СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика и графика как разделы лингвистики. Система гласных звуков 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонетика и графика как разделы лингвистики. Система гласных звуков 5 класс (новый ФГОС)»

Фонетика и графика как разделы лингвистики. Система гласных звуков

Фонетика и графика как разделы лингвистики. Система гласных звуков

ЦЕЛИ развить представление о предмете фонетики актуализировать знания о гласных и согласных звуках систематизировать знания о группах и подгруппах звуков речи в русском языке научить различать гласные и согласные звуки по способу образования развить умение использовать транскрипцию для обозначения звукового состава слова.

ЦЕЛИ

  • развить представление о предмете фонетики
  • актуализировать знания о гласных и согласных звуках
  • систематизировать знания о группах и подгруппах звуков речи в русском языке
  • научить различать гласные и согласные звуки по способу образования
  • развить умение использовать транскрипцию для обозначения звукового состава слова.
Лингвистическая разминка Загадка, в которой нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим). С «б» мучительной бываю С «р» актёру я нужна С «м» одежду пожираю С «с» для повара важна! Ответ: боль — моль — роль — соль

Лингвистическая разминка

Загадка, в которой нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим).

С «б» мучительной бываю

С «р» актёру я нужна

С «м» одежду пожираю

С «с» для повара важна!

Ответ: боль — моль — роль — соль

Что помогает различить все эти слова? Какой раздел изучает эту единицу языка? Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Графика  –  учение о знаках, с помощью которых устная речь передается на письме. Основными средствами графики являются буквы. К графическим знакам относятся также знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и др.
  • Что помогает различить все эти слова?
  • Какой раздел изучает эту единицу языка?
  • Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
  • Графика  –  учение о знаках, с помощью которых устная речь передается на письме. Основными средствами графики являются буквы. К графическим знакам относятся также знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и др.
Звуки речи   гласные      согласные  ударные  безударные   глухие   звонкие            твёрдые мягкие  твёрдые мягкие

Звуки речи

гласные согласные

ударные безударные глухие звонкие

твёрдые мягкие твёрдые мягкие

Почему наш язык красив, певуч и выразителен? Этой красоты и певучести русский язык достигает за счёт преобладания в нём мелодичных звуков (гласных и звонких согласных). По наблюдениям учёных, они составляют почти 75 %. Проверим это на примере известной детской считалки: На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.  Всего звуков 66 (не путаем с буквами: ь звука не обозначает), из них глухих — 11, т. е. 17 %. Гласных и звонких — 83 %.

Почему наш язык красив, певуч и выразителен? Этой красоты и певучести русский язык достигает за счёт преобладания в нём мелодичных звуков (гласных и звонких согласных). По наблюдениям учёных, они составляют почти 75 %.

Проверим это на примере известной детской считалки: На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.

Всего звуков 66 (не путаем с буквами: ь звука не обозначает), из них глухих — 11, т. е. 17 %. Гласных и звонких — 83 %.

Артикуляционные упражнения Самые разнообразные звуки окружают человека. Но только звуки, которые мы произносим в процессе говорения, называются звуками речи . Из звуков речи образуются слова, обозначающие все предметы и явления окружающего мира. Звуки языка выполняют смыслоразличительную функцию. Звуки как смыслоразличительные единицы языка называются фонемами(для различения слов и морфем).

Артикуляционные упражнения

Самые разнообразные звуки окружают человека. Но только звуки, которые мы произносим в процессе говорения, называются звуками речи .

Из звуков речи образуются слова, обозначающие все предметы и явления окружающего мира.

Звуки языка выполняют смыслоразличительную функцию. Звуки как смыслоразличительные единицы языка называются фонемами(для различения слов и морфем).

Гласные звуки Гласные звуки – образуются, когда звук свободно проходит через полость рта. Гласных звуков всего 6! Могут быть ударными или безударными. Гласных букв 10! (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я) Е, Ё, Ю, Я – буквы особые, потому что могут обозначать 2 звука!      [а]  [э]      [о] [и]      [ы] [у]

Гласные звуки

Гласные звуки – образуются, когда звук свободно проходит через полость рта.

Гласных звуков всего 6! Могут быть ударными или безударными.

Гласных букв 10! (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я)

Е, Ё, Ю, Я – буквы особые, потому что могут обозначать 2 звука!

[а] [э]

[о] [и]

[ы] [у]

Упр. 273 (делимся на 3 группы): с указанных согласных: м, л, р, с, т, д, п надо начать односложные слова, употребив по очереди все гласные звуки. Запись в тетрадь. Например: мак / мяч, мост / мёд, миг, мыс, мел, мусс.
  • Упр. 273 (делимся на 3 группы): с указанных согласных: м, л, р, с, т, д, п надо начать односложные слова, употребив по очереди все гласные звуки. Запись в тетрадь.
  • Например: мак / мяч, мост / мёд, миг, мыс, мел, мусс.
Упр. 275
  • Упр. 275


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!