Период обучения в 9 классе – это основной этап подготовки учащихся при переходе в 10-11 классы, где будет проходить сетевое обучение, занимаясь по этой программе учащиеся должны уметь принимать решения при выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; пройти процедуры психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, которые позволят им строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; уметь анализировать образовательные ситуации, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения.
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- наличие опыта приложений усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.
Программа данного курса соответствует современным требованиям жизни общества, т.е. способствует реализации стратегии профессионального развития человека. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать.
Чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение.
Психологическая работа с учащимися, выбирающими профессиональный путь, призвана создать им возможность решить главные задачи возраста: выработать собственное мировоззрение, определить позиции и ценности жизни, активизировать процесс самопознания, самоопределения в профессиональной деятельности.
- диагностические результаты использовать для стимулирования потребностей учащихся к самопознанию;
- выявить недостатки, пробелы в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
- определить ограничения в выборе такой профессиональной деятельности, которая предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям школьника;
№ п\п | Темы курса | Всего часов | В том числе |
Практических | Лекционных |
Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.4 часа |
1 | «Что изучает профориентация» | 1 | | 1 |
2 | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Смоленской области | 1 | | 1 |
3 | «Кто Я или что Я думаю о себе» | 1 | | 1 |
4 | «Классификация профессий» | 1 | | 1 |
Человеческие возможности при выборе профессии 9 часов |
5 | «Формула профессии. Анализ профессии» «Практическая работа по анализу профессии» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Здоровье и выбор профессии» | 1 | | 1 |
7 | «Роль темперамента в выборе профессии» «Практическая работа по самоанализу своих способностей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Характер и моя будущая карьера» «Интересы и выбор профессии» | 1 | | 1 |
9 | «Я – концепция или «теория самого себя» Практическая диагностика. «Ошибки в выборе профессии» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию». Способность оперировать пространственными представлениями» | 1 | | 1 |
11 | Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. | 1 | | 1 |
12 | «Человек среди людей. Способность к коммуникации». Деловая игра «Кадровый вопрос» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Стратегия выбора профессии» | 1 | | 1 |
Профессиональные маршруты 4 часа |
14 | «Твой профильный класс». | 1 | | 1 |
15 | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов» Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности | 1 | 1 | |
16 | «Лестница карьеры» Тренинг «Перекресток» «Резюме» Практическая работа по написанию резюме. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Всего | 17 | 3,5 | 12,5 |
№ п/п | Дата проведе ния | Тема | Задачи | Ресурсы |
Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.4 часа |
1 | | «Что изучает профориентация» | Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. Воспитывать интерес к теме выбора профессии. | |
2 | | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Смоленской области» | Познакомить учащихся с понятием «образовательная карта». Представить высшие учебные заведения на территории г.Омска. Представить среднетехнические факультеты и профессиональные училища. Дать основные понятия о рынке труда и учебных мест. Рассказать об основных работодателях на территории НПР. | |
3 | | «Кто Я или что Я думаю о себе» | Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. Способствовать развитию рефлексии. | Методика «Кто Я?» Куна и Мак-Портленда (A.M. Прихожан,. Психология неудачника, М., 1997). Упражнение-рисунок «Я в лучах солнца». Упражнение «Мои сильные и слабые стороны» (Н.И.Козлов, Творческая педагогика, М. 1992). Упражнение «Рефлексия» |
4 | | «Классификация профессий» | Представить вниманию учащихся классификацию профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Познакомить учащихся с профессиограммами. Представить зарубежную классификацию профессий по Дж.Холланду. | |
5 | | «Формула профессии. Анализ профессии» «Практическая работа по анализу профессии» | Дать представление о понятии «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. Воспитывать интерес к теме выбора профессии. | |
6 | | «Здоровье и выбор профессии» | | |
7 | | «Роль темперамента в выборе профессии». «Практическая работа по самоанализу своих способностей» | Дать представление о типах темперамента. Научить определять свой тип темперамента, ориентироваться в соответствии типа ВНД и требований, предъявляемых профессией. Развивать способность демонстрировать признаки той или иной профессии с использованием знаний об особенностях темперамента. Учить анализировать свои способности и профессии, востребованные на рынке труда. | Беседа о типах темперамента. Карточки с описанием типов ВНД по Кречмеру Карточки с описанием типов по И.П.Павлову Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолютной или относительной профпри-годности Упражнение «Темперамент» Игра «Угадай профессию». Лист рефлексии. |
8 | | «Характер и моя будущая карьера» | Создать благоприятный настрой, снять психологическое напряжение. Дать представление о понятии «характер» и о его составляющих – «поступок», «привычки». Раскрыть определяющую роль способностей (как общих, так и специальных) в выборе профессии. Способствовать активному самопознанию через использование методов самодиагностики. | Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?» Упражнение «Знакомьтесь, Профессия…» Беседа о формировании характера и его влиянии на выбор профессии. Модель способностей человека Лист рефлексии. |
9 | | «Я – концепция или «теория самого себя» Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии» | Повышать самооценку учащихся, создание психологического комфорта, раскрепощенности. Научить учащихся определять свое реальное и идеальное Я. Проследить, как меняется система установок относительно своей личности в течение жизни. Познакомить с понятием «самооценка», ее влиянием на поведение и профессиональный выбор. Упражнять рефлексивные навыки. Познакомить учащихся с типичными ошибками в выборе профессии Способствовать осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии. Учить избегать ошибки в выборе профессию | Упражнение «Комплимент» Беседа о Я – концепции человека. О том как формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии. Модель самооценки человека Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой (Человековедение, М. ТОО «Интел Тех», 1993), Методика исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана Упражнение «Ты лучший!» Лист рефлексии. |
10 | | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию» Способность оперировать пространственными представлениями» | Дать представление о памяти, ее видах, процессах. Рассказать о роли памяти в различных видах профессиональной деятельности. Познакомить учащихся с приемами запоминания, возможностями развития памяти. Дать представление о психическом процессе – внимании, его видах и свойствах. Представить наблюдательность как профессионально важное качество. Рассказать о роли образа в интеллектуальной деятельности. Рассмотреть индивидуальные особенности в оперировании пространственными представлениями. Познакомить с возможностями их развития | Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к памяти. Сообщение о психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к вниманию. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие памяти. Схема видов мышления человека. Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека. Упражнения на развитие образного мышления. |
11 | | Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС | Дать представления о способностях человека устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности. Представить значение гибкости мышления для профессиональной деятельности. Развивать умения преодолевать барьеры в познавательной деятельности. Выявить коммуникативные и организаторские особенности учащихся, склонности к профессиональной сфере «Человек-человек» -
| Понятие «барьеры», «гибкость мышления» Упражнения на преодоление барьеров в познавательной деятельности. Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)» Бланки к методике. |
12 | | «Человек среди людей. Способность к коммуникации» Деловая игра «Кадровый вопрос» | Дать представления о коммуникативной стороне взаимоотношений людей, профессионально важных навыках, коммуникабельности. Повышение у участников игры уровня осознания особенностей трудовой деятельности. | |
13 | | «Стратегия выбора профессии» | Научить подростков учитывать факторы правильного выбора профессии. Познакомить с техникой самос-тоятельного психологического анализа проблем (стратегический, оперативный, тактический жизненный анализ). Научить сопоставлять указанные факторы с той картиной, которая существует у них на сегодняшний день. Совершенствовать способность к рефлексии. | Упражнение «Стратегический жизненный анализ» М.В.Зюзько, «Пять шагов к себе», М.,1992. Упражнение «Оперативный жизненный анализ» Упражнение «Тактический жизненный анализ» Упражнение «Письмо самому себе» . Коробка счастья. |
Человеческие возможности при выборе профессии 9 часов |
14 | | «Твой профильный класс». | | |
15 | | «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов» Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. | Выявить наиболее привлекательные сферы деятельности учащегося. Дать рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности. Определить характер предпочитаемой деятельности. Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности. Определить характер предпочитаемой деятельности. Выявить общий уровень интеллекта учащегося. Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося. Определить профессиональный профиль учащегося. Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности. Выявить общий уровень интеллекта учащегося. Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося. Определить профессиональный профиль учащегося. Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности. | Анкета на выявление предпочтений учащихся в выборе профиля обучения. Анкета «Ориентация». Тест «Карта интересов» Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. |
16 | | «Лестница карьеры» Тренинг «Перекресток» «Резюме» Практическая работа по написанию резюме. | Дать представления об основных подходах в планировании карьеры, его формах и этапах. Составить план планирования карьеры в совместной работе с учащимися. Формировать готовность у участников тренинга готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы. Воспитывать активность учащихся. Познакомить учащихся с типичными ошибками людей на собеседовании при устройстве на работу. Изучить основные условия успешного прохождения собеседования. Развивать навыки самостоятельного написания резюме. | |
Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. «Мой выбор – жизненный успех». Учебное пособие. – М. КаллиГраф, 2005.
Бендюков М.А. «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». Методические материалы. - С.-П., Издательский дом «РОСТ», 1999.
Бендюков М.А., Соломин И.Л., Чернейко Д.С. «Ты и твоя профессия». – С.-П., 2001.
Васильева Т.В. «Мои жизненные и профессиональные планы». – М.: - Русская академия образования, 1994.
Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора». - Петрозаводск: Петроком, 1992.
Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». – М.: - Академия, 1995.
Климов Е.А. «Как выбирать профессию». – М.: Просвещение, 1991.
Кон И.С. «Психология ранней юности». – М.: - Просвещение, 1989.
Поляков В.А., Чистяков С.Н. «Профессиональное самоопределение молодежи» - М: - Педагогика, 1993, № 5.
Пряжников Н.С. «Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении». – Вопросы психологии, 1987, № 4.
Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
Розин В.М. «Психология судьбы: программирование или творчество» - Вопросы психологии, 1992, № 1.
Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2005.
Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения». – М.: - Просвещение, 1990.
Фромм А.А. «Азбука для родителей». – С.-П.: Лениздат, 2003.
Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2004.
Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: организация и управление». – М., 1987.
«Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Дополнительный том. – М.: Аванта, 2003.