СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонтаны Петергофа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместный урок Физика и МХК. Вводится понятие сообщающихся сосудов на примере работы фонтанов Петергофа.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка 2018»

ОГОУ «Ивановская

школа –интернат №2»

«Фонтаны Петергофа»


физика 7 класс, тема «Сообщающиеся сосуды»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Использование ИКТ - технологий на уроках физики способствует развитию познавательной активности учащихся, формированию их информационной культуры, повышению уровня знаний и интереса к урокам.

Материал презентации используется на каждом этапе урока.

На мотивационном этапе рассказывается о Петергофе и демонстрируются видеофрагменты, иллюстрирующие величавую красоту фонтанов Петергофа. Применение слайдов на данном этапе дал мощный эмоциональный отклик у учащихся, заставил ребят искренне восхищаться.

Проблема противоречия между мощью бьющих фонтанов и отсутствием во времена их строительства насосов и накачивающих устройств ставится при работе со слайдом 9. В сочетании с предыдущим этапом сравнение фактов истории культуры и истории развития физики вызывает огромное удивление, что даёт мощный стимулирующий эффект для дальнейшей работы.

На операционном этапе применение презентации также выполняет свои задачи. Так, при демонстрации физических явлений особенно эффективным оказывается сочетание реального и компьютерного эксперимента, когда учащиеся выполняют реальный эксперимент, а затем учитель демонстрирует его модель на экране компьютера, показывая те процессы, которые нельзя показать на реальной установке. Примером может служить модель на слайде 10, которая используется при обсуждении результатов эксперимента. Компьютерная модель демонстрирует те моменты, которые нельзя увидеть при проведении эксперимента (направление давления, его равенство). Такие компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать почти "живьем" многие физические эффекты, которые обычно долго объясняются "на пальцах".

При проведении урока желательно раздать учащимся карточки лабораторной работы, содержащей инструкцию выполнения и бланк оформления. Эти бланки вклеиваются в тетрадь. Если нет возможности размножить карточки, то на экран выводится слайд с инструкцией выполнения работы (см «приложение инструкция»), а учащиеся оформляют работу в тетради.

Решение поставленной на уроке проблемы рождается при работе со схемой на слайде 11. Она помогает зрительно представить расположение фонтанов и принцип их работы.

На этапе закрепления изученного материала предлагается ряд задач, условие которых задаётся в виде рисунков и фотографий. Применение слайдов даёт возможность после обсуждения задачи зрительно зафиксировать её решение на анимированной схеме. Замена работы с рисунками на слайдах работой с раздаточным материалом снижает восприятие учащихся, т.к. при массовом копировании изображение будет черно-белое. Также большое количество раздаточного материала на столах учащихся приводит к замедлению темпа работы.

На аналитическом этапе работы задания для теста подбирались в виде графических задач. Это обусловлено тем, что качественные задачи на тему «Сообщающиеся сосуды» лучше воспринимаются учащимися в виде рисунков, чем описание словами.



Модель урока по теме

«ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА»


ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

  • организовать открытие понятия «сообщающиеся сосуды»

  • организовать открытие основного условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах;

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности у учащихся на уроке физики;

  • создать условия для развития навыков анализа и систематизации знаний;

  • создать условия для развития умения применять полученные знания для объяснения новых явлений и устройств;

Воспитывающие: способствовать воспитанию у учащихся:

  • организованности и умения самостоятельно проводить практическую работу;

  • познавательного интереса;

  • коммуникативных умений; умения работать в парах;

  • умения слушать высказывания других, уважения к мнению товарищей;

  • объективной самооценки;

  • чувства прекрасного.

ТИП УРОКА: урок овладения учащимися новыми знаниями.

МЕСТО УРОКА В ТЕМЕ: 7-й урок по теме «Давление» - «Сообщающиеся сосуды»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ: В содержании материала урока прослеживается тесная связь МХК, истории и географии.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: эвристическая беседа, практическая работа в парах, индивидуальная работа.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: на уроке использованы объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод самооценки.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • организация деятельности учащихся на повторение знаний по теме «Характер зависимости давления жидкости от высоты столба жидкости;

  • организация деятельности учащихся на реконструкцию теоретических основ результатов эксперимента, выявление условий равновесия жидкости в сообщающихся сосудах;

  • организация деятельности учащихся на установление принципа работы фонтанов;

  • организация деятельности учащихся на объяснение работы различных устройств на основе принципа сообщающихся сосудов.

ВЫБОР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

Для реализации поставленных целей на уроке использованы

  • ПК, видеопроектор;

  • для демонстраций: модель фонтана, сообщающиеся сосуды, жидкостный манометр;

  • для лабораторной работы: стеклянные трубочки соединённые резиновой трубкой, заполненные раствором медного купороса в подставке;

  • раздаточные материалы: бланк лабораторной работы, карточки с табличкой для выполнения самостоятельной работы, карточки для блиц-диагностики.


КОНСПЕКТ УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Способ организации деятельности учащихся

1

2

3

4

5

Мотивационный этап

Организационный момент


Приветствие учащихся

Приветствие учителя, проверка рабочих мест


Мотивация

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из прекраснейших созданий рук человеческих – фонтанами Петергофа.

Сообщение темы. Создание эмоционального настроя




Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 1

Читает эпиграф, тему урока

Фиксация темы в тетради.

Чтение вступления: Петергоф – замечательный дворцово-парковый ансамбль 18-19 веков с грандиозными парками и фонтанами. Триумфальный памятник победы России в войне за выход к Балтийскому морю. Идея создания парков принадлежит Петру I. «Русский Версаль», так ещё называли Петергоф, был открыт в 1723 году. Регулярные парки делятся на верхний, с южной стороны, и нижний, с северной приморской стороны Большого дворца. Парки были разбиты в эпоху Барокко.

Слуховая фиксация информации

Слайды 2 - 8

Рассказ о фонтанах Петергофа, их красоте.

Просмотр видеофрагментов, Знакомство с основными достопримечательностями Петергофа.

Слайд 9

Побуждение учащихся к формулировке проблемы.

Высказывание вариантов, формулировка проблемы.


1

2

3

4

5

Целеполагание


Побуждение учащихся к постановке цели урока.

Высказывание вариантов, постановка цели.

Фронтальная работа.


Если два сосуда соединить внизу, то такие сосуды называются сообщающимися. Жидкость по соединению может перетекать из одного сосуда в другой.

Демонстрация сообщающихся сосудов (без жидкости).

Знакомство с приборами на партах.

Работа в парах

Постановка темы урока.

Значит, на уроке мы должны рассмотреть принципы действия сообщающихся сосудов. Попробуйте сформулировать тему урока.

Побуждает к формулированию темы урока.

Формулируют тему урока «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны Петергофа», записывают в тетради.

Фронтальная работа.

Актуализация знаний

Для поиска ответа на поставленный вопрос нам необходимо вспомнить, от чего и как зависит давление жидкости.

Постановка вопросов.

Ответы на поставленные вопросы.

Фронтальная работа.

Операционный этап

Формирование учебных действий

Давайте рассмотрим, что происходит с жидкостью в сообщающихся сосудах. Для этого проведём небольшую лабораторную работу.

Инструктаж по проведению работы и технике безопасности.

Выполнение лаб. раб. по инструкции, фиксация результатов в бланке.

Работа в парах.


Что же происходит с жидкостью в сообщающихся сосудах при их различном положении?

Побуждение к формулированию вывода.

Высказывание вариантов вывода, его формулировка.

Фронтальная работа


Теперь мы посмотрим, что изменится в результатах опыта, если сообщающиеся сосуды будут разной формы и сечения?

Демонстрация сообщающихся сосудов с жидкостью. Побуждение к формулировке вывода.

Высказывание предположений. Зрительная фиксация результатов опыта. Сравнение опыта и лабораторной работы, формулировка вывода.

Фронтальная работа


Попробуем объяснить результаты экспериментов





Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 10

Побуждение к обсуждению условий, при которых жидкость в сообщающихся сосудах будет находиться в равновесии.

Высказывание предположений, зрительная фиксация результатов обсуждения на экране, запись в тетради.

Побуждение к выводу формулы.

Вывод формулы в тетради.

Её обсуждение.

Демонстрация результатов вывода.

Проверка правильности записей в тетради.


1

2

3

4

5


Что произойдёт, если одну из трубочек опустить ниже уровня жидкости?

Инструктаж проведения опыта. Побуждение к формулировке вывода.

Выполнение опыта Обсуждение вывода.

Работа в парах. Фронтальная работа


Проведем маленький эксперимент. От чего зависит высота струи фонтана?


Демонстрация работы модели фонтана при разной высоте резервуара с водой.

Зрительная фиксация результатов опыта. Формулирование ответа на вопрос.

Фронтальная работа.


Теперь попробуем объяснить, как же работают фонтаны Петергофа без насосов и накачивающих устройств?





Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 11

Демонстрация схемы сети прудов и фонтанов

Объяснение принципа работы на основе полученных знаний, ответ на поставленную проблему.

Подтверждение вывода видеофрагментом.

Запись вывода в тетради

Слайд 12

Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева (литературная минутка).

Просмотр видеофрагмента.


1

2

3

4

5

Применение полученных знаний к решению задач

Теперь рассмотрим примеры, где же мы встречаемся с сообщающимися сосудами в быту, технике; где проявляются их закономерности в природе.




С этим прибором мы уже встречались на предыдущих уроках.

Давайте вспомним, как будет вести себя жидкость, если в одном колене увеличить или уменьшить давление воздуха над поверхностью жидкости. Почему это происходит?

Демонстрация жидкостного манометра.

Высказывание предположений. Зрительная фиксация результатов опыта, формулировка вывода.

Фронтальная работа


Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 13

Обеспечение деятельности учащихся по закреплению полученных знаний.

Объяснение работы фонтана-шутихи на основе полученных знаний.

Подтверждение вывода анимацией.

Зрительное закрепление результатов обсуждения.

Слайд 14

Обеспечение деятельности учащихся по закреплению полученных знаний

Объяснение работы чайников на основе полученных знаний.

Слайд 15

Обеспечение деятельности учащихся по закреплению полученных знаний

Объяснение работы Кронштадского футштока.

Подтверждение вывода на схеме.

Зрительное закрепление результатов обсуждения.

Слайд 16

Обеспечение деятельности учащихся по закреплению полученных знаний

Объяснение ошибок художника.

Слайд 17

Обеспечение деятельности учащихся по закреплению полученных знаний

Объяснение ошибки римских архитекторов.

Слайд 18

Рассказ о гейзерах и артезианских колодцах как о проявлении явления сообщающихся сосудов в природе.

Объяснение действия артезианского колодца по схеме.


Аналитический этап

1

2

3

4

5

Формирование умений оценки и самоконтроля учащихся.

Задание «Проверь себя»

После выполнения работы отложите ручки и возьмите карандаш. На экране – правильные ответы и критерии оценки. Оцените свою работу.

Инструкция по выполнению работы.

Выполнение заданий.

Индивидуальная работа.


Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 19

Обеспечение деятельности учащихся по закреплению полученных знаний, организация самоконтроля

Выполнение заданий, проверка правильности ответов, самооценка.


1

2

3

4

5


- Помогло ли вам в восприятии материала его демонстрация на экране?

- Как вы относитесь к применению материала по МХК и литературе на уроке физики? Не отвлекает ли он от основной информации?

- Соответствуют ли сделанные на уроке выводы поставленным в начале урока целям?

- В каком случае вам было интересно работать (поставьте баллы от 1 до 4):

а) смотреть фильм,

б) делать лаб работу,

в) решать задачи,

г) смотреть демонстрационный эксперимент.

- Оцените свою работу по 5-бальной системе.

Проведение блиц- диагностики состояния учащихся на уроке и их отношения к способам организации учебной деятельности.

Осмысление проделанной на уроке работы, самооценка.

Индивидуальная работа.

Д/з



.



Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 20

Комментарии к д/з: учебник § 39; найти информацию, где на территории России находятся самые красивые и мощные гейзеры; решить задачу.

Запись в дневник и тетрадь.



Просмотр содержимого документа
«приложение диагностика»

Вопрос

Варианты ответов

- Помогает ли вам в восприятии материала его демонстрация на экране?

помогает

мешает

безразлично

- Как вы относитесь к применению материала по МХК и литературе на уроке физики? Не отвлекает ли он от основной информации?

помогает усвоению материала

отвлекает от усвоения материала

безразлично

- Соответствуют ли сделанные на уроке выводы поставленным в начале урока целям?

да

нет

не полностью

- В каком случае вам было интересно работать (поставьте баллы от 1 до 4)*:




а) смотреть фильм,


б) делать лаб работу,


в) решать задачи,


г) смотреть демонстрационный эксперимент.


- Оцените свою работу по 5-бальной системе.



* 4 балла – нравится;

3 балла – скорее нравится, чем не нравится;

2 балла – скорее не нравится, чем нравится;

1 балл – не нравится.




Вопрос

Варианты ответов

- Помогает ли вам в восприятии материала его демонстрация на экране?

помогает

мешает

безразлично

- Как вы относитесь к применению материала по МХК и литературе на уроке физики? Не отвлекает ли он от основной информации?

помогает усвоению материала

отвлекает от усвоения материала

безразлично

- Соответствуют ли сделанные на уроке выводы поставленным в начале урока целям?

да

нет

не полностью

- В каком случае вам было интересно работать (поставьте баллы от 1 до 4)*:




а) смотреть фильм,


б) делать лаб работу,


в) решать задачи,


г) смотреть демонстрационный эксперимент.


- Оцените свою работу по 5-бальной системе.



* 4 балла – нравится;

3 балла – скорее нравится, чем не нравится;

2 балла – скорее не нравится, чем нравится;

1 балл – не нравится.

Просмотр содержимого документа
«приложение табл»

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 1

рис. 2

рис. 3

чайник А

чайник А

А

чайник А

чайник А

А

чайник Б

чайник Б

Б

чайник Б

чайник Б

Б

одинаковая

одинаковая

В

одинаковая

одинаковая

В



рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 1

рис. 2

рис. 3

чайник А

чайник А

А

чайник А

чайник А

А

чайник Б

чайник Б

Б

чайник Б

чайник Б

Б

одинаковая

одинаковая

В

одинаковая

одинаковая

В



рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 1

рис. 2

рис. 3

чайник А

чайник А

А

чайник А

чайник А

А

чайник Б

чайник Б

Б

чайник Б

чайник Б

Б

одинаковая

одинаковая

В

одинаковая

одинаковая

В



рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 1

рис. 2

рис. 3

чайник А

чайник А

А

чайник А

чайник А

А

чайник Б

чайник Б

Б

чайник Б

чайник Б

Б

одинаковая

одинаковая

В

одинаковая

одинаковая

В



рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 1

рис. 2

рис. 3

чайник А

чайник А

А

чайник А

чайник А

А

чайник Б

чайник Б

Б

чайник Б

чайник Б

Б

одинаковая

одинаковая

В

одинаковая

одинаковая

В



рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 1

рис. 2

рис. 3

чайник А

чайник А

А

чайник А

чайник А

А

чайник Б

чайник Б

Б

чайник Б

чайник Б

Б

одинаковая

одинаковая

В

одинаковая

одинаковая

В



рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 1

рис. 2

рис. 3

чайник А

чайник А

А

чайник А

чайник А

А

чайник Б

чайник Б

Б

чайник Б

чайник Б

Б

одинаковая

одинаковая

В

одинаковая

одинаковая

В



Просмотр содержимого презентации
«Фонтаны Петергофа»

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён. Ф.И. Тютчев

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён.

Ф.И. Тютчев

Фонтаны Петергофа Большой каскад

Фонтаны Петергофа

Большой каскад

«Самсон» Большой каскад Морской канал

«Самсон»

Большой каскад

Морской канал

«Солнце» «Сноп»

«Солнце»

«Сноп»

Золото  фонтанов «Межеумный»

Золото фонтанов

«Межеумный»

«Пирамида» «Менажерные»

«Пирамида»

«Менажерные»

Каскад «Золотая гора»

Каскад

«Золотая гора»

«Римские» фонтаны

«Римские» фонтаны

Лабораторная работа Изучение свойств сообщающихся сосудов. Ход работы.

Лабораторная работа

Изучение свойств сообщающихся сосудов.

Ход работы.

  • Выровняйте трубочки, понаблюдайте за уровнем воды в них. Результаты наблюдений зарисуйте в бланке (рис 1).
  • Перемещайте трубочки вверх – вниз относительно друг друга. Что произошло с уровнем воды в трубочках? Результаты наблюдений отразите на рис. 2.
  • Наклоните одну трубочку вправо – влево. Как ведёт себя при этом уровень жидкости? Фиксируем результаты на рис. 3.
  • Сравните результаты наблюдений по рисункам 1, 2, 3 и сделайте вывод.
h1 = h2 h1 h2 p1 = p2 p1 p2

h1 = h2

h1

h2

p1 = p2

p1

p2

Верхние пруды Большой каскад Самсон Морской канал

Верхние пруды

Большой каскад

Самсон

Морской канал

Фонтан – шутиха «Дубок» Петр I построил в Петродворце фонтан-сюрприз. Наступившего на камешки обдавала струя воды.

Фонтан – шутиха «Дубок»

Петр I построил в Петродворце фонтан-сюрприз. Наступившего на камешки обдавала струя воды.

Гейзеры – естественные фонтаны

Гейзеры –

естественные фонтаны

Артезианский  колодец Пористый слой Уровень воды Слои, не пропускающие воду

Артезианский колодец

Пористый слой

Уровень воды

Слои, не пропускающие воду

С этими сообщающимися сосудами вы встречаетесь каждый день.  На голове пуговка, в носу – решето,  одна рука, да и та на спине.

С этими сообщающимися сосудами вы встречаетесь каждый день.

На голове пуговка, в носу – решето,

одна рука, да и та на спине.

Кронштадский футшток Знаменитый Кронштадский футшток , установленный при Петре I. В нём производится замер уровня воды в заливе. Как же он устроен? Ваши предложения. Колодец соединен подземным каналом с гаванью, по принципу сообщающихся сосудов.

Кронштадский футшток

Знаменитый Кронштадский футшток , установленный при Петре I. В нём производится замер уровня воды в заливе.

Как же он устроен?

Ваши предложения.

Колодец соединен подземным каналом с гаванью, по принципу сообщающихся сосудов.

Какие ошибки допустил художник? 1 3 2

Какие ошибки допустил художник?

1

3

2

Акведуки Римляне подавали чистую воду с гор с помощью свинцовых труб. Они не знали свойства сообщающихся сосудов и построили водопровод через ущелья на очень мощных подпорах. На всем пути (404км) трубам придавался ровный уклон. Специалисты считали, что преодолеть долины другим способом нельзя, т.к. вверх вода не потечет. Правы ли были инженеры Древнего Рима?

Акведуки

Римляне подавали чистую воду с гор с помощью свинцовых труб. Они не знали свойства сообщающихся сосудов и построили водопровод через ущелья на очень мощных подпорах. На всем пути (404км) трубам придавался ровный уклон. Специалисты считали, что преодолеть долины другим способом нельзя, т.к. вверх вода не потечет.

Правы ли были инженеры Древнего Рима?

Какой чайник имеет  большую вместимость? Рис.1 Рис.2 А Б А Б

Какой чайник имеет большую вместимость?

Рис.1

Рис.2

А

Б

А

Б

Какой манометр показывает  увеличение давления? В Б А

Какой манометр показывает увеличение давления?

В

Б

А

Рыбак для хранения живой пойманной рыбы сделал изолированный отсек в се-редине лодки и выпилил отверстие в дне. Правы ли другие рыбаки, которые предрекали лодке недолгое плавание? Ответим на вопросы Д/З стр.

Рыбак для хранения живой пойманной рыбы сделал изолированный отсек в се-редине лодки и выпилил отверстие в дне.

Правы ли другие рыбаки, которые предрекали лодке недолгое плавание?

Ответим на вопросы

Д/З

стр.

Благодарю всех за работу

Благодарю всех

за работу