СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фоноритмика для аутистов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

         А — гласный звук, рот широко открыт, звук вызывает­ся просьбой открыть рот и произнести «а». Если ребенок открывает рот, а выдох отсутствует, можно слегка нажать ему на верхнюю часть живота.

Б — согласный звук, щеки надуты, губы сомкнуты, ноздри зажаты, звук звонкий. Звонкость звука контроли­руется осязанием тыльной стороной ладони вибрации голосовых связок. Можно вызвать вибрацию нижней губы путем быстрого, легкого постукивания по ней.

В — слегка закушена нижняя губа. Обязательно долж­ны быть видны зубы. Верхнюю губу можно придерживать пальцами, чтобы образовалась губно-зубная смычка. Звук звонкий, согласный. При вызывании звука хорошо ис­пользовать упражнение по задуванию свечи.

Г — согласный звонкий звук. Язык уходит в глубь рта, соприкасается в виде смычки корнем языка с мягким нё­бом. Можно помочь ребенку, отодвинув его язык в глу­бину рта конфетой типа «чупа-чупс».

Д — согласный звонкий звук. Язык слегка высовыва­ется вперед между зубами и как бы отталкивается от них. Если отработан звук «н» или он имеется в спонтанном произношении ребенка, можно зажать его ноздри для по­лучения д-образного звука.

Е — гласный долгий звук. Язык очень сильно упира­ется в нижние зубы, рот приоткрыт. Можно попросить ребенка протянуть звуки «и-э», что в соединении даст Е.

Ё — звук гласный, относительно короткий. При его долгом произнесении четко слышен звук «О». Помощь, как при вызывании «Е».

Ж — согласный шипящий звук. Язык поднят к твер­дому нёбу и отодвинут в глубь рта, что достигается путем нажатия на щеки вблизи углов рта. Сквозь щель между зубами выходит легкая струя теплого воздуха.

З — согласный свистящий звук. Углы рта максималь­но растягиваются в обе стороны, зубы хорошо видны. Сквозь щель между зубами выходит прохладная легкая струя воздуха.

И — гласный высокий звук, рот в улыбке, без напря­жения.

Й — подобен краткому «и» с легким придыханием «хь».

К — согласный глухой звук. Язык уходит в глубь рта и соприкасается с мягким нёбом. Помощь как при вы­бывании звука «г».

Л — согласный долгий звук. Кончик языка поднима­ется вверх и крепко упирается в альвеолы (за зубами). При необходимости ставится в межзубной позиции.

М — носовой долгий согласный звук. Губы плотно сжаты, и воздушная струя выходит через носовую по­лость. Для получения звука можно слегка сжать губы ре­бенка и придержать естественный выдох.

Н — носовой долгий звук. Язык поднят к твердому нёбу, губы полуоткрыты и видны зубы, воздушная струя уходит в нос.

О — звук гласный, долгий. Губы растянуты по верти­кали, как сама буква «о». Если нужная артикуляторная поза не получается по подражанию, можно добиться про­извольного вытягивания губ вперед, предлагая ребенку облизать круглую конфету «чупа-чупс», затем заменив ее несъедобным предметом подходящего круглого сечения (например, горлышко пластиковой бутылки). Следить, чтобы работали только губы ребенка, зубы не должны ка­саться конфеты или вспомогательного предмета.

П — согласный, глухой краткий звук. Щеки надуты, губы плотно сжаты, ноздри зажаты.

Р — согласный, звонкий, долгий вибрирующий звук. Вибрирует кончик языка, соприкасаясь с альвеолами.

С — согласный, глухой свистящий звук. Губы растя­нуты в улыбке, зубы оскалены.

Т — глухой согласный звук. Язык между зубами, слегка толкается о зубы.

У — гласный долгий звук. Губы стянуты в узкую «дудочку», выдвинуты вперед. Сначала можно пальцами помогать ребенку удерживать необходимый рисунок губ, затем поза удерживается с помощью тоненькой трубочки например, стержня для шариковой ручки).

Ф — согласный глухой звук. Нижняя губа слегка при­кушена, видны края верхних зубов-резцов. Удобно вызы­вать звук при задувании пламени свечи. Верхнюю губу при необходимости следует придерживать пальцами, чтобы она не касалась нижней губы.

Х — глухой согласный звук. Рот широко открыт, язык уходит в глубь рта, воздушная струя выходит свободно и «тепло».

Ц — согласный сложный краткий звук. Образуется быстрой сменой позиции языка от звука «т» к звуку «с», губы растянуты в улыбку.

Ч — согласный сложный звук. Образуется быстрой сме­ной позиции языка от «т» к «ш».

Ш — согласный глухой шипящий звук. Язык уходит в глубь рта, губы округлены.

Щ — мягкое «ш».

Ы — гласный звук. Нижняя челюсть несколько выдви­нута вперед.

Э — гласный звук. Губы и язык расслаблены. Губы в форме горизонтального овала.

Ю — гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «и» к «у».

Я - гласный сложный звук. Образуется в результате быстрой смены положения губ от позиции «и» к «а».

 

Просмотр содержимого документа
«Фоноритмика для аутистов»

Таблица 1

Широко

развести руки


А





Кисти рук

сомкнуть в круг


О

Вытянуть руку вперед


У

Махнуть обеими руками к себе


Э

Коснуться указательными пальцами уголков рта

И

Провести ладонью по верхней части груди вниз и от себя

Й

Комплексный жест: Й+А


Я

Й+Э


Е

Й+О


Ё

Й+У


Ю

Постучать кулаком по столу


Б

Тихонько опустить ладонь на стол

П

Постучать ребром ладони по столу

Д

Как Д, только в воздухе


Т

Рука двигается вперед, ладонь дрожит справа налево

В

Сделать воображаемый «щелбанчик»

Ф

Указательным и средним пальцами сжать губы сверху и снизу

М

Прижать указательный палец к переносице

Н

Согнутую в запястье кисть двигать назад на уровне шеи

К

Постучать указательным пальцем по столу

Г

Погреть ладонь теплым выдыхаемым воздухом

Х

Провести тыльной стороной ладони вдоль нижней губы

С

«Погрозить» указательным пальцем

З

Горизонтальное движение ладонью справа налево

Ш

Резким движением поставить руки на пояс

Ж

Жест «Тише»


Ч

Движение ладони вниз «змейкой»

Щ

Указательным пальцем коснуться верхней губы, затем нижней

Ц

Помахать

«пока-пока» обеими руками

Л

Крутить по спирали перед грудью

Р

Резко опустить сжатые в кулаки руки

Ы

Ъ

и

Ь

жестами не обозначаются