СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонвизину посвящается

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой обобщенный портрет знаменитого сатирика и драматурга Дениса Ивановича Фонвизина

Просмотр содержимого документа
«Фонвизину посвящается»

Денис Иванович Фонвизин –  драматург, сатирик, публицист… 1745-1792

Денис Иванович Фонвизин –

драматург, сатирик, публицист…

1745-1792

Денис Иванович Фонвизин – видный русский писатель эпохи классицизма, драматург, публицист, один из ярчайших представителей литературы XVIII века. Его пьесы легли в основу молодого русского театра в годы правления Екатерины II. Его драматургия сочетает в себе тонкий юмор, иронию и эмоциональность. Лучшее и самое известное произведение писателя – комедия «Недоросль», один из классических образцов русской драматургии XVIII века. «Денис Иванович Фонвизин Заметил, что от той среды, Где мы живем (и я и ты) Всегда характер наш зависим. Его заслуга также в том, Что сам, поняв – России слава Померкнет в обществе таком, Нам показал: нужна управа На крепостническое право…»                   (Ю.Козлов) Детские годы Отзывы известных людей Афоризмы Д.И. Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин – видный русский писатель эпохи классицизма, драматург, публицист, один из ярчайших представителей литературы XVIII века. Его пьесы легли в основу молодого русского театра в годы правления Екатерины II. Его драматургия сочетает в себе тонкий юмор, иронию и эмоциональность. Лучшее и самое известное произведение писателя – комедия «Недоросль», один из классических образцов русской драматургии XVIII века.

«Денис Иванович Фонвизин

Заметил, что от той среды,

Где мы живем (и я и ты)

Всегда характер наш зависим.

Его заслуга также в том,

Что сам, поняв – России слава

Померкнет в обществе таком,

Нам показал: нужна управа

На крепостническое право…»

                  (Ю.Козлов)

Детские годы

Отзывы известных людей

Афоризмы Д.И. Фонвизина

Детские годы. Родился 3 апреля (14 апреля) 1745 года ( по другим сведениям — в 1744 году) в Москве, в дворянской семье. Из восьмерых детей он был самый старший. Отец Фонвизина (Иван Андреевич), помещик среднего достатка, был, по словам писателя, «человек добродетельный», «любил правду», «не терпел лжи», «ненавидел лихоимства». Дом, в котором родился Д.И. Фонвизин (современная фотография) Мать (Екатерина Васильевна Дмитриева-Мамонова) «имела разум тонкий и душевными очами видела далеко. Сердце ее было сострадательно и никакой злобы в себе не вмещало; жена была добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная». Образование Это интересно!

Детские годы.

Родился 3 апреля (14 апреля) 1745 года ( по другим сведениям — в 1744 году) в Москве, в дворянской семье. Из восьмерых детей он был самый старший.

Отец Фонвизина (Иван Андреевич), помещик среднего достатка, был, по словам писателя, «человек добродетельный», «любил правду», «не терпел лжи», «ненавидел лихоимства».

Дом, в котором родился Д.И. Фонвизин (современная фотография)

Мать (Екатерина Васильевна Дмитриева-Мамонова) «имела разум тонкий и душевными очами видела далеко. Сердце ее было сострадательно и никакой злобы в себе не вмещало; жена была добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная».

Образование

Это интересно!

Образование. Первые десять лет Фонвизин провел в семье. Здесь он научился грамоте. Наставником его был отец, Иван Андреевич, который был довольно начитанным человеком. Иностранных воспитателей детям не нанимали: лишних денег в семье не водилось. Фонвизин, по словам его биографа Петра Вяземского, с детства был окружен «русскою атмосферою» В 1755 г. Фонвизин поступил в только что открытую гимназию при Московском университете, в 1760 г. был

Образование.

Первые десять лет Фонвизин провел в семье. Здесь он научился грамоте. Наставником его был отец, Иван Андреевич, который был довольно начитанным человеком. Иностранных воспитателей детям не нанимали: лишних денег в семье не водилось. Фонвизин, по словам его биографа Петра Вяземского, с детства был окружен «русскою атмосферою»

В 1755 г. Фонвизин поступил в только что открытую гимназию при Московском университете, в 1760 г. был "произведен в студенты", но пробыл в университете всего 2 года.

Благородный пансион при Московском университете (угол Газетного переулка и Тверской улицы). Реконструкция Б.С.Земенкова (1930-е гг.)

Хотя чувствовались недостатки этих новых просветительных учреждений, тем не менее Фонвизин много вынес из годов своего учения, не говоря уже о знании французского и немецкого языков, открывшем ему непосредственный доступ к европейским литературам, школа дала Фонвизину умственную дисциплину, благодаря которой он выделяется из среды современных литераторов не только талантом, но и систематичностью образования.

Это интересно!

ДАЛЬШЕ

Иван Дмитревский М.В. Ломоносов Федор Волков В 1758 году Фонвизина в числе лучших учеников повезли в Петербург представлять куратору университета Шувалову; двор ошеломил 14-летнего Дениса роскошью, убранством, яркостью красок, «огромной музыкой». Но главное – к нему с вопросом обратился сам Ломоносов: спросил, чему мальчик учится, и замечательно говорил о пользе изучения латыни. Больше всего, однако, в Петербурге подростка поразил театр, куда он попал впервые в жизни; он смотрел переводную комедию и хохотал до упаду. Вскоре оказалось, что у дядюшки, в чьем доме мальчики Фонвизины жили в Москве, бывают актеры Федор Волков и Иван Дмитревский, он встретил обоих. Волков скоро умер, а Дмитревский стал хорошим другом Фонвизина на всю жизнь и играл Стародума в постановке «Недоросля». ДАЛЬШЕ

Иван Дмитревский

М.В. Ломоносов

Федор Волков

В 1758 году Фонвизина в числе лучших учеников повезли в Петербург представлять куратору университета Шувалову; двор ошеломил 14-летнего Дениса роскошью, убранством, яркостью красок, «огромной музыкой». Но главное – к нему с вопросом обратился сам Ломоносов: спросил, чему мальчик учится, и замечательно говорил о пользе изучения латыни.

Больше всего, однако, в Петербурге подростка поразил театр, куда он попал впервые в жизни; он смотрел переводную комедию и хохотал до упаду. Вскоре оказалось, что у дядюшки, в чьем доме мальчики Фонвизины жили в Москве, бывают актеры Федор Волков и Иван Дмитревский, он встретил обоих. Волков скоро умер, а Дмитревский стал хорошим другом Фонвизина на всю жизнь и играл Стародума в постановке «Недоросля».

ДАЛЬШЕ

Уже в гимназии Фонвизин получил «вкус к словесным наукам» и начал переводить. Первым опытом стали басни датского писателя Хольберга, или Гольберга, которые ему заказал университетский книготорговец; перевод вышел в 1761 году. Фонвизин не просто перевел предложенный ему сборник, а отобрал (из 251 басни —182) то, что счел нужным и интересным для русского читателя. Перевод его точный, но не буквальный. Фонвизин сокращал некоторые басни, убирал из них бытовые подробности, которые могли помешать русскому читателю понять их содержание, вносил русский колорит. Затем заказы посыпались один за другим. Служба. Начало творчества

Уже в гимназии Фонвизин получил «вкус к словесным наукам» и начал переводить. Первым опытом стали басни датского писателя Хольберга, или Гольберга, которые ему заказал университетский книготорговец; перевод вышел в 1761 году.

Фонвизин не просто перевел предложенный ему сборник, а отобрал (из 251 басни —182) то, что счел нужным и интересным для русского читателя. Перевод его точный, но не буквальный. Фонвизин сокращал некоторые басни, убирал из них бытовые подробности, которые могли помешать русскому читателю понять их содержание, вносил русский колорит.

Затем заказы посыпались один за другим.

Служба. Начало творчества

Служба. Начало творчества. В 1762 г. учение Фонвизина в университете прекращается. Гвардейский сержант, он должен был служить, но служить не хотел, а хотел учиться. Помог случай. Екатерина II, едва получив власть, прибыла в Москву для коронации, с нею прибыли двор и правительство. Иностранная коллегия нуждалась в переводчиках; вице-канцлер Голицын взял юношу, знающего несколько языков, в коллегию. Фонвизин переводил хорошо, и для перевода ему давали самые важные документы. ДАЛЬШЕ А.М. Голицын. Художник Д. Г. Левицкий, 1772

Служба. Начало творчества.

В 1762 г. учение Фонвизина в университете прекращается. Гвардейский сержант, он должен был служить, но служить не хотел, а хотел учиться. Помог случай. Екатерина II, едва получив власть, прибыла в Москву для коронации, с нею прибыли двор и правительство.

Иностранная коллегия нуждалась в переводчиках; вице-канцлер Голицын взял юношу, знающего несколько языков, в коллегию. Фонвизин переводил хорошо, и для перевода ему давали самые важные документы.

ДАЛЬШЕ

А.М. Голицын. Художник Д. Г. Левицкий, 1772

Вскоре он свел знакомство с Иваном Елагиным, кабинет-министром, который взял Фонвизина под свое начало «секретарем для некоторых дел». Он был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в его окружении были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка князя Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве».  Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников». Вуаль Ж.-Л. Портрет И.П. Елагина. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу - «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион». ДАЛЬШЕ

Вскоре он свел знакомство с Иваном Елагиным, кабинет-министром, который взял Фонвизина под свое начало «секретарем для некоторых дел». Он был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в его окружении были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него.

К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка князя Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве».  Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».

Вуаль Ж.-Л. Портрет И.П. Елагина.

Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу - «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион».

ДАЛЬШЕ

Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников. Д.И. Фонвизин читает свою комедию «Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича. На протяжении 1766-1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров. В этой комедии современники в первый раз встретили живое, острое слово и неподдельное веселье взамен натянутых рассуждений и ходячей морали. Фонвизин - публицист Это интересно!

Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.

Д.И. Фонвизин читает свою комедию «Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича.

На протяжении 1766-1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

В этой комедии современники в первый раз встретили живое, острое слово и неподдельное веселье взамен натянутых рассуждений и ходячей морали.

Фонвизин - публицист

Это интересно!

Фонвизин, свято верящий в идеалы Просвещения, убежденный в необходимости воспитания просвещенного монарха, стал и помощником, и соратником, и единомышленником, и другом Панина. Фонвизин - публицист. В 1769 г. Фонвизин оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина:  ему поручается  обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве Н.И. Панин. Портрет работы А. Рослина, 1777 ДАЛЬШЕ

Фонвизин, свято верящий в идеалы Просвещения, убежденный в необходимости воспитания просвещенного монарха, стал и помощником, и соратником, и единомышленником, и другом Панина.

Фонвизин - публицист.

В 1769 г. Фонвизин оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина:  ему поручается  обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах.

Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве

Н.И. Панин. Портрет работы А. Рослина, 1777

ДАЛЬШЕ

В 1782 г. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. В 1783 он опубликовал ряд сатирических сочинений:

В 1782 г. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. В 1783 он опубликовал ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная Российской Минерве от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого".

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича.

Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

ДАЛЬШЕ

В 1783 г. после выхода в отставку Фонвизин начинает сотрудничать с журналом  «Собеседник любителей российского слова», который  издавался по почину Екатерины Дашковой.  Он пишет для журнала несколько статей, среди которых  «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» .  Используя возможности печатного слова, Фонвизин хотел анонимно начать дискуссию о российской действительности: отсутствии законов, без которых невозможно нормальное функционирование государства; моральная деградация  дворянства; привлечение к власти не достойных людей, а ничтожеств… Это произведение вызвало резкое недовольство Екатерины II, она потребовала напечатать вопросы вместе с ее ответами. Екатерина II не могла простить Фонвизину его независимости и «дерзости» в полемике с ней на страницах «Собеседника». Весной 1788 г. был запрещен журнал Фонвизина «Друг честных людей, или Стародум», рукопись которого писатель представил в Управу благочиния. Семейная жизнь. Путешествия за границу

В 1783 г. после выхода в отставку Фонвизин начинает сотрудничать с журналом  «Собеседник любителей российского слова», который  издавался по почину Екатерины Дашковой.  Он пишет для журнала несколько статей, среди которых  «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»

Используя возможности печатного слова, Фонвизин хотел анонимно начать дискуссию о российской действительности: отсутствии законов, без которых невозможно нормальное функционирование государства; моральная деградация  дворянства; привлечение к власти не достойных людей, а ничтожеств…

Это произведение вызвало резкое недовольство Екатерины II, она потребовала напечатать вопросы вместе с ее ответами.

Екатерина II не могла простить Фонвизину его независимости и «дерзости» в полемике с ней на страницах «Собеседника». Весной 1788 г. был запрещен журнал Фонвизина «Друг честных людей, или Стародум», рукопись которого писатель представил в Управу благочиния.

Семейная жизнь. Путешествия за границу

Семейная жизнь. Путешествия за границу. Во время работы у Панина Фонвизин женился, и вышло это так. Молодая вдова Катерина Хлопова пожаловалась на своего дядю императрице. Императрица велела разобраться с делом трем людям, в том числе Панину. Панин перепоручил дело Фонвизину. Дело заключалось в том, что дядя Катерины Ивановны, ее опекун, несправедливо отнял у сироты наследство. Хлопова, овдовев, пожаловалась императрице. Фонвизин смог не только добиться мировой сделки, но пока дело тянулось, пылкая Катерина Ивановна полюбила Дениса Ивановича, а по городу поползли слухи, что он ведет дело своей любовницы. Чтобы покончить со слухами, он женился. Свадьба состоялась в Москве в самом конце 1774 года, и вскоре Фонвизины возвратились в Петербург, в свой дом на Галерной улице. ДАЛЬШЕ

Семейная жизнь. Путешествия за границу.

Во время работы у Панина Фонвизин женился, и вышло это так. Молодая вдова Катерина Хлопова пожаловалась на своего дядю императрице. Императрица велела разобраться с делом трем людям, в том числе Панину. Панин перепоручил дело Фонвизину. Дело заключалось в том, что дядя Катерины Ивановны, ее опекун, несправедливо отнял у сироты наследство. Хлопова, овдовев, пожаловалась императрице.

Фонвизин смог не только добиться мировой сделки, но пока дело тянулось, пылкая Катерина Ивановна полюбила Дениса Ивановича, а по городу поползли слухи, что он ведет дело своей любовницы. Чтобы покончить со слухами, он женился.

Свадьба состоялась в Москве в самом конце 1774 года, и вскоре Фонвизины возвратились в Петербург, в свой дом на Галерной улице.

ДАЛЬШЕ

Для Фонвизина начало счастливой семейной жизни ознаменовало несчастный конец жизни литературной: с этого момента и в течение нескольких лет из-под пера перспективнейшего российского писателя не вышло ни одного оригинального сочинения, ни одного художественного перевода, ни одной стихотворной строчки. В 1777—1778 гг. болезнь жены заставила Дениса Ивановича ­уехать за границу – во Францию. Оттуда он писал подробные послания о своих французских впечатлениях. Фонвизин интересуется всем: экономикой, политическим устройством государства, положением духовенства, дворянства, крестьянства… И на Францию он смотрит без благоговения и без русопятского презрения; это трезвый взгляд умного и внимательного государственного человека. Письма эти и сейчас чрезвычайно интересны, и многое в них звучит пугающе актуально: его замечания о полиции, о бедности преподавателей, о продаже чинов и званий читаются как сегодняшняя публицистика. ДАЛЬШЕ

Для Фонвизина начало счастливой семейной жизни ознаменовало несчастный конец жизни литературной: с этого момента и в течение нескольких лет из-под пера перспективнейшего российского писателя не вышло ни одного оригинального сочинения, ни одного художественного перевода, ни одной стихотворной строчки.

В 1777—1778 гг. болезнь жены заставила Дениса Ивановича ­уехать за границу – во Францию. Оттуда он писал подробные послания о своих французских впечатлениях. Фонвизин интересуется всем: экономикой, политическим устройством государства, положением духовенства, дворянства, крестьянства… И на Францию он смотрит без благоговения и без русопятского презрения; это трезвый взгляд умного и внимательного государственного человека.

Письма эти и сейчас чрезвычайно интересны, и многое в них звучит пугающе актуально: его замечания о полиции, о бедности преподавателей, о продаже чинов и званий читаются как сегодняшняя публицистика.

ДАЛЬШЕ

В 1784 — 1785 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке

В 1784 — 1785 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.

В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках.

ДАЛЬШЕ

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. Афоризмы Д.И. Фонвизина С постановкой комедии  сразу же возникли трудности: ее отказались ставить и в Петербурге, и в Москве – цензоры, испугавшись смелости реплик персонажей комедии, не пропускали ее на сцену. Наконец, 24 сентября 1782 г., состоялась премьера в Петербурге, в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу. Постановка имела громадный успех: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». А 14 мая 1783 г. пьесу уже играли в Москве. Комедия Фонвизина имеет непреходящее значение: ее читают и ставят до сих пор. Имена ее героев стали нарицательными (Митрофанушка, Скотинин, госпожа Простакова), а афоризмы - поговорками. Последние годы жизни

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс.

Афоризмы Д.И. Фонвизина

С постановкой комедии  сразу же возникли трудности: ее отказались ставить и в Петербурге, и в Москве – цензоры, испугавшись смелости реплик персонажей комедии, не пропускали ее на сцену. Наконец, 24 сентября 1782 г., состоялась премьера в Петербурге, в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу. Постановка имела громадный успех: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». А 14 мая 1783 г. пьесу уже играли в Москве.

Комедия Фонвизина имеет непреходящее значение: ее читают и ставят до сих пор. Имена ее героев стали нарицательными (Митрофанушка, Скотинин, госпожа Простакова), а афоризмы - поговорками.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Последние годы жизни вообще прошли для Фонвизина в тяжелой обстановке: расстроилось окончательно здоровье, а вместе с тем пошатнулось и его материальное благосостояние, вследствие разных тяжб с арендаторами. С детства Фонвизин был человеком верующим: его религиозность отчетливо чувствуется в автобиографии «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», законченной  в 1791 году. В 1792 году он пишет комедию «Выбор гувернера», текст которой не сохранился. Умер Фонвизин в 1792 г. в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Он был честным и прогрессивным человеком, поклонником просвещения и такого общественного устройства, которое бы не унижало и не ущемляло человеческую личность.

Последние годы жизни

Последние годы жизни вообще прошли для Фонвизина в тяжелой обстановке: расстроилось окончательно здоровье, а вместе с тем пошатнулось и его материальное благосостояние, вследствие разных тяжб с арендаторами.

С детства Фонвизин был человеком верующим: его религиозность отчетливо чувствуется в автобиографии «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», законченной  в 1791 году. В 1792 году он пишет комедию «Выбор гувернера», текст которой не сохранился.

Умер Фонвизин в 1792 г. в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Он был честным и прогрессивным человеком, поклонником просвещения и такого общественного устройства, которое бы не унижало и не ущемляло человеческую личность.

Предки Дениса Ивановича Фонвизина принадлежали к числу рыцарей Ливонского ордена. Во время войны с Россией сын и внук Вальдемара Фон Визина Петр и Денис были приняты Иваном Грозным на русскую службу и оказались превосходными солдатами.

Фамилия Фон-Визен или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Слитное написание установлено во второй половине XIX века, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским».

Герб Фон-Визиных

Отец был женат два раза, и жизнь в семье была всегда мирная. Первую женитьбу отца Фонвизин описывает как подвиг великодушия. Родной брат отца вошел в неоплатные долги, и последний женился на одной вдове-старухе семидесяти лет (!), которая обязалась уплатить долги брата. Фонвизин говорит, что отцу было тогда 18 лет, и старуха в него влюбилась. Она прожила еще 12 лет с молодым мужем, который “старался об успокоении ее старости, как должно христианину ”.

НАЗАД

Денис Иванович вспоминал, что уровень преподавания в гимназии и университете был низкий, а на экзамене никто из его одноклассников не мог ответить, куда течет Волга: один сказал, что в Белое море, другой – в Черное. Сам Фонвизин честно сказал «не знаю», за что и был поощрен медалью. Один раз вместо медали Фонвизина повысили в чине: он был по обычаю сызмальства записан в Семеновский полк – и в 1760 году стал сержантом. Пребывание в Петербурге оказало на Дениса большое влияние. Между прочим, столкновение при дворе с одним заносчивым юношей, который отнесся к нему как к невеже из-за незнания французского языка, побудило его пополнить образование с этой стороны. Не оставляя латинского языка и слушая логику у профессора Шадена, он в то же время взялся за Вольтера и через два года пробовал уже переводить стихами его “Альзиру”. НАЗАД

Денис Иванович вспоминал, что уровень преподавания в гимназии и университете был низкий, а на экзамене никто из его одноклассников не мог ответить, куда течет Волга: один сказал, что в Белое море, другой – в Черное. Сам Фонвизин честно сказал «не знаю», за что и был поощрен медалью.

Один раз вместо медали Фонвизина повысили в чине: он был по обычаю сызмальства записан в Семеновский полк – и в 1760 году стал сержантом.

Пребывание в Петербурге оказало на Дениса большое влияние. Между прочим, столкновение при дворе с одним заносчивым юношей, который отнесся к нему как к невеже из-за незнания французского языка, побудило его пополнить образование с этой стороны. Не оставляя латинского языка и слушая логику у профессора Шадена, он в то же время взялся за Вольтера и через два года пробовал уже переводить стихами его “Альзиру”.

НАЗАД

Бригадир – это военный чин между полковником и генерал-майором – это пятый класс. Чин был упразднен при Павле. Существует мнение, что упразднение данного чина связано именно с тем, что Фонвизин в своей комедии высмеял бригадира. Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе„». НАЗАД

Бригадир – это военный чин между полковником и генерал-майором – это пятый класс. Чин был упразднен при Павле. Существует мнение, что упразднение данного чина связано именно с тем, что Фонвизин в своей комедии высмеял бригадира.

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе„».

НАЗАД

Отзывы известных людей о Фонвизине “ Сатиры смелый властелин”, - так сказал о Фонвизине Пушкин Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы. «Всё в этой комедии («Недоросль») кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» , – говорил Н.В. Гоголь. Фонвизин остался в нашей памяти не только сторонником просвещения и лучшего общественного устройства, но и своим непреклонным убеждением, что главным в профессии литератора является служение обществу. И славен он тем, что

Отзывы известных людей о Фонвизине

“ Сатиры смелый властелин”, - так сказал о Фонвизине Пушкин

Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы.

«Всё в этой комедии («Недоросль») кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» , – говорил Н.В. Гоголь.

Фонвизин остался в нашей памяти не только сторонником просвещения и лучшего общественного устройства, но и своим непреклонным убеждением, что главным в профессии литератора является служение обществу. И славен он тем, что "разбудил фалангу великих насмешников, и их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами и в значительной мере своим влиянием в России" (А. Герцен).

НАЗАД

Афоризмы из комедии «Недоросль» «Дела не делай, от дела не бегай». «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка». «На своё счастье грех пенять». «Век живи, век учись». «Где гнев, тут и милость». «В большом свете водятся премелкие души». «Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану». «Без вины виноват». «Собака лает, ветер носит». «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». НАЗАД

Афоризмы из комедии «Недоросль»

«Дела не делай, от дела не бегай».

«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка».

«На своё счастье грех пенять».

«Век живи, век учись».

«Где гнев, тут и милость».

«В большом свете водятся премелкие души».

«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».

«Без вины виноват».

«Собака лает, ветер носит».

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

НАЗАД

Афоризмы Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Слава богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение! Оставлять богатство детям? Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван. Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков. Молодой человек подобен воску. В большом свете водятся премелкие души. НАЗАД

Афоризмы

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище.

Слава богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

Оставлять богатство детям? Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.

Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.

Молодой человек подобен воску.

В большом свете водятся премелкие души.

НАЗАД


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!