СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика. Звуки речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Я очень буду  рада, если Вам пригодится материал для проведения Вашего урока. Успехов Вам!

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Звуки речи.»

Тема: Звуки речи.

  • Предметные: углубить знания звуках речи, научить различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные.

Коммуникативные: вырабатывать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной и письменной речи,

Регулятивные: формирование умения работать в группе в паре, осуществлять само и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты собственной деятельности;

Личностные: формирование грамотной устной и письменной речи

Познавательные: дополнять готовые информационные объекты, характеризовать языковые единицы;


Основное содержание урока:


Доброго дня!

Отличного настроения! (слайд1)


А вы сегодня улыбались? (слайд 2)


Улыбнитесь, ребята, друг другу.

Улыбнитесь скорее гостям!

Теперь вы готовы,

Тогда - за работу!

Успехов желаю я вам!

Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось (С успех малой начинается удачи). Помогите мне.

С малой удачи начинается успех!» (слайд3)
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Я буду этому очень рада! 

Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока.

Мы не буквы, мы звуки речи,

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы звуки речи,

Произносят и слышат нас.


Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.


А согласные…согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.


Тема урока: Звуки речи.

Сегодня у нас урок – оценка (у вас на партах лежат листы)              

Эпиграф урока:

Повторяем то, что знаем,

Вспоминаем, что забыли.




п.п.

Задание:

Это я знаю на……

Оценка после выполнения задания

Оценка учителя

1.

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

(Знание теории)









Согласные твердые и мягкие:





1.

Распредели слова на группы




2.

Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их.






Согласные

звонкие и глухие:





1.

Найди ошибку.




2.

Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие




3

Сколько раз встречается указанный согласный звук





МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК










Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

(Знание теории)


Тесты:

1. Укажите неправильное утверждение.

  1. В каждом согласном звуке есть шум.

  2. Для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок справа вверху.

  3. Буквы ь, е, ё, я, ю, и указывают на мягкость предшествующего.

  4. Согласные звуки состоят из голоса.


2. Укажите верное утверждение.

  1. В образовании звонких согласных участвует голос – они состоят из шума и голоса.

  2. Количество гласных звуков – 10.

  3. Звук [й] – это гласный звук.

  4. Гласные звуки состоят из голоса и шума.


3. Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются:

  1. Буквы.

  2. Звуки.

  3. Предложения.

  4. Части речи.


4. Гласные звуки – это звуки, которые состоят:

  1. из голоса и шума;

  2. только из голоса;

  3. только из шума;


5. Согласные звуки делятся :

  1. твердые – мягкие; звонкие – глухие;

  2. звонкие – ударные; парные – безударные;

  3. ударные – безударные; твёрдые глухие.


Ключ: 1- .4; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 2; 5 -1;



Согласные твердые и мягкие:

1.Распределите слова на группы:

только твёрдые

только мягкие

и мягкие и твёрдые





















Часы, зелень, любить, коньки, паром, друг, лампа, цифра, сирень, печать, шипеть, закружит, вершина, десять, домик



2. Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.

(Целый, лежит, лежать, ему, жаль, тюленье, прилежанье, подражанья)


ФИЗМИНУТКА



Согласные звонкие и глухие:


    1. Найди ошибку:


только звонкие

только глухие

и звонкие и глухие

Грамм

Мимоза

Сделай

Кошка

Шоссе

Чистота

Рисунок

Урок

торт

жар

портфель

звери






только звонкие

только глухие

и звонкие и глухие

Грамм

Кошка

Портфель

Мимоза

Шоссе

Урок

Звери

Чистота

торт

Жар


рисунок

Сделай











    1. Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие.



Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.


Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.


3.Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан. (по рядам)

  1. [З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3)

  2. [C’] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.(2)

  3. [Т’] Твоими бы устами да мёд пить. (1)


ТЕСТЫ


Рефлексия:

Я положительно оцениваю…..

Мне нужно обратить внимание…

Мне было трудно…

Мне показалось важным….

Я хочу поблагодарить…..


























Ф.И. _______________________________________________


Повторяем то, что знаем,

Вспоминаем, что забыли.




п.п.

Задание:

Это я знаю на……

Оценка после выполнения задания

Оценка учителя

1.

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

(Знание теории)









Согласные твердые и мягкие:





1.

Распредели слова на группы




2.

Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их.






Согласные

звонкие и глухие:





1.

Найди ошибку.




2.

Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие




3

Сколько раз встречается указанный согласный звук





МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК









Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

(Знание теории)


Тесты:

1. Укажите неправильное утверждение.

  1. В каждом согласном звуке есть шум.

  2. Для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок справа вверху.

  3. Буквы ь, е, ё, я, ю, и указывают на мягкость предшествующего.

  4. Согласные звуки состоят из голоса.


2. Укажите верное утверждение.

  1. В образовании звонких согласных участвует голос – они состоят из шума и голоса.

  2. Количество гласных звуков – 10.

  3. Звук [й] – это гласный звук.

  4. Гласные звуки состоят из голоса и шума.


3. Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются:

  1. Буквы.

  2. Звуки.

  3. Предложения.

  4. Части речи.


4. Гласные звуки – это звуки, которые состоят:

  1. из голоса и шума;

  2. только из голоса;

  3. только из шума;


5. Согласные звуки делятся :

  1. твердые – мягкие; звонкие – глухие;

  2. звонкие – ударные; парные – безударные;

  3. ударные – безударные; твёрдые глухие.




Согласные твердые и мягкие:

1.Распределите слова на группы:

только твёрдые

только мягкие

и мягкие и твёрдые





















Часы, зелень, любить, коньки, паром, друг, лампа, цифра, сирень, печать, шипеть, закружит, вершина, десять, домик




2. Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.


Согласные звонкие и глухие:


    1. Найди ошибку:


только звонкие

только глухие

и звонкие и глухие

Грамм

Мимоза

Сделай

Кошка

Шоссе

Чистота

Рисунок

Урок

торт

жар

портфель

звери







    1. Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие.



Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.



3.Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан. (по рядам)

  1. [З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе.

  2. [C’] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.

  3. [Т’] Твоими бы устами да мёд пить.







8