Тема: Звуки речи.
Коммуникативные: вырабатывать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
Регулятивные: формирование умения работать в группе в паре, осуществлять само и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты собственной деятельности;
Личностные: формирование грамотной устной и письменной речи
Познавательные: дополнять готовые информационные объекты, характеризовать языковые единицы;
Основное содержание урока:
Доброго дня!
Отличного настроения! (слайд1)
А вы сегодня улыбались? (слайд 2)
Улыбнитесь, ребята, друг другу.
Улыбнитесь скорее гостям!
Теперь вы готовы,
Тогда - за работу!
Успехов желаю я вам!
Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось (С успех малой начинается удачи). Помогите мне.
С малой удачи начинается успех!» (слайд3)
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Я буду этому очень рада!
Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока.
Мы не буквы, мы звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
А согласные…согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Тема урока: Звуки речи.
Сегодня у нас урок – оценка (у вас на партах лежат листы)
Эпиграф урока:
Повторяем то, что знаем,
Вспоминаем, что забыли.
№ п.п. | Задание: | Это я знаю на…… | Оценка после выполнения задания | Оценка учителя |
1. | Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. (Знание теории) | | | |
|  |
| Согласные твердые и мягкие: | | | |
1. | Распредели слова на группы | | | |
2. | Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их. | | | |
| Согласные звонкие и глухие: | | | |
1. | Найди ошибку. | | | |
2. | Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие | | | |
3 | Сколько раз встречается указанный согласный звук | | | |
| МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК | | | |
Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
(Знание теории)
Тесты:
1. Укажите неправильное утверждение.
В каждом согласном звуке есть шум.
Для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок справа вверху.
Буквы ь, е, ё, я, ю, и указывают на мягкость предшествующего.
Согласные звуки состоят из голоса.
2. Укажите верное утверждение.
В образовании звонких согласных участвует голос – они состоят из шума и голоса.
Количество гласных звуков – 10.
Звук [й] – это гласный звук.
Гласные звуки состоят из голоса и шума.
3. Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются:
Буквы.
Звуки.
Предложения.
Части речи.
4. Гласные звуки – это звуки, которые состоят:
из голоса и шума;
только из голоса;
только из шума;
5. Согласные звуки делятся :
твердые – мягкие; звонкие – глухие;
звонкие – ударные; парные – безударные;
ударные – безударные; твёрдые глухие.
Ключ: 1- .4; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 2; 5 -1;

Согласные твердые и мягкие:
1.Распределите слова на группы:
только твёрдые | только мягкие | и мягкие и твёрдые |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Часы, зелень, любить, коньки, паром, друг, лампа, цифра, сирень, печать, шипеть, закружит, вершина, десять, домик

2. Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.
(Целый, лежит, лежать, ему, жаль, тюленье, прилежанье, подражанья)
ФИЗМИНУТКА
Согласные звонкие и глухие:
Найди ошибку:
только звонкие | только глухие | и звонкие и глухие |
Грамм | Мимоза | Сделай |
Кошка | Шоссе | Чистота |
Рисунок | Урок | торт |
жар | портфель | звери |
| | |
только звонкие | только глухие | и звонкие и глухие |
Грамм | Кошка | Портфель |
Мимоза | Шоссе | Урок |
Звери | Чистота | торт |
Жар | | рисунок |
Сделай | | |
| | |
Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
3.Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан. (по рядам)
[З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3)
[C’] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.(2)
[Т’] Твоими бы устами да мёд пить. (1)
ТЕСТЫ
Рефлексия:
Я положительно оцениваю…..
Мне нужно обратить внимание…
Мне было трудно…
Мне показалось важным….
Я хочу поблагодарить…..
Ф.И. _______________________________________________
Повторяем то, что знаем,
Вспоминаем, что забыли.
№ п.п. | Задание: | Это я знаю на…… | Оценка после выполнения задания | Оценка учителя |
1. | Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. (Знание теории) | | | |
|  |
| Согласные твердые и мягкие: | | | |
1. | Распредели слова на группы | | | |
2. | Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их. | | | |
| Согласные звонкие и глухие: | | | |
1. | Найди ошибку. | | | |
2. | Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие | | | |
3 | Сколько раз встречается указанный согласный звук | | | |
| МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК | | | |
Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
(Знание теории)
Тесты:
1. Укажите неправильное утверждение.
В каждом согласном звуке есть шум.
Для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок справа вверху.
Буквы ь, е, ё, я, ю, и указывают на мягкость предшествующего.
Согласные звуки состоят из голоса.
2. Укажите верное утверждение.
В образовании звонких согласных участвует голос – они состоят из шума и голоса.
Количество гласных звуков – 10.
Звук [й] – это гласный звук.
Гласные звуки состоят из голоса и шума.
3. Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются:
Буквы.
Звуки.
Предложения.
Части речи.
4. Гласные звуки – это звуки, которые состоят:
из голоса и шума;
только из голоса;
только из шума;
5. Согласные звуки делятся :
твердые – мягкие; звонкие – глухие;
звонкие – ударные; парные – безударные;
ударные – безударные; твёрдые глухие.

Согласные твердые и мягкие:
1.Распределите слова на группы:
только твёрдые | только мягкие | и мягкие и твёрдые |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Часы, зелень, любить, коньки, паром, друг, лампа, цифра, сирень, печать, шипеть, закружит, вершина, десять, домик
2. Найдите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости. Выпишите их.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.
Согласные звонкие и глухие:
Найди ошибку:
только звонкие | только глухие | и звонкие и глухие |
Грамм | Мимоза | Сделай |
Кошка | Шоссе | Чистота |
Рисунок | Урок | торт |
жар | портфель | звери |
| | |
Из предложения выписать слово, где все согласные звуки звонкие.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
3.Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан. (по рядам)
[З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе.
[C’] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.
[Т’] Твоими бы устами да мёд пить.
8