Петербург XXI века.
Набережная реки Фонтанки.
Цель: пробуждение любви детей к городу;
попытаться объяснить детям, что чистота и уют нашего города зависит полностью от нас самих.
Задача: Участие в международном проекте; сформулировать и сделать шаги к улучшению экологии города
Необходимые материалы: Листы ватмана 4 шт., фломастеры, карандаши, гуашь, проектор, компьютер
Занятие 1.
На перемене нужно расставить парты, чтобы получилось 4 группы (совет дела садится в те группы, в которые захотят). Из совета дела ребята должны мне предоставить списки команд. Ассистент должен написать на одной доске «Петербург XXI века. Набережная реки Фонтанки». Обязательно нужно проверить наличие проектора в классе. Разложить листочки, обозначающие цвет групп. Каждой группе нужно присвоить свой «цвет», сказать об этом совету дела, чтобы они проследили, посадку детей (чтобы избежать ссор по поводу столов)
1 минута.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Витальевна, мою ассистентку...
Предлагаем вам посмотреть презентацию, которую мы подготовили специально для вас.
*Просмотр презентации с остановками. Там, где есть вопросы, дети могут ответить на них.*
Однажды солнечным днём мы гуляли по Фонтанке. Сейчас я вам покажу, какая она была.
6 минут (ассистент листает презентацию). См. комментарии к презентации.
2 минуты.
Что вы можете сказать по поводу увиденного?
*Выслушать ответы детей*
Ассистент кратко записывает их.
Давайте вместе подумаем, как же мы можем спасти и сохранить красоту нашего города? Что можем сделать своими силами?
Давайте начнём с набережной реки Фонтанки, на которой находится ваша школа.
Как бы нам назвать наш проект? Если дети затрудняются ответить, можно предложить вариант «Фонтанка, здравствуй!»
4 минуты.
Вы же ответили на вопросы, которые я вам задала на прошлом занятии? Прошу сейчас подойти ко мне совет дела и представить ответы на них.
После того, как совет дела представит свои ответы, ассистент представляет обобщенные наши ответы.
7 минут.
Сейчас предлагаю вам обсудить в группах, что вы хотите видеть на своем плакате и придумать лозунг к этому плакату. Сейчас я раздам фотографии некоторых видов набережной Фонтанки, вам нужно будет выбрать одну.
!!! Модераторы записывают все идеи плакатов и лозунгов и одновременно принимают обсуждение в группах.
2 минуты.
Выбор лучшей идеи в группах.
20 минут выполнение задания.
А теперь, внимание, само задание. Каждая команда сейчас получит по одному листу ватмана, карандаши и фломастеры. Вам нужно изобразить то, что вы только что обсудили в группах и изобразить в виде «силуэта», только «силуэт» у нас будет не черный, а в цвете. Цвет должен быть не ярким и соответствовать действительности.
Последние 3 минуты:
Ребята, интересна ли вам эта работа? Да? Нет? Почему? Что бы вы хотели сделать ещё?
В следующий четверг мы завершим эту работу, займемся тем, что будем раскрашивать наши плакаты. А вы за эту неделю подумайте, что мы будем делать после того, как раскрасим наши плакаты. Свои варианты напишите на листочках и отдайте совету дела.
Занятие 2.
Вступительная речь:
Здравствуйте, ребята. На прошлой неделе мы начали с вами рисовать плакаты в защиту нашего родного места – набережной реки Фонтанки. Так давайте мы сейчас их продолжим?!
!!! Модераторы заканчивают с детьми силуэт. Желательно, уложиться в 10-15 минут. Затем объясняют пальчиковую технику рисования. На рисование красками уходит оставшееся время. Как только остаётся 7 минут, я говорю об этом всем, и дальше вы ускоряетесь, может, что-то закрашиваете аккуратно маркерами/фломастерами
До 13:32 мы рисуем, затем в двух словах следующее дело, класс приводим в порядок и идём к стеклянному коридору.
!!! В 13:32 Слово будет дано для представителей следующего дела
!!! Модераторы, вам нужно будет написать имена и фамилии детей справа внизу ватмана
!!!В то время, пока дети рисуют, модераторы невзначай задают детям вопросы и пытаются ответы записать или запомнить. Например:
1. Для чего вы это делаете?
2. А почему именно вы этим занимаетесь?
3. Что это значит? (плакат)
4. Как это может помочь понять людям, что культура – это наше всё?
5. Как вы думаете, а культура связана только ли с чистотой города?
6. А будут ли люди, которые считают, что культуру в нашем городе нужно возрождать (или же какое-то другое слово сюда придумать)?
В 13:40 мы идём к стеклянному коридору. Там стоим с плакатами и пытаемся привлечь учеников всей школы к этому проекту.
Возвращаемся в класс (или со звонком, или если же будет видно, что никого это не интересует).
Рефлексия будет в письменном виде.
Ребята, я вам повешу на информационный стенд несколько вопросов, очень хотелось бы, чтобы вы на них ответили письменно и принесли в следующий четверг ответы. Это будет помощью для нас. Всем спасибо за работу с нами, вы молодцы!
Сами вопросы:
1. Какая именно вам деятельность понравилась? (например, рисовать, обсуждать культуру города, привлекать внимание к проблеме всю школу и т.д.)
2. Как вы поняли, для чего был организован этот проект?
3. Что бы можно было изменить в нём?
4. Какие выводы вы для себя сделали после участие в проекте?
Комментарии к презентации «Наша Фонтанка»
1. Сейчас мы вам покажем одну из наших прогулок по набережной реки Фонтанки
2. Сперва мы вспомнили, что по этой набережной гулял Александр Сергеевич Пушкин
3. Дело было неделю назад. Мы решили после знакомства с вами прогуляться по набережной реки Фонтанки
4. Сначала мы прошлись по мосту
5. Этот мост должен быть вам знаком. Как он называется? *Ответ детей – мост Ломоносова*
6. Мы глазели по сторонам, восхищались красотой реки
7. *Буквально 5 секунд дать на просмотр этого фото*
8. Наслаждались весенним солнцем… Рассматривали причудливые узоры тающих на воде льдин
9. *Буквально 5 секунд дать на просмотр этого фото*
10. Порадовались встрече с Утками!
11. *Буквально 5 секунд дать на просмотр этого фото*
12. И вдруг… что это?
13. *Буквально 5 секунд дать на просмотр этого фото*
14. Не видите? Не понимаете? *Ответ детей – нет* А если увеличить?
15. *Буквально 5 секунд дать на просмотр этого фото*
16. А так?
17. Видно?
18. А потом еще это
19. Красивый дворец. Это особняк графини Карловой.
20. Но потом мы увидели вот что
21. Переполненные мусорные баки
22. Мы уже устали, хотели присесть и отдохнуть где-нибудь. В поисках скамейки мы завернули во двор
23. А там такая красота!
24. Всё это сделано из маленьких цветных камушков
25. От всей этой красоты мы забыли даже про усталость
26. Даже детскую горку сделали особенно красивой
27. На земле так же было всё украшено. Нам даже совесть не позволила наступать на такую красоту…
28. Но потом мы повернули в этом же дворе за угол…
29. А там разрушенный фонтан и грязь
30. И настроение испортилось…
31. Понимаете, почему? *Выслушать ответы детей*
32. А у вас? *выслушать ответы детей*
33. На спине одного из укротителей коня неизвестные хулиганы оставили надпись. Они становятся жертвами вандалов не впервые! А сколько стоит городу отмывание скульптур от краски?
34. Установленный на Фонтанке Чижик-пыжик, с 1994 года его воровали семь раз!
35. Как же мы и туристы будем определять, где мы находимся, если будем заклеивать названия улиц, мостов, памятников?
36. Каждый год на плановую реставрацию памятников город тратит 18 миллионов рублей. Это 56 новых автомобилей скорой помощи. Это 75 тренажёрных залов
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Дмитрий Сергеевич Лихачев.
На ближайших двух занятиях мы будем разговаривать не об экологии биологической, а об экологии культурной. То есть, как сохранить наши памятники и исторические здания.