СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа построена в соответствии  с требованиями Государственного образовательного стандарта для 9-х классов по обществознанию основного общего образования (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.). Данная программа используется для учебников по обществознанию образовательных учреждений, рекомендованных Министерством образования РФ, Кравченко А.И, Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»», 2011. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что содержание основного общего обществоведческого об­разования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изуче­ния: общество и человек, экономическая и социальная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо­связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. При изучении данной дисциплины представлены осно­вы важнейших социальных наук: экономика, философия, экология, социальная психология, социология. Особенность изучаемого курса состоит в том, что позволяет изучить человеческое общество с экономических и социологических позиций. Программа по обществознанию в  ориентирована на применение широко комплекса различных технологий: модульно-блочные, цельно-блочные, интегральные; формы обучения: проектное обучение, консультации, лекции, практикум, беседа, рассказ, семинар, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа. Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный. Особый акцент в программе сделан на использование самостоятельной и проектной формы обучения,  что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Основная функция курса – помочь учащимся определиться с выбором будущего профиля (предпрофильная подготовка). Изучение данного курса имеет огромное значение для социализации подростка в обществе, для более глубокого понятия законов существования и развития общества, формирования бережного отношения к природе, для ориентации подростка в современной экономической и социальной сфере, законов развития экономики и общества.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко»

5


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/Панкратова Ж. А.

Протокол №_______ от

«_____»_________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по ИР МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области»

___________/Бубенцова Т.Е. «_____»____________2015 г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области»

____________/Авдеева О. Н.

Приказ № _______ от

«_____»___________2015 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Панкратовой Ж.А.


(высшая категория)


Обществознание (9 класс)










Принято на заседании

педагогического совета

протокол №__________

от «________» 2015 г.














2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для 9-х классов по обществознанию основного общего образования (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.). Данная программа используется для учебников по обществознанию образовательных учреждений, рекомендованных Министерством образования РФ, Кравченко А.И, Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»», 2011.

Программа адресована учащимся 9-х классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что содержание основного общего обществоведческого об­разования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изуче­ния: общество и человек, экономическая и социальная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо­связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. При изучении данной дисциплины представлены осно­вы важнейших социальных наук: экономика, философия, экология, социальная психология, социология.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что позволяет изучить человеческое общество с экономических и социологических позиций.

Программа по обществознанию в ориентирована на применение широко комплекса различных технологий: модульно-блочные, цельно-блочные, интегральные; формы обучения: проектное обучение, консультации, лекции, практикум, беседа, рассказ, семинар, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа.

Методов: объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный, модельный

Отличительными чертами данной программы является:

  • личностно-ориентированный подход

  • 30% учебного времени в каждой теме отводится на самосто­ятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности

Особый акцент в программе сделан на использование самостоятельной и проектной формы обучения, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».

Цели и задачи курса:

  • Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • Формирования опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Программа объемом 35 часов изучается в течение 2015 – 2016 учебного года (1 час в неделю).

Основная функция курса – помочь учащимся определиться с выбором будущего профиля (предпрофильная подготовка). Изучение данного курса имеет огромное значение для социализации подростка в обществе, для более глубокого понятия законов существования и развития общества, формирования бережного отношения к природе, для ориентации подростка в современной экономической и социальной сфере, законов развития экономики и общества.

При отборе содержания образования курса обществознание использовались следующие принципы:

принцип доступности

принцип последовательности

принцип наглядности

принцип культуросообразности

принцип системно-описательный

принцип сознательности и активности

принцип связи теории с практикой

принцип научности

принцип систематичности и последовательности

принцип прочности и др.

Данный учебный предмет входит в образовательную область обществознание. Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как история, культурология, экономика, экология, социология, политология, литература, география и т.д.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны овладеть умениями:

  • Определять и объяснять понятия

  • Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе

  • Анализировать исторические явления, процессы, факты

  • Обобщать и систематизировать полученную информацию

  • Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения

  • Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх

  • Определять цели своей деятельности и представлять её результаты

  • Выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности

  • Осуществлять самоконтроль и самооценку

  • Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма

  • Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства

  • Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними

  • Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта

  • Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии

Формы контроля знаний и виды самостоятельной работы учащихся:

  • Зачёт

  • Семинар

  • Подготовка проектов

  • Тестирование

  • Устный ответ

  • Выполнение заданий после параграфа

  • Выполнение заданий в тетради на печатной основе

  • Подготовка докладов и сообщений

  • Контрольные работы

  • Работа с текстом учебника

  • Работа со схемами и таблицами

  • Социологический опрос


Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 25 заданий по основным проблема курса. Курс завершается зачётом в 1 и 2 полугодии. К зачёту обучающиеся должны продемонстрировать групповые проекты.

Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»), «зачёт», «незачёт».

Система оценивания результатов учащихся:

Оценка «5» («отлично») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают, могут объяснить необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно задания и проблемные задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; отвечают на дополнительные вопросы учителя; высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.

Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно часть заданий к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа.

Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащиеся ориентируются в тексте параграфа, могут частично или при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; знают необходимые термины и понятия; выполняют верно некоторые задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа.

Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится, если учащиеся не ориентируются в тексте параграфа, не могут при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; не знают необходимые термины и понятия; не выполняют задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; не могут ответить на вопросы в учебнике к тексту параграфа.





Учебно-тематический план по обществознанию в 9 классе (35 ч.)

№ п/п

Всего часов

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Вид контроля


14


Раздел 1. Политическая власть.



1-2

2


Введение. Власть.

Типы власти.

Повторение «Власть»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить схему «Ветви власти»

3-4

2


Государство.

Типы государств.

Повторение «Власть. Типы власти.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить схему «Признаки государства», «Функции государства»

5

1


Национально-государственное устройство. Повторение «Государство.»

Комбинированный

Составить синквейн «сепаратизм», таблицу «Этапы формирования единой Европы»

6

1


Формы правления.

Повторение «Национально-государственное устройство.»

Комбинированный

Составить словарик темы, схему «Формы правления»

7

1


Политические режимы.

Повторение «Формы правления.»

Комбинированный

Составить схемы «Политические режимы», «Структура парламента»

8-9

2


Гражданское общество.

Гражданское общество и правовое государство.

Повторение «Политические режимы.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить схемы «Признаки гражданского общества», «Признаки правового государства», таблицу «Этапы развития избирательного права»

10-11

2


Голосование и выборы.

Голосование, выборы, референдум. Повторение «Гражданское общество и правовое государство.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить синквейн «Референдум», схему «Формы участия граждан в политической жизни страны»

12-13

2


Политические партии.

Типология политических партий.

Повторение «Голосование, выборы, референдум.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Групповые письменные задания по карточкам «Программа партии»

14

1


Повторение раздела «Политическая власть»

Контрольный

Тест, понятийный диктант


14


Раздел 2. Человек и его права.



15-16

2


Право.

Право в нашей жизни.

Повторение «Политические партии.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить схему «Функции права», таблицу «Права и обязанности», кластер «Правовая культура»

17-18

2


Закон и власть.

Закон и власть в РФ.

Повторение «Право.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить схему «Структура Федерального Собрания», таблицы «Состав и функции правительства», «Структура и функции судебной власти»

19

1


Конституция.

Повторение «Закон и власть.»

Комбинированный

Составить схему «Структура Конституции РФ», таблицу «Классификация конституционных прав»

20-21

2


Право и имущественные отношения.

Право и имущественные отношения в РФ.

Повторение «Конституция.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составление трудового договора, работа с Кодексом законов о труде РФ

22-23

2


Потребитель и его права.

Потребительское право.

Повторение «Право и имущественные отношения.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить словарик темы, работа с законом «О защите прав потребителя»

24

1


Труд и право.

Повторение «Потребитель и его права.»

Комбинированный

Тест «Трудовой договор»

25

1


Правовые основы брака и семьи. Повторение «Труд и право.»

Комбинированный

Работа с Семейным кодексом РФ (по предложенным заданиям)

26-27

2


Правонарушения и виды юридической ответственности.

Правонарушения и виды юридической ответственности в РФ.

Повторение «Правовые основы брака и семьи.»

Урок изучения нов. мат-ла

Урок обобщения и закрепления

Составить схему «Признаки преступления», сравнительную таблицу «Уголовное и гражданское преступление»

28

1


Повторение раздела «Человек и его права.»

Контрольный

Тест, понятийный диктант


7


Раздел 3. Духовная сфера общества.



29

1


Сущность и строение человеческих отношений.

Повторение «Правонарушения и виды юридической ответственности.»

Урок изучения нов. мат-ла


Составить синквейн «Культура», схему «Элементы культуры»

30

1


Культурные нормы.

Повторение «Сущность и строение человеческих отношений.»

Комбинированный

Составить словарик темы

31

1


Формы культуры.

Повторение «Культурные нормы.»

Комбинированный

Составить схемы «Формы культуры», «Виды групп»

32

1


Религия.

Повторение «Формы культуры.»

Комбинированный

Составить таблицу «Виды религий»

33

1


Искусство.

Повторение «Религия.»

Комбинированный

Составить схему «Структура изобразительного искусства», таблицу «Критерии произведений искусства»

34

1


Образование и наука.

Повторение «Искусство.»

Комбинированный

Составить таблицу «Формы образования»

35

1


Повторение раздела «Духовная сфера общества.» Итоговое повторение.

Контрольный

Тест, понятийный диктант, защита проектов

Содержание тем учебного курса (35 ч.)


В ходе изучения курса обществознания в 9 классе изучаются следующие разделы и темы:


Раздел 1. Политическая власть. (14 ч.)


Власть. (2 ч.) Форма проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Учащиеся должны знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе.

Учащиеся должны уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; пояснять, что представляет собой власть, её виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть


Государство. (2 ч.) Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Учащиеся должны знать, что такое политическая система общества, какова роль государства в ней, основные функции государства, какие причины могут лежать в основе зарождения государства

Учащиеся должны уметь анализировать виды монополии государства; давать разъяснение слову государство, употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства


Национально-государственное устройство. (1 ч.) Объединение и отделение наций. Формирование еди­ной Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. На­ционально-освободитель­ные войны и межнациональ­ные конфликты. Центра­лизованное и национальное государство: сходство и раз­личие. Одно- и многонацио­нальное государство

Учащиеся должны знать конкретные факты, под­тверждающие процессы объе­динения наций и их отделения; объяснять процесс создания централизованных государств.

Учащиеся должны уметь объяснять причины и особенности разлада нацио­нальных государств


Формы правления. (1 ч.) Понятие об источнике вла­сти. Классификация форм правления. Сущность и по­литическое устройство де­мократии. Особенности де­мократии в нашей стране. Природа и сущность респуб­лики. Сочетание законода­тельной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президент­ская и смешанная (полупрезидентская)

Учащиеся должны знать, что такое форма прав­ления и как государства разли­чаются между собой по форме правления. Разъяснять сущ­ность демократической формы правления. Давать определе­ние понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют в со­временном мире

Учащиеся должны уметь анали­зировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импич­мента на основе анализа кон­кретных фактов


Политические режимы. (1 ч.) Сущность и классифика­ция политических режи­мов. Характеристика и ис­торические формы автори­таризма. Природа и сущ­ность диктатуры. Проис­хождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Учащиеся должны знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.

Учащиеся должны уметь анализировать разно­видности политических режи­мов, подтверждая ответ кон­кретными примерами из исто­рии и современности


Гражданское общество и правовое государство. (2 ч.) Два значения гражданского общества. Признаки граж­данского общества. История развития 'и сущность граж­данства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские пра­ва. Понятие о правовом го­сударстве и история его ста­новления. Признаки право­вого государства. Черты то­талитарного государства

Учащиеся должны знать, что такое гражданское об­щество; что представляет собой ин­ститут гражданства, а также кто такие граждане и каков их пра­вовой статус;


что такое правовое государст­во, каковы его основные при­знаки

Учащиеся должны уметь анализировать взаимо­отношения государства и об­щества


Голосование, выборы, референдум. (2 ч.) Голосование как форма уча­стия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосова­ния. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политиче­ских партий России. Конку­ренция политических партий за электорат. Роль рефе­рендума в политической жизни

Учащиеся должны знать, что представляет собой голо­сование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать ре­альное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права.

Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы, способст­вующие политической активно­сти населения.

Учащиеся должны уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить воз­можный вариант их разрешения


основные подходы к классифи­кации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу);


Политические партии. (2 ч.) Определение и признаки политической партии. По­нятие о политической про­грамме партии. Однопар­тийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостат­ки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе

Учащиеся должны знать, что такое политическая пар­тия, какие функции она вы­полняет;


какими признаками наделена политическая партия

Учащиеся должны уметь анализировать любые по­литические партии и определять, к какому типу они относятся


Политическая сфера общества. (1 ч.) итоговое повторение, закрепление пройденного материала. Знать основные положения раз­дела.


Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Раздел 2. Человек и его права. (14 ч.)


Право, его сущность и особенности. (2 ч.) Социальные нормы. Функ­ции и сущность права. Представление о юридиче­ской ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержа­ние правосознания. Право­вая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Учащиеся должны знать, что представляют собой соци­альные нормы и каково их ви­довое разнообразие; сущность понятий: правосоз­нание и правовая культура лич­ности.


Учащиеся должны уметь разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять поня­тие «право» в вариативных кон­текстах; пояснить систему права, рас­крывая сущность основных от­раслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная си­туация и куда следует обра­титься, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений



Закон и власть. (2 ч.) Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функ­ции Госдумы и Совета Фе­дерации. ‘Институт прези­дентства в России. Права и полномочия Президента. Состав и функции прави­тельства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции су­дебной власти. Структура и функции правоохрани­тельных органов России

Учащиеся должны знать, что представляет собой исполнительная власть; что представляет собой су­дебная система РФ, уметь объ­яснить, в какой суд и как следу­ет обратиться, если нарушено конкретное право человека; что представляют собой пра­воохранительные органы РФ, каково их функциональное на­значение.


Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества; объяснять особенности законо­дательной власти в современ­ной России

Учащиеся должны уметь грамотно объяснить ор­ганизацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет.


Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, про­куроры, юрисконсульты и в ка­ких случаях к ним нужно обра­щаться


Конституция. (1 ч.) Конституция как основной закон государства, ее структура. Правовой ста­тус человека. Классифика­ция конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание полити­ческих и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита

Учащиеся должны знать особенности и структуру Кон­ституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанно­стей в конкретных жизненных ситуациях.

Учащиеся должны уметь разъяснять сущность правово­го статуса личности


Право и имущественные отношения. (2 ч.) Имущественные отноше­ния. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физиче­ское и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор. Потребитель и его права. Правовое регулиро­вание трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его ре­гулирование. Заключение трудового договора между работником и работодате­лем. Расторжение трудово­го контракта с администра­цией и увольнение. Защита детского труда

Учащиеся должны знать, что представляют собой иму­щественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников; основные виды договоров, сущность института права соб­ственности

Учащиеся должны уметь разъяснять правила поведе­ния участников договорных от­ношений;


защищать свои имуществен­ные права и знать, в каких слу­чаях это можно сделать в су­дебном порядке.


Потребитель и его права. (2 ч.) Потребитель, изготовитель, услуги.


Закон «О защите прав по­требителя»

Учащиеся должны знать кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;


каким образом можно защи­тить свои права в случае их нарушения

Учащиеся должны уметь составлять претензию, защитить свои потребительские права


Труд и право. (1 ч.) Трудовое право, трудовой договор (контракт), рас­торжение трудового дого­вора, сверхурочная работа

Учащиеся должны знать, чем отличаются трудовые правоотношения от других ви­дов общественных отношений, предполагающих трудовую дея­тельность людей; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового кон­тракта; как регулируется законом про­должительность рабочего времени и времени отдыха, какие) льготы существуют у работающей молодежи.

Учащиеся должны уметь подсказать человеку потерявшему работу, дальней­шие действия


Правовые основы брака и семьи. (1 ч.) Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические доку­менты, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторже­ния брака. Взаимные обя­занности родителей и де­тей. Понятие о правоспо­собности. Органы опеки и попечительства. Класси­фикация прав и свобод ребенка

Учащиеся должны знать что регулирует семейное право; правовые аспекты взаимоот­ношений родителей и детей; основные права детей.

Учащиеся должны уметь реализовывать и защищать права детей; разъяснять сущность право­вых взаимоотношений су­пругов, их права и обязанности; составлять брачный контракт



Правонарушения и виды юридической ответственности. (2 ч.) Формы совершения престу­пления: действие и бездей­ствие. Три признака престу­пления. Умысел или неосто­рожность как формы выра­жения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины со­вершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступ­ка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представ­ление о гражданском право­нарушении. Нарушения тру­довой дисциплины. Матери­альная ответственность. Принцип презумпции неви­новности. Дознание и след­ствие. Основные виды нака­зания. Лишение свободы и меры воспитательного воз­действия

Учащиеся должны знать, что представляют собой про­ступки и преступления, со­вершаемые людьми; что такое юридическая ответ­ственность, какие виды ответ­ственности существуют; что представляет собой прин­цип презумпции невиновности;


наказания, которым могут под­вергаться лица, совершившие преступления

Учащиеся должны уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное престу­плением


Человек и его права. (1 ч.) основные положения урока

Уметь анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы;


работать с текстом учебника, выделять главное, использо­вать ранее изученный матери­ал для решения познаватель­ных задач


Раздел 3. Духовная сфера общества. (7 ч.)


Сущность и строение человеческих отношений. (1 ч.) Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и немате­риальная культура, ее со­став и структура. Элемен­ты культуры и культурный комплекс. Этикет, его про­исхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного насле­дия в сохранении и разви­тии культуры. Культурное наследие в России, про­блемы его сохранения

Учащиеся должны знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.


Разъяснять сущность понима­ния культуры у различных на­родов

Учащиеся должны уметь анализировать особен­ности некоторых культурных ценностей и объяснять сущ­ность культурного наследия


Культурные нормы. (1 ч.) Понятие о культурных нормах, их разновидно­стях. Образ жизни. При­вычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обы­чай и традиции. Молодеж­ная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нра­вы и мораль. Обычное право и юридические зако­ны. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относитель­ность норм

Учащиеся должны знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов



Учащиеся должны уметь анализировать привычки, ма­неры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; понимание морали обществом; объяснять назначение тех или иных санкций в обществе



Формы культуры. (1 ч.) Основные формы культу­ры. Характерные особен­ности элитарной культу­ры. Отличительные черты народной культуры. Мас­совая культура, ее появ­ление и средства распро­странения. Понятие о до­минирующей культуре, субкультуре и контркуль­туре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлеж­ность

Учащиеся должны знать сущность основных форм культуры и ее разновидности;

особенности молодежной суб­культуры.

Учащиеся должны уметь анализировать контр­культуру


Религия. (1 ч.) Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тоте­мизм, фетишизм и ани­мизм. Мировые религии: христианство, ислам, буд­дизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные эле­менты религии. Религиоз­ные обряды и типы жерт­воприношений. Культ предков и традиция ува­жения родителей. Веро­учение в мировых религи­ях. Теология и Божествен­ное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне

Учащиеся должны знать, что такое религия; некоторые особенности миро­вых религий.


Иметь представление о фети­шизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории че­ловечества


Искусство. (1 ч.) Различные трактовки ис­кусства. Структура и со­став изобразительного искусства. Субъекты художе­ственной культуры и дея­тели искусства. Инфра­структура художественной культуры. Критерии произ­ведений искусства. Изящ­ные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Учащиеся должны знать, что такое искусство и как оно соотносится с художест­венной культурой

Учащиеся должны уметь пояснять, кто является субъек­том художественной культуры. Уметь анализировать произведе­ние искусства, определяя ценно­сти, которыми оно обладает


Образование и наука. (1 ч.) Основная задача и исто­рические формы образо­вания. Приемы обучения, предметы и формы усвое­ния знаний школьниками. Государственное и част­ное образование, школь­ное и домашнее. Общее образование и специаль­ное образование. Школа как особый тип учебно- воспитательного учрежде­ния. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание на­учной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институ­ты. Классификация наук. Школа как способ приоб­щения к основам науки. Структура, функции, исто­рия и формы высшего об­разования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий

Учащиеся должны знать, что представляет собой обра­зование как институт общества; что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие су­ществуют учреждения науки; что представляет собой выс­шая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ

Учащиеся должны уметь разъяснять эволюцию систе­мы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности пра­вового статуса ученика совре­менной школы; осознанно выбирать высшую школу для продолжения обу­чения


Духовная сфера общества. (1 ч.)

Учащиеся должны знать основные положения урока

Учащиеся должны уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач














































Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

  • Приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • Первичного анализа и использования социальной информации;

  • Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия:

Абсолютная бедность, абстрактный, авторитарный, авторитет, агенты социализации, адаптация, акцепт, альтруизм, андеркласс, анимизм, аномия, антропогенные воздействия, аграрный, акциз, аморальное, андеграунд, артефакт, аскетизм, ассимиляция, атеизм, атрибуты, бедность, безлюдное производство, безработица, безработный, «белые воротнички», бизнес, благо, богатство, богослужение, брак, брачный контракт, бюджет, бюджет времени, величина предложения, вестернизация, виза, витальные, владение, вкус, власть, вознаграждение, вынужденная безработица, генотип, главный статус, глобализация, государственная символика, государственный бюджет, государственный долг, государство, гражданское неповиновение, гражданское общество, гражданство, двухкарьерная семья, девиация, дееспособность, делинквентность, деньги, депривация, депрофессионализация, дефицит, диада, диаспора, добровольная безработица, договор, доминирующая культура, досуг, дотация, доход, жизненный план, жизненный цикл семьи, закрытое общество, занятие, заработная плата, заработок, идентификация, идол, иерархия, избирательное право, изобразительное искусство, имидж, импичмент, имущественные отношения, индивидуальность, индивидуализм, индивидуум. Индустриализация, индустрия, инвестиции, инновация (инноватика), инноватор, институт, Интернет, информационное общество, инфраструктура, иск, искусство, исповедь, исполнитель, казнокрадство, канон, капитал, капитализм, каста, клан, класс, конкуренция, конституция, контркультура, конфликт, конфронтация, коррупция, косвенный налог, краткосрочный казначейский вексель, крещение, культ, культура, культурные универсалии, культурный ареал, культурный комплекс, культурный плюрализм, легальный, легитимный, лидер, личный статус, льгота, манеры, маргинал, маркетинг, матриархат, менеджер, миграция, мировая экономическая система, миф, мифология, многопартийность, многопоколенная семья, мода, молитва, монополия. Монотонный мораль, мотив, мотивация к достижению, наёмный труд, налоги, народная культура, народность, натурализация, национальное меньшинство, нация, неполная семья, непроизводительный труд, неолитическая революция, неравенство, неравный брак, нищета, нищие, «новые русские», норма, норма права, нравы, нуклеарная семья, образ жизни, обряд, общество, община, обычай, обычное право, обязанность, огородничество, окультуривание, олигополия, ответственность, откровение, открытое общество, относительная бедность, отрасль, оферта, парламент, патриархальная семья, племя, повременная оплата, подоходный налог, политическая партия, политическая философия, политический режим, поляризация общества, поп-культура, порог бедности, потребитель, потребность, постиндустриальное общество, право, правовая культура личности, правовое государство, правовой статус, правоспособность, предложение, предприниматель, предпринимательство, предприятие, престиж, прибыль, привычки, приличествующий уровень жизни, принцип иерархии, принцип презумпции невиновности, причащение (евхаристия), прогресс. Прогрессивный налог, прожиточный минимум, производство, производительный труд, профориентация, процент, прямой налог, работа, рабство, расовая дискриминация, рациональное, регресс, редкость ресурсов, рекрутинг, религия, респондент, республика, ресурсы, референдум, рецидивист, ритуал, ролевой набор, роль, рукоположение, рынок, рэкет, сальдо, самонанятый, санкция, «свободные искусства», сделка, сдельная оплата, семейный бюджет, семья, сепаратизм, сила, символ, сленг, собственность, солидарность, сословие, социализация, социализм, социальная группа, социальное, социальное государство, сциалное расслоение, социальные институты, социальные программы, социальный состав населения, спрос, статус, страна, стратификация, структура, субкультура, суверенность, сырьё, таинства, теология, технология, тинейджер, титулы. Титульный этнос, товар, тоталитаризм, тотемизм, традиция, транснациональные, триада, труд, трудовое право, трудоустройство, увлечение, удовлетворение потребностей, университет, управление, урбанизация, уровень безработицы, услуги, фактор, феральные люди, фетишизм, фирма, формальный, формы правления, функция, фрустрация, художественная культура, цена, церемония, церковь, цивилизация, циклическая безработица, частная собственность, чек, «четвёртая власть», чоппер, Шенгенские соглашения, шоу-бизнес, эгоизм, экономика, элитарная культура, эмиссия, эскапизм, этикет, этническое смешивание, этнос, этноцентризм.















Список литературы:

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия:

Программа: Образовательный стандарт. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. Календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся. / Авт.-сост. Т. А. Корнева. М.: «Глобус», 2008.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание 9 класс.9-е издание. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации (экспертиза РАН и РАО 2006 г.). Москва. «Русское слово» 2008 год.

Поурочные разработки: Поздеев А. В. Поурочные разработки к учебникам Л. Н. Боголюбова и А. И. Кравченко. 9 класс. - Москва.: «ВАКО», 2008.

Дидактический материал:

Рабочая тетрадь на печатной основе: Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Обществознание 9 класс. Москва «Русское слово» 2007 год;

Папка с тестами по обществознанию


Литература, использованная для подготовки программы:

Образовательный стандарт. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. Календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся. / Авт.-сост. Т. А. Корнева. М.:«Глобус», 2008.


Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Авксентьев ВЛ. Этническая конфликтология: В 2-х ч. Ставрополь, 1996.

  2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

  5. Арутюнов СА. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.

  6. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. JL, 1990.

  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг­ры. М., 1988.

  8. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая пер­спектива /Пер. с англ. М., 1996.

  9. Бодалев АА. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М., 1995.

  10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Музру- кова. М., 1997 (электронная версия).

  11. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

  12. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М., 1986.

  13. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие. М., 1991.

  14. Введение в обществознание: Учебн. пособие для 8—9 классов об­щеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. 2-е изд. М., 1997.

  15. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М., 1994

  16. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

  17. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

  18. Империя фарисеев: Социология и психология диктатуры. Саратов, 1994.

  19. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

  20. Клименко А.В., Румьшина В.В. Обществознание в вопросах и отве­тах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. М., 1998.

  21. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

  22. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1995.

  23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

  24. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.,1993.

  25. Лихачев Д.С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. JI., 1985.

  26. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этногра­фических понятий и терминов. Вып. 4. М., 1991.

  27. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. JL, 1979.

  28. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

  29. Прикладная экономика. М., 1993.

  30. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

  31. Радугин АЛ. Введение в религиоведение: Теория, история и совре­менные религии. М., 1997.

  32. Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). М., 1998.

  33. Руднев ВА. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. М. — JL, 1989.

  34. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.

  35. Самуэльсон П. Экономика. М., 1964.

  36. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

  37. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. М., 1994.

  38. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

  39. ' Социальные реформы в России: История, соврем, состояние и пер­спективы. СПб., 1995.

  40. ' Социальные конфликты. Экспертиза, прогнозирование, техноло­гии разрешения. М., 1995.

  41. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  42. Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. М., 1961.

  43. Щепаньски Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. М., 1969.

  44. Энциклопедия «Хроника человечества». М.: GSC, 1997.


Образовательные диски:

  1. Основы правовых знаний 8-9 класс

  2. Обществознание. 8-9 класс. Для учебника Боголюбова

























ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

дата

описание внесенного изменения

Виза зам. по УВР



































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!