СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форма 6. Рабочая программа по предпрофильному обучению «Мой выбор»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая прграмма  разработана на основе авторской программы курса «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» В.П. Бондарева, М.С. Гуткина/ сборник Программы общеобразовательных учреждений. Технология, Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» сост.: С.Н. Чистякова – М.: Просвещение. 2009/ в соответствии с ФК ГОС  в соответствии с учебным планом и календарным графиком на 2016-2017 уч.год

Количество часов:16 

Практические работы: 3,5

Просмотр содержимого документа
«Форма 6. Рабочая программа по предпрофильному обучению «Мой выбор»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы состоит в формировании у школьников готовности к выбору профессии, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей, анализу профессий и принятию решения на основе сопоставления этих двух типов знаний и сознательного выбора профиля обучения в старшей школе.

Основные задачи:

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;

  2. Обеспечить системой сведений о мире современных профессий;

  3. Развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Период обучения в 9 классе – это основной этап подготовки учащихся при переходе в 10-11 классы, где будет проходить сетевое обучение, занимаясь по этой программе учащиеся должны уметь принимать решения при выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; пройти процедуры психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, которые позволят им строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; уметь анализировать образовательные ситуации, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения.

Примерные критерии готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старших классах:

- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

- наличие опыта приложений усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

Психологическое сопровождение учебного курса:

Программа данного курса соответствует современным требованиям жизни общества, т.е. способствует реализации стратегии профессионального развития человека. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать.

Чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение.

Психологическая работа с учащимися, выбирающими профессиональный путь, призвана создать им возможность решить главные задачи возраста: выработать собственное мировоззрение, определить позиции и ценности жизни, активизировать процесс самопознания, самоопределения в профессиональной деятельности.

Учебный курс дает возможность решить следующие задачи психодиагностики:

- определить актуальное состояние развития индивидуальности учащегося;

- диагностические результаты использовать для стимулирования потребностей учащихся к самопознанию;

- выявить недостатки, пробелы в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

- определить ограничения в выборе такой профессиональной деятельности, которая предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям школьника;

Программа предусматривает отказ от давления, навязывания стереотипов и мнений, делает акцент на объяснении того, что выбор профессии будет тогда верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.Курс включает в себя теоретическую и практическую части, (групповые и индивидуальные консультации, методы групповой и индивидуальной диагностики), рассчитан на 16 часов. Рекомендовано проводить занятия по одному академическому часу в неделю. Результат занятий - презентация Профессионального плана. Программа ориентирована на широкое применение активных форм проведения занятий. Опыт показывает, что их использование помогает школьникам боле глубоко усвоить теоретические знания, получить первый опыт применения своих знаний при проведении практических работ и тренингов, облегчает и ускоряет освоение данного предмета.

Содержание программы

Темы профконсультационной работы

  1. «Что изучает профориентация»

  2. «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Смоленской области»

  3. «Кто Я или что Я думаю о себе»

  4. «Классификация профессий»

  5. «Формула профессии. Анализ профессии»

  6. «Здоровье и выбор профессии»

  7. «Роль темперамента в выборе профессии»

  8. «Характер и моя будущая карьера» «Интересы и выбор профессии»

  9. «Я – концепция или «теория самого себя»

  10. «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию» Способность оперировать пространственными представлениями»

  11. Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности»

  12. «Человек среди людей. Способность к коммуникации»

  13. «Стратегия выбора профессии»

  14. «Твой профильный класс»

  15. «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

  16. «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

«Лестница карьеры» «Резюме»

Профориентационная работа

Практические занятия (тренинги):

  1. Практическая работа по анализу профессии

  2. Практическая работа по самоанализу своих способностей

  3. Деловая игра «Кадровый вопрос»

  4. Тренинг «Перекресток»

Диагностика учащихся:

  1. Практическая диагностика. «Ошибки в выборе профессии»

  2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.

  3. Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация»

  4. Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов»

  5. Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест «структуры интеллекта» Р.Амтхауэра

Учебно-тематический план

п\п

Темы курса

Всего часов

В том числе

Практических

Лекционных

Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.4 часа

1

«Что изучает профориентация»

1


1

2

«Рынок образовательных услуг и рынок труда в Смоленской области

1

1

3

«Кто Я или что Я думаю о себе»

1

1

4

«Классификация профессий»

1


1

Человеческие возможности при выборе профессии 9 часов

5

«Формула профессии. Анализ профессии» «Практическая работа по анализу профессии»

1

0,5

0,5

6

«Здоровье и выбор профессии»

1

1

7

«Роль темперамента в выборе профессии» «Практическая работа по самоанализу своих способностей»

1

0,5

0,5

8

«Характер и моя будущая карьера» «Интересы и выбор профессии»

1

1

9

«Я – концепция или «теория самого себя» Практическая диагностика. «Ошибки в выборе профессии»

1

0,5

0,5

10

«Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию». Способность оперировать пространственными представлениями»

1

1

11

Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.

1

1

12

«Человек среди людей. Способность к коммуникации». Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

0,5

0,5

13

«Стратегия выбора профессии»

1


1

Профессиональные маршруты 4 часа

14

«Твой профильный класс».

1


1

15

«О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов» Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности

1

1

16

«Лестница карьеры» Тренинг «Перекресток»

«Резюме» Практическая работа по написанию резюме.

1

0,5

0,5

16

Всего

17

3,5

12,5

Календарно-тематическое планирование

профконсультационной и профориентационной работы


п/п

Дата проведе

ния

Тема

Задачи

Ресурсы

Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.4 часа

1


«Что изучает профориентация»


  • Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация».

  • Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни.

  • Воспитывать интерес к теме выбора профессии.

  • Понятийный аппарат.


  • Беседа о Программе спецкурса его целесообразности.


2


«Рынок образовательных услуг и рынок труда в Смоленской области»


  • Познакомить учащихся с понятием «образовательная карта».

  • Представить высшие учебные заведения на территории г.Омска.

  • Представить среднетехнические факультеты и профессиональные училища.

  • Дать основные понятия о рынке труда и учебных мест.

Рассказать об основных работодателях на территории НПР.

  • «Образовательная карта»

  • Перечень основных понятий о рынке труда и учебных мест.

  • Перечень основных работодателей на территории Смоленской области.

3


«Кто Я или что Я думаю о себе»

  • Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?).

  • Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.

  • Способствовать развитию рефлексии.


  • Методика «Кто Я?» Куна и Мак-Портленда (A.M. Прихожан,. Психология неудачника, М., 1997).

  • Упражнение-рисунок «Я в лучах солнца».

  • Упражнение «Мои сильные и слабые стороны» (Н.И.Козлов, Творческая педагогика, М. 1992).

  • Упражнение «Рефлексия»

4


«Классификация профессий»


  • Представить вниманию учащихся классификацию профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда.

  • Познакомить учащихся с профессиограммами.

  • Представить зарубежную классификацию профессий по Дж.Холланду.

  • Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда.

  • Профессиограммы.

  • Методика Дж. Холланда.

5


«Формула профессии. Анализ профессии»

«Практическая работа по анализу профессии»

  • Дать представление о понятии «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация».

  • Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни.

  • Воспитывать интерес к теме выбора профессии.

  • Развивать способность анализировать профессию: условия труда, требования к работнику и др.

  • Понятийный аппарат.


  • Профессиограммы.

6


«Здоровье и выбор профессии»

  • Учить анализировать особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией.

  • Профессиограммы.


  • Данные о здоровье учащихся.

7


«Роль темперамента в выборе профессии». «Практическая работа по самоанализу своих способностей»

  • Дать представление о типах темперамента.

  • Научить определять свой тип темперамента, ориентироваться в соответствии типа ВНД и требований, предъявляемых профессией.

  • Развивать способность демонстрировать признаки той или иной профессии с использованием знаний об особенностях темперамента.

  • Способствовать погружению учащихся в тему выбора профессии.

Учить анализировать свои способности и профессии, востребованные на рынке труда.

  • Беседа о типах темперамента.

  • Карточки с описанием типов ВНД по Кречмеру

  • Карточки с описанием типов по И.П.Павлову

  • Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолют­ной или относительной профпри-годности

  • Упражнение «Темперамент»

  • Игра «Угадай профессию».

  • Лист рефлексии.

  • Структура выбора профессии.

  • Результаты исследований учащегося.

8


«Характер и моя будущая карьера»

  • Создать благоприятный настрой, снять психологическое напряжение.

  • Дать представление о понятии «характер» и о его составляющих – «поступок», «привычки».

  • Раскрыть определяющую роль способностей (как общих, так и специальных) в выборе профессии.

  • Способствовать активному самопознанию через использование методов самодиагностики.

  • Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?»

  • Упражнение «Знакомьтесь, Профессия…»

  • Беседа о формировании характера и его влиянии на выбор профессии.

  • Модель способностей человека

  • Лист рефлексии.

9



«Я – концепция или «теория самого себя»

Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии»

  • Повышать самооценку учащихся, создание психологического комфорта, раскрепощенности.

  • Научить учащихся определять свое реальное и идеальное Я.

  • Проследить, как меняется система установок относительно своей личности в течение жизни.

  • Познакомить с понятием «самооценка», ее влиянием на поведение и профессиональный выбор.

  • Упражнять рефлексивные навыки.

  • Познакомить учащихся с типичными ошибками в выборе профессии

  • Способствовать осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии.

  • Учить избегать ошибки в выборе профессию


  • Упражнение «Комплимент»

  • Беседа о Я – концепции человека. О том как формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии.

  • Модель самооценки человека

  • Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой (Человековедение, М. ТОО «Интел Тех», 1993),

  • Методика исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана

  • Упражнение «Ты лучший!»

  • Лист рефлексии.

    • Анкета.

  • Перечень типичных ошибок.

  • Карточки с примерами ошибок в выборе профессии.

10


«Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию»

Способность оперировать пространственными представлениями»


  • Дать представление о памяти, ее видах, процессах.

  • Рассказать о роли памяти в различных видах профессиональной деятельности.

  • Познакомить учащихся с приемами запоминания, возможностями развития памяти.

  • Дать представление о психическом процессе – внимании, его видах и свойствах.

  • Представить наблюдательность как профессионально важное качество.

  • Рассказать о роли образа в интеллектуальной деятельности.

  • Рассмотреть индивидуальные особенности в оперировании пространственными представлениями.

  • Познакомить с возможностями их развития

  • Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах.

  • Профессиограммы с указанием требований к памяти.

  • Сообщение о психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах.

  • Профессиограммы с указанием требований к вниманию.

  • Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие памяти.

  • Схема видов мышления человека.

  • Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека.

  • Упражнения на развитие образного мышления.

11


Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС



  • Дать представления о способностях человека устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности.

  • Представить значение гибкости мышления для профессиональной деятельности.

  • Развивать умения преодолевать барьеры в познавательной деятельности.

  • Выявить коммуникативные и организаторские особенности учащихся, склонности к профессиональной сфере «Человек-человек»

  • Понятие «барьеры», «гибкость мышления»

  • Упражнения на преодоление барьеров в познавательной деятельности.

  • Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)»

  • Бланки к методике.

12


«Человек среди людей. Способность к коммуникации»

Деловая игра «Кадровый вопрос»

  • Дать представления о коммуникативной стороне взаимоотношений людей, профессионально важных навыках, коммуникабельности.

  • Повышение у участников игры уровня осознания особенностей трудовой деятельности.

  • Материалы книги А.Пиза «Язык телодвижений».

  • Сценарий игры «Кадровый вопрос».

13


«Стратегия выбора профессии»

  • Научить подростков учитывать факторы правильного выбора про­фессии.

  • Познакомить с техникой самос-тоятельного психологического анализа проблем (стратегический, оперативный, тактический жизненный анализ).

    • Научить сопоставлять указанные факторы с той картиной, которая существует у них на сегодняшний день.

    • Совершенствовать способность к рефлексии.

  • Упражнение «Стратегический жизненный анализ» М.В.Зюзько, «Пять шагов к себе», М.,1992.

  • Упражнение «Оперативный жизненный анализ»

  • Упражнение «Тактический жизненный анализ»

  • Упражнение «Письмо самому себе» .

  • Коробка счастья.


Человеческие возможности при выборе профессии 9 часов

14


«Твой профильный класс».

  • Рассказать об особенностях профильного обучения, возможностях и личных образовательных перспективах учащихся.

  • Документы, регламентирующие профильное обучение в школе.

15


«О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения»

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация».

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности.

Методика «Карта интересов»

Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности.

Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности.

Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

  • Выявить наиболее привлекательные сферы деятельности учащегося.

  • Дать рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению.

  • Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности.

  • Определить характер предпочитаемой деятельности.

  • Выявить предпочтения и склонности учащихся к определенной сфере профессиональной деятельности.

  • Определить характер предпочитаемой деятельности.

  • Выявить общий уровень интеллекта учащегося.

  • Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося.

  • Определить профессиональный профиль учащегося.

  • Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности.

  • Выявить общий уровень интеллекта учащегося.

  • Выявить рекомендованную специализацию образования учащегося.

  • Определить профессиональный профиль учащегося.

  • Дать рекомендации по выбору профессионального профиля, специальности.

  • Анкета на выявление предпочтений учащихся в выборе профиля обучения.

  • Анкета «Ориентация».

  • Тест «Карта интересов»

  • Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

  • Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

16



«Лестница карьеры»

Тренинг «Перекресток»

«Резюме»

Практическая работа по написанию резюме.

  • Дать представления об основных подходах в планировании карьеры, его формах и этапах.

  • Составить план планирования карьеры в совместной работе с учащимися.

  • Формировать готовность у участников тренинга готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы.

Воспитывать активность учащихся.

  • Познакомить учащихся с типичными ошибками людей на собеседовании при устройстве на работу.

  • Изучить основные условия успешного прохождения собеседования.

  • Развивать навыки самостоятельного написания резюме.

  • Беседа о понятии «карьера».

  • Схема видов карьерного роста.

  • Варианты плана карьеры.

  • Сценарий тренинга

  • Схема написания резюме.

  • Варианты резюме

  • Схема написания резюме.

  • Варианты резюме







Список дополнительной литературы:


  1. Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. «Мой выбор – жизненный успех». Учебное пособие. – М. КаллиГраф, 2005.

  2. Бендюков М.А. «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». Методические материалы. - С.-П., Издательский дом «РОСТ», 1999.

  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Чернейко Д.С. «Ты и твоя профессия». – С.-П., 2001.

  4. Васильева Т.В. «Мои жизненные и профессиональные планы». – М.: - Русская академия образования, 1994.

  5. Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора». - Петрозаводск: Петроком, 1992.

  6. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте». – М.: - Академия, 1995.

  7. Климов Е.А. «Как выбирать профессию». – М.: Просвещение, 1991.

  8. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М.: - Просвещение, 1989.

  9. Поляков В.А., Чистяков С.Н. «Профессиональное самоопределение молодежи» - М: - Педагогика, 1993, № 5.

  10. Пряжников Н.С. «Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении». – Вопросы психологии, 1987, № 4.

  11. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.

  12. Розин В.М. «Психология судьбы: программирование или творчество» - Вопросы психологии, 1992, № 1.

  13. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2005.

  14. Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения». – М.: - Просвещение, 1990.

  15. Фромм А.А. «Азбука для родителей». – С.-П.: Лениздат, 2003.

  16. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2004.

  17. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: организация и управление». – М., 1987.

  18. «Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Дополнительный том. – М.: Аванта, 2003.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!