5
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/Панкратова Ж. А. Протокол №_______ от «_____»_________2015 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по ИР МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» ___________/Бубенцова Т.Е. «_____»____________2015 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» ____________/Авдеева О. Н. Приказ № _______ от «_____»___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Панкратовой Ж.А.
(высшая категория)
Обществознание (9 класс)
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №__________
от «________» 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для 9-х классов по обществознанию основного общего образования (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.). Данная программа используется для учебников по обществознанию образовательных учреждений, рекомендованных Министерством образования РФ, Кравченко А.И, Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»», 2011.
Программа адресована учащимся 9-х классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что содержание основного общего обществоведческого образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и человек, экономическая и социальная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. При изучении данной дисциплины представлены основы важнейших социальных наук: экономика, философия, экология, социальная психология, социология.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что позволяет изучить человеческое общество с экономических и социологических позиций.
Программа по обществознанию в ориентирована на применение широко комплекса различных технологий: модульно-блочные, цельно-блочные, интегральные; формы обучения: проектное обучение, консультации, лекции, практикум, беседа, рассказ, семинар, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа.
Методов: объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный, модельный
Отличительными чертами данной программы является:
личностно-ориентированный подход
30% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности
Особый акцент в программе сделан на использование самостоятельной и проектной формы обучения, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».
Цели и задачи курса:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
Формирования опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Программа объемом 35 часов изучается в течение 2015 – 2016 учебного года (1 час в неделю).
Основная функция курса – помочь учащимся определиться с выбором будущего профиля (предпрофильная подготовка). Изучение данного курса имеет огромное значение для социализации подростка в обществе, для более глубокого понятия законов существования и развития общества, формирования бережного отношения к природе, для ориентации подростка в современной экономической и социальной сфере, законов развития экономики и общества.
При отборе содержания образования курса обществознание использовались следующие принципы:
принцип доступности
принцип последовательности
принцип наглядности
принцип культуросообразности
принцип системно-описательный
принцип сознательности и активности
принцип связи теории с практикой
принцип научности
принцип систематичности и последовательности
принцип прочности и др.
Данный учебный предмет входит в образовательную область обществознание. Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как история, культурология, экономика, экология, социология, политология, литература, география и т.д.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны овладеть умениями:
Определять и объяснять понятия
Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе
Анализировать исторические явления, процессы, факты
Обобщать и систематизировать полученную информацию
Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения
Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх
Определять цели своей деятельности и представлять её результаты
Выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности
Осуществлять самоконтроль и самооценку
Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма
Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства
Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними
Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта
Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии
Формы контроля знаний и виды самостоятельной работы учащихся:
Зачёт
Семинар
Подготовка проектов
Тестирование
Устный ответ
Выполнение заданий после параграфа
Выполнение заданий в тетради на печатной основе
Подготовка докладов и сообщений
Контрольные работы
Работа с текстом учебника
Работа со схемами и таблицами
Социологический опрос
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 25 заданий по основным проблема курса. Курс завершается зачётом в 1 и 2 полугодии. К зачёту обучающиеся должны продемонстрировать групповые проекты.
Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»), «зачёт», «незачёт».
Система оценивания результатов учащихся:
Оценка «5» («отлично») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают, могут объяснить необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно задания и проблемные задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; отвечают на дополнительные вопросы учителя; высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно часть заданий к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа.
Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащиеся ориентируются в тексте параграфа, могут частично или при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; знают необходимые термины и понятия; выполняют верно некоторые задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа.
Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится, если учащиеся не ориентируются в тексте параграфа, не могут при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; не знают необходимые термины и понятия; не выполняют задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; не могут ответить на вопросы в учебнике к тексту параграфа.
Учебно-тематический план по обществознанию в 9 классе (35 ч.)
№ п/п | Всего часов | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Вид контроля |
| 14 | | Раздел 1. Политическая власть. | | |
1-2 | 2 | | Введение. Власть. Типы власти. Повторение «Власть» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить схему «Ветви власти» |
3-4 | 2 | | Государство. Типы государств. Повторение «Власть. Типы власти.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить схему «Признаки государства», «Функции государства» |
5 | 1 | | Национально-государственное устройство. Повторение «Государство.» | Комбинированный | Составить синквейн «сепаратизм», таблицу «Этапы формирования единой Европы» |
6 | 1 | | Формы правления. Повторение «Национально-государственное устройство.» | Комбинированный | Составить словарик темы, схему «Формы правления» |
7 | 1 | | Политические режимы. Повторение «Формы правления.» | Комбинированный | Составить схемы «Политические режимы», «Структура парламента» |
8-9 | 2 | | Гражданское общество. Гражданское общество и правовое государство. Повторение «Политические режимы.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить схемы «Признаки гражданского общества», «Признаки правового государства», таблицу «Этапы развития избирательного права» |
10-11 | 2 | | Голосование и выборы. Голосование, выборы, референдум. Повторение «Гражданское общество и правовое государство.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить синквейн «Референдум», схему «Формы участия граждан в политической жизни страны» |
12-13 | 2 | | Политические партии. Типология политических партий. Повторение «Голосование, выборы, референдум.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Групповые письменные задания по карточкам «Программа партии» |
14 | 1 | | Повторение раздела «Политическая власть» | Контрольный | Тест, понятийный диктант |
| 14 | | Раздел 2. Человек и его права. | | |
15-16 | 2 | | Право. Право в нашей жизни. Повторение «Политические партии.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить схему «Функции права», таблицу «Права и обязанности», кластер «Правовая культура» |
17-18 | 2 | | Закон и власть. Закон и власть в РФ. Повторение «Право.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить схему «Структура Федерального Собрания», таблицы «Состав и функции правительства», «Структура и функции судебной власти» |
19 | 1 | | Конституция. Повторение «Закон и власть.» | Комбинированный | Составить схему «Структура Конституции РФ», таблицу «Классификация конституционных прав» |
20-21 | 2 | | Право и имущественные отношения. Право и имущественные отношения в РФ. Повторение «Конституция.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составление трудового договора, работа с Кодексом законов о труде РФ |
22-23 | 2 | | Потребитель и его права. Потребительское право. Повторение «Право и имущественные отношения.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить словарик темы, работа с законом «О защите прав потребителя» |
24 | 1 | | Труд и право. Повторение «Потребитель и его права.» | Комбинированный | Тест «Трудовой договор» |
25 | 1 | | Правовые основы брака и семьи. Повторение «Труд и право.» | Комбинированный | Работа с Семейным кодексом РФ (по предложенным заданиям) |
26-27 | 2 | | Правонарушения и виды юридической ответственности. Правонарушения и виды юридической ответственности в РФ. Повторение «Правовые основы брака и семьи.» | Урок изучения нов. мат-ла Урок обобщения и закрепления | Составить схему «Признаки преступления», сравнительную таблицу «Уголовное и гражданское преступление» |
28 | 1 | | Повторение раздела «Человек и его права.» | Контрольный | Тест, понятийный диктант |
| 7 | | Раздел 3. Духовная сфера общества. | | |
29 | 1 | | Сущность и строение человеческих отношений. Повторение «Правонарушения и виды юридической ответственности.» | Урок изучения нов. мат-ла | Составить синквейн «Культура», схему «Элементы культуры» |
30 | 1 | | Культурные нормы. Повторение «Сущность и строение человеческих отношений.» | Комбинированный | Составить словарик темы |
31 | 1 | | Формы культуры. Повторение «Культурные нормы.» | Комбинированный | Составить схемы «Формы культуры», «Виды групп» |
32 | 1 | | Религия. Повторение «Формы культуры.» | Комбинированный | Составить таблицу «Виды религий» |
33 | 1 | | Искусство. Повторение «Религия.» | Комбинированный | Составить схему «Структура изобразительного искусства», таблицу «Критерии произведений искусства» |
34 | 1 | | Образование и наука. Повторение «Искусство.» | Комбинированный | Составить таблицу «Формы образования» |
35 | 1 | | Повторение раздела «Духовная сфера общества.» Итоговое повторение. | Контрольный | Тест, понятийный диктант, защита проектов |
Содержание тем учебного курса (35 ч.)
В ходе изучения курса обществознания в 9 классе изучаются следующие разделы и темы:
Раздел 1. Политическая власть. (14 ч.)
Власть. (2 ч.) Форма проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Учащиеся должны знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе.
Учащиеся должны уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; пояснять, что представляет собой власть, её виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
Государство. (2 ч.) Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Учащиеся должны знать, что такое политическая система общества, какова роль государства в ней, основные функции государства, какие причины могут лежать в основе зарождения государства
Учащиеся должны уметь анализировать виды монополии государства; давать разъяснение слову государство, употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства
Национально-государственное устройство. (1 ч.) Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство: сходство и различие. Одно- и многонациональное государство
Учащиеся должны знать конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделения; объяснять процесс создания централизованных государств.
Учащиеся должны уметь объяснять причины и особенности разлада национальных государств
Формы правления. (1 ч.) Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская)
Учащиеся должны знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют в современном мире
Учащиеся должны уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов
Политические режимы. (1 ч.) Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента
Учащиеся должны знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.
Учащиеся должны уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности
Гражданское общество и правовое государство. (2 ч.) Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития 'и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства
Учащиеся должны знать, что такое гражданское общество; что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус;
что такое правовое государство, каковы его основные признаки
Учащиеся должны уметь анализировать взаимоотношения государства и общества
Голосование, выборы, референдум. (2 ч.) Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни
Учащиеся должны знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права.
Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы, способствующие политической активности населения.
Учащиеся должны уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения
основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу);
Политические партии. (2 ч.) Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе
Учащиеся должны знать, что такое политическая партия, какие функции она выполняет;
какими признаками наделена политическая партия
Учащиеся должны уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся
Политическая сфера общества. (1 ч.) итоговое повторение, закрепление пройденного материала. Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Раздел 2. Человек и его права. (14 ч.)
Право, его сущность и особенности. (2 ч.) Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов
Учащиеся должны знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие; сущность понятий: правосознание и правовая культура личности.
Учащиеся должны уметь разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений
Закон и власть. (2 ч.) Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. ‘Институт президентства в России. Права и полномочия Президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России
Учащиеся должны знать, что представляет собой исполнительная власть; что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека; что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение.
Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества; объяснять особенности законодательной власти в современной России
Учащиеся должны уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет.
Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться
Конституция. (1 ч.) Конституция как основной закон государства, ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита
Учащиеся должны знать особенности и структуру Конституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.
Учащиеся должны уметь разъяснять сущность правового статуса личности
Право и имущественные отношения. (2 ч.) Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда
Учащиеся должны знать, что представляют собой имущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников; основные виды договоров, сущность института права собственности
Учащиеся должны уметь разъяснять правила поведения участников договорных отношений;
защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке.
Потребитель и его права. (2 ч.) Потребитель, изготовитель, услуги.
Закон «О защите прав потребителя»
Учащиеся должны знать кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;
каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения
Учащиеся должны уметь составлять претензию, защитить свои потребительские права
Труд и право. (1 ч.) Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа
Учащиеся должны знать, чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие) льготы существуют у работающей молодежи.
Учащиеся должны уметь подсказать человеку потерявшему работу, дальнейшие действия
Правовые основы брака и семьи. (1 ч.) Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка
Учащиеся должны знать что регулирует семейное право; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей.
Учащиеся должны уметь реализовывать и защищать права детей; разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности; составлять брачный контракт
Правонарушения и виды юридической ответственности. (2 ч.) Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия
Учащиеся должны знать, что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми; что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют; что представляет собой принцип презумпции невиновности;
наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления
Учащиеся должны уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением
Человек и его права. (1 ч.) основные положения урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Раздел 3. Духовная сфера общества. (7 ч.)
Сущность и строение человеческих отношений. (1 ч.) Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения
Учащиеся должны знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов
Учащиеся должны уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия
Культурные нормы. (1 ч.) Понятие о культурных нормах, их разновидностях. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм
Учащиеся должны знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов
Учащиеся должны уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; понимание морали обществом; объяснять назначение тех или иных санкций в обществе
Формы культуры. (1 ч.) Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность
Учащиеся должны знать сущность основных форм культуры и ее разновидности;
особенности молодежной субкультуры.
Учащиеся должны уметь анализировать контркультуру
Религия. (1 ч.) Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне
Учащиеся должны знать, что такое религия; некоторые особенности мировых религий.
Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества
Искусство. (1 ч.) Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Учащиеся должны знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой
Учащиеся должны уметь пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает
Образование и наука. (1 ч.) Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно- воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий
Учащиеся должны знать, что представляет собой образование как институт общества; что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ
Учащиеся должны уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы; осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения
Духовная сфера общества. (1 ч.)
Учащиеся должны знать основные положения урока
Учащиеся должны уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь:
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
Приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Первичного анализа и использования социальной информации;
Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия:
Абсолютная бедность, абстрактный, авторитарный, авторитет, агенты социализации, адаптация, акцепт, альтруизм, андеркласс, анимизм, аномия, антропогенные воздействия, аграрный, акциз, аморальное, андеграунд, артефакт, аскетизм, ассимиляция, атеизм, атрибуты, бедность, безлюдное производство, безработица, безработный, «белые воротнички», бизнес, благо, богатство, богослужение, брак, брачный контракт, бюджет, бюджет времени, величина предложения, вестернизация, виза, витальные, владение, вкус, власть, вознаграждение, вынужденная безработица, генотип, главный статус, глобализация, государственная символика, государственный бюджет, государственный долг, государство, гражданское неповиновение, гражданское общество, гражданство, двухкарьерная семья, девиация, дееспособность, делинквентность, деньги, депривация, депрофессионализация, дефицит, диада, диаспора, добровольная безработица, договор, доминирующая культура, досуг, дотация, доход, жизненный план, жизненный цикл семьи, закрытое общество, занятие, заработная плата, заработок, идентификация, идол, иерархия, избирательное право, изобразительное искусство, имидж, импичмент, имущественные отношения, индивидуальность, индивидуализм, индивидуум. Индустриализация, индустрия, инвестиции, инновация (инноватика), инноватор, институт, Интернет, информационное общество, инфраструктура, иск, искусство, исповедь, исполнитель, казнокрадство, канон, капитал, капитализм, каста, клан, класс, конкуренция, конституция, контркультура, конфликт, конфронтация, коррупция, косвенный налог, краткосрочный казначейский вексель, крещение, культ, культура, культурные универсалии, культурный ареал, культурный комплекс, культурный плюрализм, легальный, легитимный, лидер, личный статус, льгота, манеры, маргинал, маркетинг, матриархат, менеджер, миграция, мировая экономическая система, миф, мифология, многопартийность, многопоколенная семья, мода, молитва, монополия. Монотонный мораль, мотив, мотивация к достижению, наёмный труд, налоги, народная культура, народность, натурализация, национальное меньшинство, нация, неполная семья, непроизводительный труд, неолитическая революция, неравенство, неравный брак, нищета, нищие, «новые русские», норма, норма права, нравы, нуклеарная семья, образ жизни, обряд, общество, община, обычай, обычное право, обязанность, огородничество, окультуривание, олигополия, ответственность, откровение, открытое общество, относительная бедность, отрасль, оферта, парламент, патриархальная семья, племя, повременная оплата, подоходный налог, политическая партия, политическая философия, политический режим, поляризация общества, поп-культура, порог бедности, потребитель, потребность, постиндустриальное общество, право, правовая культура личности, правовое государство, правовой статус, правоспособность, предложение, предприниматель, предпринимательство, предприятие, престиж, прибыль, привычки, приличествующий уровень жизни, принцип иерархии, принцип презумпции невиновности, причащение (евхаристия), прогресс. Прогрессивный налог, прожиточный минимум, производство, производительный труд, профориентация, процент, прямой налог, работа, рабство, расовая дискриминация, рациональное, регресс, редкость ресурсов, рекрутинг, религия, респондент, республика, ресурсы, референдум, рецидивист, ритуал, ролевой набор, роль, рукоположение, рынок, рэкет, сальдо, самонанятый, санкция, «свободные искусства», сделка, сдельная оплата, семейный бюджет, семья, сепаратизм, сила, символ, сленг, собственность, солидарность, сословие, социализация, социализм, социальная группа, социальное, социальное государство, сциалное расслоение, социальные институты, социальные программы, социальный состав населения, спрос, статус, страна, стратификация, структура, субкультура, суверенность, сырьё, таинства, теология, технология, тинейджер, титулы. Титульный этнос, товар, тоталитаризм, тотемизм, традиция, транснациональные, триада, труд, трудовое право, трудоустройство, увлечение, удовлетворение потребностей, университет, управление, урбанизация, уровень безработицы, услуги, фактор, феральные люди, фетишизм, фирма, формальный, формы правления, функция, фрустрация, художественная культура, цена, церемония, церковь, цивилизация, циклическая безработица, частная собственность, чек, «четвёртая власть», чоппер, Шенгенские соглашения, шоу-бизнес, эгоизм, экономика, элитарная культура, эмиссия, эскапизм, этикет, этническое смешивание, этнос, этноцентризм.
Список литературы:
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
Программа: Образовательный стандарт. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. Календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся. / Авт.-сост. Т. А. Корнева. М.: «Глобус», 2008.
Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание 9 класс.9-е издание. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации (экспертиза РАН и РАО 2006 г.). Москва. «Русское слово» 2008 год.
Поурочные разработки: Поздеев А. В. Поурочные разработки к учебникам Л. Н. Боголюбова и А. И. Кравченко. 9 класс. - Москва.: «ВАКО», 2008.
Дидактический материал:
Рабочая тетрадь на печатной основе: Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Обществознание 9 класс. Москва «Русское слово» 2007 год;
Папка с тестами по обществознанию
Литература, использованная для подготовки программы:
Образовательный стандарт. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. Календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся. / Авт.-сост. Т. А. Корнева. М.:«Глобус», 2008.
Литература, рекомендованная для учащихся:
Авксентьев ВЛ. Этническая конфликтология: В 2-х ч. Ставрополь, 1996.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
Арутюнов СА. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. JL, 1990.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива /Пер. с англ. М., 1996.
Бодалев АА. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М., 1995.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Музру- кова. М., 1997 (электронная версия).
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М., 1986.
Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие. М., 1991.
Введение в обществознание: Учебн. пособие для 8—9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. 2-е изд. М., 1997.
Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М., 1994
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
Империя фарисеев: Социология и психология диктатуры. Саратов, 1994.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
Клименко А.В., Румьшина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учеб. пособие для старшекл. и поступающих в вузы. М., 1998.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1995.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.,1993.
Лихачев Д.С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. JI., 1985.
Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. М., 1991.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. JL, 1979.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
Прикладная экономика. М., 1993.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.
Радугин АЛ. Введение в религиоведение: Теория, история и современные религии. М., 1997.
Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). М., 1998.
Руднев ВА. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. М. — JL, 1989.
Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
Самуэльсон П. Экономика. М., 1964.
Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. М., 1994.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
' Социальные реформы в России: История, соврем, состояние и перспективы. СПб., 1995.
' Социальные конфликты. Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1995.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. М., 1961.
Щепаньски Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. М., 1969.
Энциклопедия «Хроника человечества». М.: GSC, 1997.
Образовательные диски:
Основы правовых знаний 8-9 класс
Обществознание. 8-9 класс. Для учебника Боголюбова
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
дата | описание внесенного изменения | Виза зам. по УВР |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |