Звуки речи). 6. Какие звуки всегда звонкие? 7. Какие звуки всегда глухие? 8. Какие звуки всегда мягкие? 9. Какие звуки всегда твердые? 10. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать? 2. С-15 Следующая станция нашего путешествия – станция Слоговицы. Жители этой станции праздновали день рождения слона. Хотите узнать, кто был на празднике? Это было в воскресенье. У слона на дне рожденья Гости пели, веселились, В хороводе так кружились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Один, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: АН – ЛО – ТИ – ДИ – КО – ПА – ДИЛ – КО – КРО – ШИМ – КО – ЗЕ – ПАН – РИЛ – НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е – ГИ – МУР – ГО – ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ – ЗЕБ – ПАН - РА – ДА ГЕ – МАР – КА – ПАРД – ТЫШ. (Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена, зебра, панда, гепард, мартышка) Задание. Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. 3. С-16 Соседняя станция – город Ударений. Сценка «Ударение». Миша: - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. (Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать). Вбегает мама: - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? Миша: - А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) Мама: - Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи. Миша: - Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. Задание. Сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОКУНИ, ЖАРКОЕ, ЗАСЫПАТЬ, ХЛОПОК? (10 слов). Определите лексическое значение слов, составьте и запишите словосочетания. 4. С-17 Следующая станция нашего путешествия – город Забавных звуков. Достопримечательностями данного города являются интересные вопросы, за правильный ответ на которые можно получить жетон. Пока класс зарабатывает жетоны, два человека работают у доски (фонетический разбор слов). Итак, начинаем. 1. Сколько раз встречается [с] в предложении? В саду рос сиреневый куст роз. 2. Какие слова состоят из ста согласных? 3. С-18 В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? жилище человека превратилось в рыбу, рыба – в книгу, а книга – в снежный ком. 4. Какую роль играют звуки в словах? (Проверка фонетического р-ра) Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две буквы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ и где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер. 5. С-19 И вот мы добрались до последней станции – город Тестов. Тест 1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв. А) письмо Б) праздник В) теннис Г) юнга 2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие. А) песня Б) шубка В) мёд Г) ходьба 3.Укажи слово, в котором буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука. А) клюв Б) семья В) жюри Г) полет 4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове. А) просьба Б) сладкий В) узкий Г) ходьба 5. Укажи, в каком слове надо писать букву ь А) жен..щина Б) печ..ник В) болел..щик Г) гон..щик. | Отвечают на вопросы (слышим – пишем) (устная и письменная) (гласный) 6 [а, о, у , э, ы, и] (согласный) 36 Восстанавливают пропущенные звенья таблицы. (й, л, м, н, р) (х, ц, ч, щ) (ч, щ, й) (ж, ш, ц) 1) когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков? (когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь); 2) когда в слове есть непроизносимый согласный; 3) при наличии Ь или Ъ; 4) при удвоенном согласном. Работа в группах: составляют слова из слогов. Двое ребят показывают сценку. Дети делают вывод о смыслоразличительной роли ударения Выполняют задания. Съел, местный 4 раза (сто-л, сто-п, сто-н, сто-к, сто-г и т.п.) (осёл - орёл), (дом - сом), (сом - том) (том - ком) Смыслоразличительную. Формулируют вывод: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Дети движениями изображают содержание стихотворения. Самостоятельно решают тест. | П: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий. Самостоятельно находят ответы на вопросы. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему. К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее. Л: формирование навыков организации и анализа своей деятельности. Умение работать в группе, строить продуктивное взаимодействие. Развитие актёрского мастерства. Умение слушать. Развитие умения формулировать вывод. Развитие умения работать самостоятельно, в коллективе. Развитие умения расслабляться, переключаться на другой вид деятельности. Развитие умения работать самостоятельно. |