Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент. Проверка домашнего задания Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. | Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений - Мы начинаем наш урок! Аудиозапись. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка…Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: «Вставай, уже пора в школу!» Как называются эти последние звуки? В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? Какие разделы науки о языке изучили вместе с фонетикой? Всё ли мы изучили по названным разделам? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, демонстрируют готовность к уроку. Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия. Это звуки речи. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Всё. | Презентация Слайд № 1 Фронтальная. Слайд № 2 Индивидуальная, групповая. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Целеполагание. | Подумайте, ребята, и назовите тему нашего сегодняшнего урока. Каковы будут цели нашего урока? Чем мы будем заниматься на уроке? Какие поставим перед собой задачи? | Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия», формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | Индивидуальная, групповая. Слайд № 3 | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации. Коммуникативные: высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. |
Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Вспоминаем, что знаем. Соотнести термин и определение. 1. Фонетика 2. Гласные звуки 3. Согласные звуки 4. Орфоэпия 5. Ударный гласный А. гласный, на который падает ударение. Б. звуки, которые образуются с помощью голоса и шума. В. наука о правилах произношения слов и постановки ударения. Г. звуки, которые образуются с помощью голоса. Д. наука о звуках речи. | Соотносят термины и определения. После выполнения проверить себя. | Самостоятельная работа. Слайды № 4,5 Индивидуальная. | Личностные: осознание своих учебных возможностей. Познавательные: применять полученные ранее знания. Коммуникативные: с уверенностью и точностью полностью выражать свои мысли. |
Включение в систему знаний, повторение. | Проверим, в каком состоянии находится теория. Блиц-опрос Сколько звуков и букв в русском языке? (42 и 33) В чем отличие звука от буквы? Сколько согласных звуков в русском языке? (36) Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц) Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я) Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? (нет: а, и, а - а, ы, а) В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис) В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша) Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты) Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения) Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными) Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь) Какой фонетический процесс произошел в слове косьба? (озвончение) А в словах бег, дуб, мороз? (оглушение). | Отвечают на вопросы | Индивидуальная. Слайд № 6. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
Применение знаний на практике. Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. Работа у доски | Что общего в названиях изображённых предметов с точки зрения звукового состава? Фонетические задачи 1.К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных слова «медведица». Решение: Лофкайа (2)+снк (3) – ц(1) = 4 2. К количеству твердых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество звонких согласных слова «сдача». Из полученного числа вычтите количество гласных звуков в слове «кабинет». Решение: обозначила (б,з,н,л) (4) + з, д (2) – (а, и, э) (3) = 3 3. Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож? (4) 4. Сколько звуков [ц] в предложении: Проснуться, улыбнуться – значит, настроиться на целый день (4) | Отвечают на проблемный вопрос, обсудив в паре. Звуков больше, чем букв, т.к. буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова. | Фронтальная. Работа в парах, индивидуальная. Слайд № 7 Слайд № 8 | Познавательные:применение изученных знаний на практике. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра). |
Физкультминутка. | Упражнение для глаз. Нарисуйте на потолке облако и проследите путь снежинок до земли. | Выполняют действия по словам учителя. | Групповая Слайд № 9 | Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. |
Работа с новыми понятиями. Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. | Ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков. Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью. Загадка: Черные, кривые, В одиночку все немые. Встанут в ряд – Сейчас заговорят. (буквы) Как называются буквы, стоящие в определённом порядке? Что вы можете рассказать о происхождении слов «азбука» и «алфавит»? Расположи слова по алфавиту. 1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта. 2 вариант: Стричь, зажечь, дочь, видишь, рожь, печь. 3 вариант: вьюга, листья, соловьи, перья, шьёт, пьеса. – Почему в словах 1 варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется) - Какова роль Ь в словах 2 варианта? (показатель грамматической формы) - Какова роль Ь в словах 3 варианта? (разделительный) Индивидуальные задания: расположите буквы данные на карточках по порядку их следования в алфавите русского языка, запишите их на обратной стороне карточки и расположите полученные слова в алфавитном порядке. Одно слово приготовьтесь назвать по буквам. ТГАНЕ – агент ТИСА – аист ТИБН – бинт ЩОБР – борщ НЕТО – енот. | Отвечают на вопросы. Алфавит. ( 1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка) (2 вариант: видишь, дочь, зажечь, печь, рожь, стричь). (3 вариант: вьюга, листья, перья, пьеса, соловьи, шьёт) | Групповая Слайд № 11 Работа в парах. Слайд № 12 Индивидуальная | Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра). Личностные: осознание своих учебных возможностей. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с текстом. | Назовите раздел науки о языке, который изучает правила произношения слов. Можно ли обойтись без орфоэпии? Спишите слова, расставьте ударения, произнесите правильно. Исправьте речевую ошибку, допущенную в предложении. Учащиеся имеют право пользоваться орфографическим словарём. 1 гр. Хозяева, цемент, украинский, шофер. На этих соревнованиях я всех победю. 2 гр. Намерение, документ, договор, баловать. Ихнее выступление мне понравилось больше. 3 гр. Звонит, красивее, ждала, занята. Текст написан очень понятливым языком. 4 гр. Свекла, повторим, столяр, средства. Я ложу тетрадку на учительский стол. Также о культуре человека говорит и его правильная письменная речь. А какая наука о языке изучает правила написания слов? Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Мы ждали з..му и вот она пришла. С вечера з..мля деревья в саду и крыши соседних д..мов были тёмными. Вдруг поз..но вечером вместе с д..ждём посыпались на з..млю большие сн..жинки. За ночь сне.. укрыл всё вокруг к утру небо раз..яснилось. Зима воскликнули мы, когда посм..трели в окно. Первое зимнее утро праз..ник з..мли. Выписать 2 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 2 слова, в которых звуков больше, чем букв. | Орфоэпия Правильное произношение является показателем общей культуры человека Расставляют ударения в словах. Проверка выполненного задания. 1 гр. ХозЯева, цемЕнт, украИнский, шофЁр. На этих соревнованиях я одержу победу. 2 гр. НамЕрение, докумЕнт, договОр, баловАть. Их выступление мне понравилось больше. 3 гр. ЗвонИт, красИвее, ждалА, занятА. Текст написан очень понятным языком. 4 гр. СвЁкла, повторИм, столЯр, срЕдства. Я кладу тетрадку на учительский стол. Орфография Объясняют орфограммы и пунктограммы, выполняют дополнительное задание. | Работа в парах. Слайды № 13 Индивидуальная . Слайды № 14 | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; использование ранее изученного. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра). Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. |
Рефлексия. | Дополни фразу: Сегодня на уроке мы повторили… Сегодня на уроке мне было… Особенно мне понравилось… Затруднения вызвали задания… Легко справились с заданиями… Необходимо повторить… | Дополняют фразы, анализируя свою работу на уроке. | Фронтальная, индивидуальная. Слайд № 15 | Регулятивные: оценивают свою деятельность на уроке . Личностные: выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности. |
Выставление оценок. | ? ! !!! На полях тетради поставьте такой знак в соответствии с тем, что вы научились делать. | | Индивидуальная Слайд № 16 | Личностные: объективно оценивают результаты своей деятельности. |
Домашнее задание. | Придумать и записать фонетические задачи | | Индивидуальная | Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. |
1.К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных слова «медведица».
2. К количеству твердых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество звонких согласных слова «сдача». Из полученного числа вычтите количество гласных звуков в слове «кабинет».
3. Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?
4. Сколько звуков [ц] в предложении: Проснуться, улыбнуться – значит, настроиться на целый день