СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форма - 17 Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестацоные материалы. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ-компетентность»

Профессиональная компетентность педагога - требование времени

ИКТ-компетентность. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:

- один из основных показателей профессионализма;

- ключевая компетентность для решения современных задач образования;

- новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Только компетентный учитель в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ- грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Следует различать два понятия:

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:

1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.

2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.

3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы.

4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:

* приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

* приёмами работы с электронной почтой;

* приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика. 
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью. 

Своим ученикам рекомендуется обращать внимание на следующие сайты:
— общественных организаций и движений;
— Интернет-проекты;
— тематические ресурсы;
— информационно-справочные системы;
— электронные периодические издания;
— форумы и конференции;
— образовательные по тематике.


Интересным представляется использование интерактивных, мультимедийных столов ActivTable и SMART Table, которые поддерживают одновременную работу за одним столом до шести человек в режиме multitouch. Выполняя задания и сотрудничая, друг с другом, учащиеся развивают коллективные навыки работы и решения проблем. То, что еще год назад вызвало бы страх и непонимание у учителя, сегодня вызывает интерес и желание попробовать использовать новинку в образовательном процессе. На повестке дня у центра образования приобретение и использование Документ-камер, которые станут незаменимыми помощниками учителя на каждом уроке.

Методические приемы формирования ИКТ-компетентности на уроках физики
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.


Свою деятельность обучения физике с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: «Microsoft Office Word», а также пользуясь «услугами» сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки со схемами, таблицами и т. д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.
Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к предмету и улучшилась успеваемость.
В дальнейшем, я стала работать с презентациями. Дети охотно, в качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по темам.
С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины стараюсь систематически использовать ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и конечно же, добавляют новые. Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации автоматизировать практические действия.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают буклеты «Сила трения», «Силы в природе» и т. д., используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте в Интернете.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.
Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применения игровых форм ИКТ на нетрадиционных уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.
Уроки физики часто требуют показа пояснительных рисунков и схем. Если раньше приходилось «монтировать» изображения в Word или Рaint, то теперь появилась специализированная программа Dia, которая значительно облегчает изготовление рисунков. Dia позволяет создавать графические представления статических структур, диаграмм, различных схем. Преимущество программы перед другими графическими редакторами состоит в том, что она имеет большую библиотеку готовых элементов. Комбинируя эти элементы с обычным рисованием, можно получить довольно эффектные изображения для своих уроков.
При изучении нового материала мне помогают видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью роликов и мультфильмов. Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.
Кроме этого в своей работе ИКТ я применяю:
• как элемент здоровьесберегающей технологии — гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная).
• для развития познавательных процессов;
• патриотического воспитания;
• формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.
Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика. 
Вывод: При современных условиях обучения в школе невозможно обойтись без современных информационных технологий. В настоящий момент мультимедиа технологии широко используются в рекламе, в бизнесе, в играх, в средствах связи. Однако наибольший эффект от использования мультимедиа технологии может быть достигнут в сфере образования.
Применение мною ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главным итогом применения ИКТ в учебном процессе считаю:
• Возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
• Положительное отношение учащихся к предмету, ко мне, как учителю, друг к другу;
• Обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
• Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
• Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Поэтому, на вопрос «Нужен ли компьютер на уроке физики?», я с полной ответственностью заявляю: «Он необходим!»



Литература

1. Р.О.Калошина Информационно-коммуникативная компетентность учителя в рамках современного урока http://www.oo-lyceum-33.ru/document/Kaloshina.htm

2. Хайне Пауль "Структура ИКТ-компетентности учителей.", ЮНЕСКО 2011г.

3. Решения для образования POLYMEDIA, Мосва 2013

4. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf

5. http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/ikt-kompetentnost.pdf

6. http://edu-lider.ru/model-ikt-kompetentnosti-pedagoga/

7. http://edu-lider.ru/chto-takoe-ikt-kompetentnost-uchitelya/

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс интерактивные технологии»

Мастер-класс

«Применение технологии интерактивного

обучения на уроках физики»

Ковалькова Лариса Павловна

МКОУ Караваевская ОШ

учитель физики и математики

Задачи мастер-класса:

- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.

-Мотивация слушателей на освоение технологии интерактивного обучения.

- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Этапы мастер-класса:

  1. Представление педагогической концепции технологии.

  2. Моделирование занятия на основе данной технологии.

  3. Имитация урока.

  4. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)


Учиться можно только весело…

Чтобы переварить знания,

Надо поглощать их с аппетитом

А. Франс

Учитель. Интерактивная- inter (взаимный), act(действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Сравнение целей традиционного и

интерактивного подхода к обучению

  • Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

  • Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

  • Модель односторонней коммуникации.

  • Цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

  • Модель многосторонней коммуникации.



Учитель. Данная технология может использоваться не только на уроках физики, а всеми учителями предметниками.



Методы интерактивного обучения

  1. Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

  2. Упражнения - энергизаторы

  3. Работа в группах, парах

  4. Кооперативное обучение

  5. Ролевая (деловая) игра

  6. Аквариум

  7. Карусель

  8. Дерево решений

  9. Броуновское движение

  10. Синквейн


Учитель. Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Учитель. Я хочу показать применение технологии на уроке физики в 8 классе по теме, которую вы сейчас угадаете сами.

Задание 1. У кого карточки синего цвета? (3 человека)

Вам необходимо показать с помощью пантомима то, что изображено на картинке. Задача всех остальных угадать.

Дождь.

Учитель. В каком состоянии она находится?

Пар

Учитель. В каком состоянии находится вода?

Сосулька.

Учитель. В каком состоянии находится вода?

Итак, тема нашего занятия…

Задание 2. У вас у каждого есть карточка. Существует много способов деления на группы. В данном случае возможны три. Первый: по цвету карточек; второй: по форме (круги, квадраты, треугольники, ромбы). Третий: у вас на карточке записано слово, выберите то агрегатное состояние, к которому относится это физическое тело или явление.



Роса снежинка облако

Дождь сосулька пар


Учитель. Прикрепите на грудь карточку как эмблему, обратите внимание, на ней написана ваша роль в группе.

Научный руководитель - руководит работой всей группы, является докладчиком.

Секретарь - Лаборант - проводит опыт и ведет запись


Задание 3: Мы исследуем три состояния вещества на примере воды. У каждой группы своя задача.

Первая группа - механические свойства твёрдого тела.

Вторая - свойства жидкостей.

Третья - свойства газов.

Первая группа.

(тарелка с кубиками льда)

Задание: исследовать механические свойства твёрдого тела.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма твёрдого тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём твёрдого тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход твёрдого тела в другое агрегатное состояние ( жидкое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?



Вторая группа.

(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние ( твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?



Третья группа.

(стакан с тёплой водой, блюдце)

Накрыть стакан блюдцем, чтобы понаблюдать конденсацию.

Задание: исследовать механические свойства газов.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём газообразного тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние ( жидкое )? Каким образом это можно осуществить?




Учитель. В данном случае был применён метод мозгового штурма. Очень нравятся детям игры – энергизаторы. Энергизатор - упражнение для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала учащихся на уроке. Используют при переходе из одного этапа урока на другой. Например, на уроке физики:

Игра «Физкультминутка».

Я говорю и показываю, а вы по второму разу все движения и шумовые эффекты повторяйте за мной.  

  • Мы пришли в класс (топаем ногами)

  • Отодвигаем стулья от парт (скрежет)

  • Дежурный моет доску (движения ладонями, как будто моем стекла)

  • Звенит звонок («Ух, ты!»)

  • Приветствуем учителя (Руки вдоль туловища, чуть согнуты, покачиваемся в стороны)

  • Смотрим в окно пошёл дождь (хлопаем в ладоши сначала медленно, а затем ускоряем темп) 

А теперь еще раз. (3раза)


Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы и веселого настроения, увеличению двигательной активности, быстроты реакции.  


Заключительное слово.

– Я рада, что нашла сегодня единомышленников, надеюсь, что те кто хоть и осторожно, но начнет использовать эту технологию тоже увидят горящие глаза ребят, а кто ещё не готов к этому виду работы изменят со временем своё мнение. Благодарю всех за отличную работу.

Литература:

  1. Физика №15/2010. Приложение к газете «Первое сентября»

  2. http: //www.26206s014.edusite.ru/p140aa1.html

Просмотр содержимого документа
«интеллект-карты»






Педагогический проект

«Использование метода интеллект-карт

на уроках физики».






Выполнила: Ковалькова Лариса Павловна

Учитель физики МКОУ Караваевская ОШ
















С0ДЕРЖАНИЕ


Введение

3


1.1

Паспорт проекта

3


1.2

Обоснование необходимости проекта

4


1.3

Гипотеза проекта, объект, предмет

6


1.4

Цели и задачи проекта

6


1.5

Участники проекта

6


Описание проекта

7


2.1

Описание метода интеллект-карт

7


2.2

Применение метода интеллект-карт на уроках в качестве универсального технического средства обучения:

8


2.3

Рабочий план реализации проекта

12


2.4

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

13


3.

Оценка успешности реализации проекта

14


3.1

Оценка рисков

14


3.2

Дальнейшее развитие проекта

14


4.

Список литературы

15


5.

Приложения

16

















"Преподавание всякого предмета должно идти таким путем,

чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда,

сколько могут одолеть его молодые силы"

К.Д. Ушинский


1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. Паспорт проекта

Площадка реализации проекта

МКОУ Караваевская ОШ

Автор проекта

Ковалькова Лариса Павловна

Гипотеза проекта

Использование в системе метода интеллект-карт на уроках физики позволит значительно повысить мотивацию к обучению, качество знаний учащихся и эффективность всего обучения в целом.

Цели и задачи проекта

разработка модели обучающей среды с применением интеллект-карт,

повышение мотивации учащихся,

повышение качества знаний учащихся и эффективности обучения в целом.


Участники проекта

учитель, учащиеся, родители.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

1этап - 2015-2016 учебный год

Разработать интеллект-карты для проведения уроков по отдельным темам.

2этап - 2016-2017 учебный год

Системное использование метода интеллект-карт на разных этапах урока.

3этап - 2017-2018 учебный год

Применение метода интеллект-карт при подготовке учащихся к итоговой аттестации.;

Разработка методического пособия по использованию метода интеллект-карт при обучению физике.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Обучающая среда, разработанная с применением интеллект-карт, позволит создать систему обучения физике, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины, качество их знаний и эффективность обучения в целом.


Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Реализация педагогического проекта начинается с организации входящей диагностики. Мониторинг стартовых результатов учащихся планирую провести к концу первого месяца обучения в каждом классе(7-9) в два этапа:

Диагностика мотивации учащихся (Приложение 5);

Диагностика качества знаний по физике.



Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность по использованию интеллект-карт должна быть продолжена.

Практическая значимость проекта

Разработанное методическое пособие по использованию метода интеллект-карт при обучению физике позволит распространить опыт работы среди педагогов школы и города на педагогических советах и городских семинарах.


1.2. Обоснование необходимости проекта


Сегодня развитие науки и техники происходит все убыстряющимися темпами. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках, составляет лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей. Это современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса учащихся. Но, к сожалению, используя всё это, мы не всегда получаем те результаты, которых ожидаем. Результаты проведенных в последние годы исследований, независимая экспертиза позволяют сделать неутешительные выводы о наметившейся тенденции к некоторому снижению качества обучения, несоответствия его современным требованиям. Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно только опираясь на науку, на дидактические разработки наиболее эффективного построения процесса обучения, основанного на анализе педагогической деятельности, рассматриваемой в ее динамике, в реальном практическом осуществлении.

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний могут выступить интеллект-карты. По мнению М.Е. Бершадского, профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • развивать креативность школьников;

  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);

  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;

  • ускорять процесс обучения;

  • формировать организационно - деятельностные умения;

  • учить учащихся решать проблемы.

1.3. Гипотеза проекта, объект, предмет

Гипотеза: Использование в системе метода интеллект-карт на уроках физики позволит значительно повысить мотивацию к обучению, качество знаний учащихся и эффективность всего обучения в целом.

Объект: качество знаний учащихся,

Предмет: метод интеллект-карт.

1.4. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

  • разработка модели обучающей среды с применением интеллект-карт;

  • повышение мотивации учащихся,

  • повышение качества знаний учащихся и эффективности обучения в целом.

Задачи:

  1. Обучить учащихся способам построения интеллект-карт.

  2. Разработать систему уроков с использованием метода интеллект-карт.

  3. Проверить эффективность метода интеллект-карт при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

1.5. Участники проекта

Участники проекта: участники образовательного процесса - учитель, учащиеся, родители.


2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА


2.1. Описание метода интеллект-карт


Еще в 1970-е годы донецкий педагог-новатор Виктор Шаталов, преодолевая ожесточенное сопротивление лучшей в мире системы образования, создал фантастически эффективную методику. Чтобы доказать ее состоятельность, он брал в обучение самые тяжелые, неуправляемые классы. Уже через несколько месяцев отъявленные двоечники и хулиганы превращались в отличников и активистов, осваивали школьную программу с троекратным опережением графика, а после выпускного класса – без особых усилий поступали в престижные вузы. 
       Ядро системы Шаталова – метод опорных сигналов или вех. Объясняя учебный материал, Шаталов фиксировал на классной доске основное содержание урока с помощью ключевых слов, дат, географических названий и т.д., заключенных в рамки, соединенных стрелками, акцентированных подчеркиваниями и т.п. От обычного конспекта «карточки памяти» Шаталова отличались продуманностью, системностью и лаконичностью. Что характерно, дети учились только во время урока: зачем тратить время на домашние задания, если достаточно взглянуть на карточку – и содержание темы само встает в памяти.
    Система Шаталова обладала единственным недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек. Их качество зависело от интуиции, опыта и знаний учителя. Иными словами, Шаталов в очередной раз поднял преподавание до уровня искусства.

Английским психологом Тони Бьюзеном был систематизирован и начат активно использоваться на практике Метод Интеллект-карт (Mind-maps). Метод Интеллект-карт заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов.  Система интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, превосходит методику Шаталова только наличием четких правил составления карт. Именно благодаря возможности тиражирования технология Бьюзена получила на Западе широкое распространение.

В основе построения интеллект-карт лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры.
Законы содержания и оформления формулируются следующим образом:

  • Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).

  • Ассоциируйте.

  • Стремитесь к ясности в выражении мыслей.

  • Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры сводятся к двум императивам:

  • Соблюдайте иерархию мыслей.

  • Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

  • всегда используйте центральный образ;

  • как можно чаще используйте графические образы;

  • для центрального образа используйте три и более цветов;

  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;

  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);

  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;

  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

2.2. Применение метода интеллект-карт на уроках в качестве универсального технического средства обучения:

Очень важное условие в работе с интеллект - картой: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить. Интеллект - карта становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Можно однозначно сказать, что использование этого метода способствует:

  • обучению (на запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации);

  • концентрации (особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается, не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания);

  • запоминанию (запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить, в дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится, у учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором);

  • мышлению (мышление становится более чётким и гибким, дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей и активизации творческих способностей);

  • мотивации.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая.

Можно выделить следующие методики использования интеллект-карт в обучении:

1) Изучение/изложение нового материала. Данные карты могут быть

составлены предварительно учителем и представлены для ознакомления при изучении материала самостоятельно учащимися.

Составление собственной интеллект-карты и сравнение с картой, представленной учителем, поможет на этапе изучения материала скорректировать видение и усвоение материала ученику самостоятельно.

2) Повторение. Обращение к построенной интеллект-карте упрощает процесс

повторения материала, потому что интеллект-карта является результатом изучения,

анализа материала. Нет необходимости перечитывать большие объемы текстов, ведь полно составленная интеллект-карта отражает, характеризует, описывает центральный объект/вопрос/проблему/процесс.

3) Обобщение и анализ материала. Создание обобщенной интеллект-карты

может являться итоговой работой по изучению раздела дистанционного курса.

Выполняя данное задание, ученик закрепляет навыки анализа, умение выделить

главную мысль. Данная работа может быть самостоятельной или в малой подгруппе.

4) Рефлексия. Интеллект-карты могут быть также задействованы и в

рефлексии. Одним из вариантом может быть повторное обращение к составленной интеллект-карте после изучения дополнительного материала или ознакомления с интеллект-картой учителя.

5) Групповая деятельность. В настоящее время существуют инструменты,

позволяющие организовать совместную деятельность в режиме реального времени по составлению интеллект-карт.

6) Контроль и коррекция усвоения материала. Учитель, анализируя

представленные учениками интеллект-карты, может вовремя скорректировать

процесс усвоения материала, расставить правильные акценты.

7) Мозговой штурм. Интеллект-карта может выступить результатом

мозгового штурма или дискуссии (Приложение 1)

Итак, мы решили нарисовать интеллект - карту. Последовательность наших действий такова:

1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним - двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес - план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.).

Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект - карты. Для этого используем при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

Обводим это понятие в рамку или в кружок. Используем не менее 3 цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект - карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней.

3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним - двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Рисуя интеллект - карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуем. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект - карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

4. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6. Связи между элементами интеллект - карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

7. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект - карт.

8. Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

9. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт может быть прекрасным инструментом в обучении.

На данном этапе работы над проектом мною были составлены интеллект-карты при изучении электрических явлений в курсе физики в 8 классе (Приложения 2, 3, 4).



2.3. Рабочий план реализации проекта


1этап - 2015-2016 учебный год

  • Разработать интеллект-карты для проведения уроков по отдельным темам.

2этап - 2016-2017 учебный год

  • Системное использование метода интеллект-карт на разных этапах урока.

3этап - 2017-2018 учебный год

  • Применение метода интеллект-карт при подготовке учащихся к итоговой аттестации.;

  • Разработка методического пособия по использованию метода интеллект-карт при обучению физике.



    1. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные

результаты реализации проекта


Обучающая среда, разработанная с применением интеллект-карт, позволит создать систему обучения физике, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины, качество их знаний и эффективность обучения в целом.

Ожидаемый результат:

Модель дает для участников проекта:

Учителю - возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.

Учащимся - доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества.

Родителям - возможность участвовать в процессе обучения, начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
















  1. ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Реализация педагогического проекта начинается с организации входящей диагностики. Мониторинг стартовых результатов учащихся планирую провести к концу первого месяца обучения в каждом классе(7-11)в два этапа:

  • Диагностика мотивации учащихся (Приложение 5);

  • Диагностика качества знаний по физике.

По окончании каждого этапа реализации проекта планирую провести повторную диагностику.


    1. Оценка рисков

Пассивность учащихся, недопонимание правил построения интеллект-карт слабыми учащимися.

    1. Дальнейшее развитие проекта



По окончании проекта деятельность по использованию интеллект-карт должна быть продолжена. Разработанная программа факультатива по обучению составлению интеллект-карт позволит обучать ежегодно новое число учащихся. Разработанное методическое пособие по использованию метода интеллект-карт при обучению физике позволит распространить опыт работы среди педагогов школы и города на педагогических советах и городских семинарах.































  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru;

  2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.

  3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003 г.

  4. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005г.

  5. sch135.pskovedu.ru





























5. ПРИЛОЖЕНИЯ


5.1. Интеллект карта для изучения метода;

5.2. Интеллект карта для обобщения материала по теме «Электрический ток»;

5.3. Интеллект карта для изучения материала по теме «Электризация тел»;

5.4. Интеллект карта «Расчёт параметров цепи электрического тока»;

5.5. Диагностика мотивации учащихся к изучению физики.


Приложение 1
















Интеллект – карта

на уроках физики























Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4






































Приложение 5

ОПРОСНИК

на определение мотивации обучения физике учащихся в основной школе



  1. На, какую оценку Вы хотели бы учиться по физике

а) на отлично; б) на хорошо; в) на удовлетворительно; г) не знаю.

  1. Как Вы относитесь к такому предмету как физика?

а) не выделяю физику среди других предметов; б) нравится больше других предметов; в) не интересуюсь физикой; г) отношение пока не определилось.

  1. Какой из названных предметов кажется Вам наиболее трудным?

а) математика; б) литература; в) иностранный язык; г) физика; д) история;

4. Нужно ли увеличить число уроков по физике?

а) нужно; б) оставить, как есть; в) нужно сократить; г) не знаю.

  1. Что Вам нравится при изучении физики?

а) решение задач; б) демонстрация опытов учителем; в) чтение учебника дома; г) рассказ учителем нового материала; д) выполнение опытов;

6.Любите ли Вы решать задачи по физике?

а) очень; б) люблю; в) не очень люблю; г) не люблю.

7.Какие задачи Вы любите решать?

а) трудные; б) не очень трудные; в) легкие; г) никакие.

8.Какую из задач Вы выбрали бы для решения на контрольной работе?

а) уже решенную в классе или дома; б) экспериментальную; в) новую интересную задачу; г) количественную, на выполнение расчетов; д) не знаю.

9.Какое домашнее задание Вы предпочитаете выполнять?

а) чтение учебника; б) решение задач; в) составление задач; г) изготовление простых устройств, моделей; д) поиск информации о проявлении законов физики в жизни.

10.Нравятся ли Вам уроки, на которых рассматриваются вопросы охраны здоровья с позиций законов физики?

а) Бесспорно, да; б) Скорее да, чем нет; в) Скорее нет, чем да; г) Не нравятся; д) затрудняюсь ответить.

11.Что побуждает Вас учить физику?

а) нажим учителя и родителей; б) необходимость получить оценку; в) желание изучить физические явления; г) желание знать больше, чтобы преуспеть в жизни; д) интерес к новому знанию.

12. На каком уроке Вам интересно?

а) на контрольной работе; б) на лабораторной работе; в) на уроке решения задач; г) на уроке изучения нового материала; д) не знаю.

При ответах на данный тест допустим выбор нескольких вариантов ответов на один вопрос (1-3).

Ключ к тесту на определение мотивации обучения физике.

вопрос

а

б

в

г

д

1

10

5

1

1

0

2

1

10

1

1

0

3

1

5

10

1

5

4

10

5

1

1

0

5

10

1

5

5

10

6

10

10

5

1

0

7

10

5

5

1

0

8

1

5

10

5

1

9

1

5

10

10

10

10

10

10

5

1

1

11

1

1

10

5

10

12

5

10

5

10

1

Баллы, набранные учащимися, суммируются. По сумме баллов определяется уровень мотивации.

До 70 баллов – внешняя мотивация

От 71 до 110 баллов –социальная мотивация

Выше 110 баллов – внутренняя мотивация.

16



Просмотр содержимого документа
«метапредметный подход»



Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? 

      Слайд 1  Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


      Слайд 2 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Что такое метапредметность,  метапредметы? Где их взять (или как их разработать)?

   

      Слайд 3 Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому.  Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.

 

 Слайд 4 Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.

         Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов, так и отечественных учёных. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.

Обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от 17-го века, когда началось бурное развитие научного знания. Возникли соответствующие  образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Постепенно пыл этих дисциплин и все более узких специализаций стал  разрастаться. В сфере образования это тут же находило свое отражение: раздробленность научного знания получала свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин – как в сфере высшего, так и в сфере среднего образования. 
      В России метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Всё это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлась тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестоко осудили.

Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

     Таким образом, все новое это хорошо забытое старое, а на предметном обучении выросло несколько поколений. На мой взгляд, чтобы ввести метапредметное  обучение необходимо перестроить всю систему образования, и в первую очередь взгляды и подходы учителей А сейчас от учителя, прежде всего, требуют результаты ЕГЭ и ГИА, поэтому в школах происходит «натаскивание» учеников на сдачу экзаменов. От этого напрямую зависит квалификация и заработная плата. 


      Слайд5 Главные особенности метапредметов. 

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. 

 В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения.

 

      Слайд 6 Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно.


      Слайд 7 Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. 

 На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной! 

 

      Слайд 8 Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

        А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

 

 Пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:

 – наблюдение естественнонаучное,

 – наблюдение историческое,

 – наблюдение математическое,

 – самонаблюдение рефлексивное и т.д.

 

 Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «ботаника». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще. Но вот что важно для практики, какой учитель сможет продиагностировать и оценить уровень метапредметных образовательных результатов ученика по овладению им наблюдением вообще? Учитель ботаники? Или учитель психологии? Или учитель метапредмета с условным названием «Наблюдение»? Этот вопрос нуждается в изучении, в том числе и с позиций педагогической инноватики.

  

      Слайд 9 Основные понятия  метапредметной деятельности 

           Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

         Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. [12]

 На основании вышесказанного метаумения – это не только познавательные умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны и в повседневной жизни.

А метадеятельность – это  универсальный способ жизнедеятельности каждого человека.

Метапредмет – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

 

      Слайд 10 Взгляды ученых на метапредмет

       Ю.В. Громыко - В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. По мнению Громыко, блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

      

Слайд 11   Метаприедметы по (А.А. Кузнецовой), метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [4]


 Слайд 12 Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)  включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.


      Слайд 13 Метапредметы (по А.В. Хуторскому): «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».


      Слайд 14 Особенности метапредметного занятия:

1.     Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2.     Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3.     Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4.     Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

              Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

        Изучив стандарт, литературу, Интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении,  можно сказать, что использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности  позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания  и выводить современное образование на передовые позиции науки.


      Слайд 15 Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:

четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;

тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;

начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;

осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения  но и в рамках сетевого взаимодействия;

осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».