Форма Государственно-общественного управление в дошкольной образовательной организации в международном проекте ЭКОшколы «Зеленый флаг» (Из опыта работы МБДОУ№27 «Журавушка» г. Зеленодольска»)
Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственно-административного к государственно-общественному управлению дошкольной образовательной организацией.
Под общественным управлением в сфере образования понимается постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образовательной организацией, представителей общественности (родители, активные и уважаемые граждане).
На педагогическом совете ДОУ было принято решение о создании экологического методического объединения под аналогичным названием «Зеленый флаг. Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий совместно с родителями по вопросам развития и воспитания детей по направлению программы. Методическое объединение изучает и анализирует ситуацию в детском саду по возможностям и знаниям педагогов, детей и родителей (открытые просмотры образовательной деятельности, прогулки, взаимопосещения образовательной деятельности педагогов, деятельность в режимных моментах, в вечернее время, анкетирование, нетрадиционные формы работы с родителями).
Методическое объединение ведет тесное взаимодействие с родителями по обеспечение экологической безопасности в современных условиях.
На основании анализа методическое объединение работает в нескольких направлениях: информационное, методическое, практическое.
Информационный блок: деятельность данного блока нацелена на сбор информации об экологическом воспитании и экологическом состоянии в нашем регионе; на анализ и обобщение информации; на создание банка данных по темам; на планирование деятельности по информированию участников образовательного процесса.
Мы не только преподносим готовую информацию, но и собираем ее – в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей (Из собственного опыта, из опыта других образовательных и экологических организаций). Совместный поиск информации в различных источниках, знакомство на различных информационных носителях. Для педагогов презентации, информационные буклеты. Для детей – энциклопедии, журналы, презентации. Для родителей - информация в родительских уголках о просмотре какого-либо сайта в интернете, литературе, нетрадиционные формы родительских собраний.
2.Методический блок: деятельность данного блока направлена на методическое обеспечение совместной деятельности по формированию экологической компетентности, по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность обеспечивается тремя видами профилактических мероприятий:
1)Гигиенические мероприятия по обеспечению безопасности среды;
(Очищение окружающей среды в той, в которой живет человек (место проживания, место работы).)
2)Вторая группа мероприятий - очищение организма от вредных веществ. Это выведение токсических веществ из организма.
3)Третья группа мероприятий – защита организма от вредных воздействий окружающей среды.
Деятельность данного блока:
1) Обеспечение образовательного процесса необходимыми программно-методическими комплексами;
2) Планирование оказания конкретной методической помощи воспитателям и родителям;
3) Организация методических семинаров;
4) Анализ и планирование оснащения предметно-развивающей среды в групповых помещениях и прогулочных участках;
5) Организация педагогов в совместной разработки методических рекомендаций для родителей в целях повышения экологической компетентности в вопросах воспитания и развития детей;
6) Организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными воспитателями;
7) Разработка плана совместных мероприятий педагогов, детей и родителей по выживанию в современных экологических условиях;
3. Практический блок – направлен на подготовку и организацию совместных мероприятий экологической направленности, т.е. когда, что и как мы делаем.
1) Акции: «Сдай макулатуру – сохрани дерево!», «Укрась землю цветами», «Помогите птицам выжить», «Зеленая елочка – живая иголочка», «Берегите первоцветы», «Посади дерево – спаси, сохрани!», «Чистые леса Татарстана».
2) Выставки: «Сохранение леса!», «Чудо – дерево», «Осеннее вдохновение»
3)Конкурсы: «Экологический кодекс», «Огород на окне», «Сезонные витражи – познание красоты природы через рисунки на окнах», «Поделки из бросового материала».
4) Туристический поход.
5) Экологические праздники.
6) Проектная деятельность.
7) Театрализованная деятельность – один из видов практической совместной деятельности. Формирование экологического мировоззрения через театр. Театры и праздники ведут наибольшую образовательную нагрузку, содержат психологический аспект экологического воспитания: переживание образов, воспитательный момент положительных героев, исправление отрицательных героев, что ведет к формированию духовного здоровья.
В данное время у экологического методического объединения ДОУ много новых идей, которые находятся на стадии разработки.