Фонетика. Состав слова. Словообразование. Изобразительные средства-аллитерация, ассонанс.
Цели:
● обобщить и систематизировать знания о фонетике и фонетических процессах;
● повторить состав слова и способы образования слов;
● совершенствовать навыки правописания и фонетического разбора.
Ход урока.
I. Списать с доски предложение, расставить знаки, мотивировать.
Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.
II. Вопросы учителя.
- Правильно ли я утверждаю, что в этом предложении 2 грамматические основы, или я ошибаюсь?
- Какова роль запятой?
- Как образовано деепричастие клубясь?
- Какие еще способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.
III. Выполнить упражнение 12 (учебник А.И. Власенков), выделить корни.
IV.Сколько букв и сколько звуков в слове клубясь? Почему?
- Чем отличается звук от буквы?
- В каком слове все буквы соответствует звукам? (нет). Объяснить, почему. Охарактеризовать звуки гласные и согласные.
- Назовите слово, где все согласные звонкие?
- Назовите слово, где все согласные твердые?
- Какие пары могут образовать согласные звуки?
V. Спишите слова, произнесите их правильно.
Бутерброд1, девиз2, интервью3, музей4, орхидея5, паштет6, термин7, термит8, тестовый9, термос10, фанера11, шинель12, фонема13, темп14.
- В каких словах перед буквой Е произносится твердый согласный? (1,3,5,9,10,13).
VI. Прочитаем еще раз записанное предложение. Какие звуки в нем преобладают? Для чего? (чтобы передать шум разбушевавшейся стихии и клокот волн)
- это аллитерация (повторение согласных звуков в слове или фразе), иногда гласные звуки повторяются, подражая явлениям – это ассонанс («Будет буря - мы поспорим»).
VII. Попробуйте привести свои примеры?
VIII. Вывод по уроку: что мы повторили?
Домашнее задание: §11 (В.Ф. Греков), стр. 38-41, упр. 16,18 (А.И. Власенков).
При наличии времени на уроке выполнить следующие тестовые задания:
- в каком слове произносится 2 согласных звука?
1. солнце 2. возчик
3. мыться 4. поёт
- в каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?
1. мыло 2. режим
3. луна 4. космос
- в каком слове нет суффикса - ик -?
1. торфяник 2. серебряник
3. нефтяник 4. нарукавник
- какие слова состоят из приставки, корня, суффикса, и окончания.
а) рассвет б) перегорит
в) приручают г) аморальный
Международные словообразовательные элементы, с.50 (А.И. Власенков).
Урок № 2. Орфоэпия.
Цели урока:
● повторение и углубление знаний норм правильного произношения слов;
● формирование навыков культуры речи;
● закрепление навыков правописания.
Ход урока:
Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки.
- Знание каких норм русского произношения помогает вам сделать правильный выбор?
Заря сияла на востоке, и з…л…тые р…ды …блаков, казалось нарочно, ож…дали солнца, как цар… дворцы ож…дают государя.
Используем § 11, стр. 38 (уч. В.Ф. Грекова) п. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
2. Работа с п. 11 (произносим вслух, выписываем трудные).
Дополнить следующими словами: изогнутый, согнутый, асимметрия, закупорить, эксперт, гербовый, пломбированный, свекла, кресло, газопровод, мусоропровод, но! электропровод, искра, дрофа, торты, алфавит, петля, правы.
3. Вопросы по упражнению 16 из домашнего задания. Образовать от глагола прошедшего времени формы мужского, среднего, женского рода и множественного числа, расставить ударения:
Начать-начал, начало, начала, начали, начавший, начав; взять-взял, взяло, взяла, взяли; прибыть-прибыл, прибыло, прибыла прибыли, прибыв; создать-создал, создала, создано, создав, создавший; лгать-лгал, лгало, лгала, лгали; начаться-начался, началось, началась, начались, начав, начавшийся.
4. Упражнения 55, 56 (В.Ф. Греков) выборочно, важно, т.к. касается правильного образования краткого прилагательного и страдательного причастия прошедшего времени.
§ 12 (устно).
Домашнее задание: § 11, 12 (В.Ф. Греков), подготовка к контрольному списыванию по упражнению 52, 53. Сильному ученику подготовить сообщение по теме «Лексика» по учебнику А.И Власенкова стр.20.
Урок № 3. Лексика.
Цели:
● повторение явления многозначности слова, выразительных средств языка;
● отработывание умений и навыков нахождения в тексте омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, антитезы, оксюморона, градации.
● воспитание любви к родному языку.
Ход урока.
I. Контрольное списывание с доски на оценку (вставить пропущенные буквы, поставить ударение).
А…омпанемент, х…датайствовать, п…ртер, сре…ства, пр…мировать, кр…сивее, апе…яция, иску…тво, бю…етень, …ккупанты, ар…стократия, д…ятельность, кв…ртал, н…мерение, обле…чить, правы, найдено, начато, об…спечение, щ…вель, цемент, с…жень, к…т…лог, зв…нит, согнутый, прибыла, нефт…провод, асимметрия, петля, сироты.
II. Сообщение ученика по теме «Лексика» стр. 20.
III. Лексический анализ.
- Упражнение 30 (А.И. Власенков), стр.21. Выявление причин многозначности слов.
Омонимы и их разновидности (стр. 25).
- Упражнение 40 (письменно). Составить и записать с/соч с парами слов: примерять-примирять и т.д.
Синонимы и их виды. (стр. 27).
Градация. Упр. 46 (А.И. Власенков)
Антонимы. Контекстуальные антонимы стр.31
Антитеза и оксюморон стр. 33
Записать предложение под диктовку, найти изученные лексические группы слов.
Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды написал статью «Творец или зритель» (контекст. ант.- антитеза) в том смысле, что если раньше в деревне пели и плясали сами, то теперь только слушают, как поют, как пляшут, то есть вырабатывается потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого (синонимы, градация).
А.И. Солженицын
Объяснить пунктуацию.
Домашнее задание: Художественный стиль речи. Тропы. Стр.310-312 (А.И. Власенков), упр.58 (паронимы).
Урок № 4. Лексика.
Цели:
● показать богатство средств выразительности родного русского языка;
● продолжить повторение изобразительно-выразительных средств языка;
● вырабатывать навык анализа художественного текста.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания:
- Чем различаются паронимы?
Дополнительный материал для учителя (паронимы).
Абонент-абонемент (документ);
Бесталанный (несчастный) - бесталантный (бездарный);
Вдохнуть-вздохнуть;
Воинственный-воинствующий;
Гарантийный - гарантированный;
Гордость-гордыня;
Гуманизм (гуманность, человечность) – гуманность (человечность) гуманистический (течение в эпохе) - гуманный (человек), даренный - даровой, двойной - двойственный, деловитый – деловой – дельный, дипломатический (относится к дипломату) – дипломатичный, доверительный – доверчивый, единственный - единый (общий), желанный-желательный (нужный), конструктивный (плодотворный) - конструкторский, невежа (невоспитанный, грубый)- невежда (необразованный), нестерпимый – нетерпимый (с которым нельзя мириться), обосновать – основать, предоставить – представить, хищнический (грабёжный) – хищный, эстетический (относится к науке эстетике) – эстетичный (красивый, изящный), эффективность – эффектность, явный (не скрываемый) – явственный.
II. Новый материал.
1. Записать предложение, определить, к какому стилю речи относится, попутно объяснить орфографию и пунктуацию.
Солнце пряталось за холодные вершины, и молочно-белый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика.
2.Заслушать сообщение ученика о своеобразии художественного стиля и видов тропов (греческий - поворот) – употребление слов в переносном значении.
Материал для учителя.
Эпитет – образное определение (ласковый ветер, ледяной взгляд);
Сравнение – сопоставление понятий (союзы как, будто, словно, точно. … выступает будто пава…);
Метафора – перенос признака по сходству, но без сравнительных союзов. (В саду горит костер рябины красной).
Олицетворение – наделение предметного мира человеческими свойствами. (Уж небо осенью дышало…)
Гипербола – преувеличение (… слезы в три ручья).
Антитеза – противопоставление.
Литота – преуменьшение (ниже тоненькой былиночки, надо голову клонить).
Аллегория – иносказание.
Перифраза – замена однословного названия описательным выражением (город на Неве, северная столица – Санкт-Петербург).
Метонимия – слово в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами или явлениями (Я три тарелки съел).
Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на количественном сходстве (Все спит: и человек, и зверь, и птица).
О стилистических фигурах будет сказано в процессе повторения и изучения синтаксиса.
III. Закрепление:
Тест. Определить, какие тропы встречаются в данных отрывках.
1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (синекдоха, можно метонимия).
2. Страна восходящего солнца любуется цветением сакуры (перифраза).
3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (олицетворение).
4. Она свежа, как вешний цвет (сравнение).
5. Они сошлись. Волна и камень… (антитеза).
6. А волны моря с печальным ревом о камень бились (эпитет).
7. И страна березового ситца не заманит шляться босиком (метафора).
8. В сто сорок солнц закат пылал (гипербола).
9. Приехав домой, они вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (градация).
10. Сладкая горечь воспоминаний охватила его (оксюморон).
IV. Обобщение по уроку:
- Что такое лексика? Какие группы слов выделяют в связи с их употреблением?
- Грамматическое и лексическое значение слов?
- На каком явлении основываются изобразительные средства?
Материал для учителя по фразеологизмам.
Библейского происхождения.
Адамовы веки – давняя старина;
Вавилонское столпотворение – беспорядок, бестолочь;
Выпить чашу до дна – перенести все неприятности;
Голгофа – нравственные страдания, мучения;
Глас вопиющего в пустыне – напрасный призыв;
Зарыть талант в землю – не заботиться о развитии таланта;
Ложь во спасение, за семью печатями, краеугольный камень, манна небесная и др.
Латинские выражения.
Альма матэр – кормящая мать, почтительное наименование выпускниками своего учебного заведения;
Хомосапиэнс – человек как разумное существо;
Персона грата – лицо, занимавшее особое положение;
Пост фактум – задним числом, послесловие;
Про форма – ради формы;
Статус кво – существующее положение;
Терра инкогнита – неизвестная земля, что-либо непонятное;
Воленс ноленс – волей- неволей.
Домашнее задание: