Просмотр содержимого документа
«Формы и размеры Земли. Гуляйкина»
Методическая разработка учителя географии
МКОУ «Берёзовская СОШ»
Гуляйкиной Елены Владимировны.
ТЕМА «ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ».
Предмет: география
Категория обучаемых: учащиеся 5 класса
Место урока в учебном плане: «Земля во Вселенной».
Тема: «Форма и размеры Земли»,
Цель: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.
Задачи:
- обучающие: углубить знания о планете Земля;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником.
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Формирование предметных результатов:
- знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности;
- роль формы и размеров Земли в жизни планеты;
- знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
Формирование личностных результатов:
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.
Формирование метапредметных результатов:
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах
Ресурсы: раздаточный материал для самостоятельной работы, мультимедийная презентация.
Место проведения урока: классный кабинет.
Методы обучения: восстановление текстовой и графической информации, структурирование географических данных, самооценка результатов деятельности.
Средства обучения:
Для учащихся: учебник, раздаточный материал, атлас
Для учителя: мультимедийная презентация.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
Технологическая карта урока
№ п/п | Деятельность |
учителя | ученика |
Этап 1.Организация начала урока | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Установка на постоянную самопроверку. Изучение листа самооценки. | Приветствие учителя, готовность к уроку. |
Этап 2. Проверка домашнего задания | Организация работы по заполнению карточек Проверка домашнего задания: Вопросы устно: Четыре особых положения Земли, которые считаются началом сезонов года: Полярный день и полярная ночь Если бы Солнце перестало притягивать Землю Если бы Земля вращалась по орбите медленнее. | Учащиеся заполняют карточки Карточка 1: Земля совершает два основных вида движения: Суточное движение - это Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за ________ часа. Орбитальное движение – это Продолжительность года составляет ______суток и ______часов. Високосный год - это Вспоминают изученный ранее материал. Выставляют оценку в листе самооценки |
Этап 3.Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | Прием «Корзина знаний». Что нам неизвестно о Земле? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует | Вспоминают изученный ранее материал. Формулируют тему и цель урока Определяют, каких знаний им не хватает. |
Целеполагания: | Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Выберите верное утверждение А) Солнце по размерам равно Земле. Б) Земля – третья по счету планета от Солнца. В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце. Какую форму имеют планеты Солнечной системы? Как они различаются по размерам? Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой- сначала появляется мачта, а потом корпус. | Цель записывается в листе самооценки и обсуждается. Выбирают утверждение Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод. Выставляют оценку в листе самооценки |
Этап 4. «Открытие» нового знания | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли, - задаёт вопрос сравнение. Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные? Стимулирует активное участие всех детей к практической части Вставьте вместо пропусков слова, используя учебник (стр. 40). В каком полушарии находится наша страна Россия и Челябинская область ГЛОБУС –модель Земли (ИНТЕРЕСНОЕ ) слайды | Работают с учебником: находяти узнают информацию, передают своими словами содержание. Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают. Практикум: работа в парах делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. Экваториальный радиус = ___километра. Полярный радиус = ___километров. Экваториальный радиус - Полярный радиус= ___ Следовательно, земля приплюснута на _____ километра. Экватор - это ___________ Экватор делит земной шар на ____ полушария _______________ и __________________ Формулируют выводы, проговаривают информацию о местоположении России и Челябинской области. Выставляют оценку в листе самооценки. |
Этап 5. Физкультминутка «Игра на внимание» | Верны ли утверждения? 1.Юпитер-планета-гигант. 2.Земля- самая большая планета. 3.Нам известна лишь одна Галактика. 4.Луна- естественный спутник Земли. 5.Марс-планета земной группы. 6. Навигационных звезд- 62 7. Самый маленький океан Индийский 8. У Луны 4 фазы 9. Метеоры-это космическая пыль 10. Комету Галлея с Земли видно через каждые 76 лет | Слушают утверждения и если верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. |
Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к практическому объяснению фактов, противоречий между ними. Практикум 1.Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли». Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик, работающий в Западной Сибири, говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км) Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. Ближе всех - полярник-(6357 км- полярный радиус); затем – бурильщик (6371(средний радиус)-14=6357км.); пингвин (6357+3+4=6364км); аквалангист (6378(экваториальный радиус) -11=6367км) Практикум 2: На контурной карте отметить красной линией экватор, северное полушарие закрасить синим цветом, южное полушарие - красным цветом. Выполняет все участники группы. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?» Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. | Объясняют, анализируют, формулируют. Дают развернутый ответ, обобщают информацию. Практикум: работа в парах делают расчеты и ответы записывают в тетради. Самооценка. Работа с контурной картой Дают развернутый ответ, обобщают информацию. Результаты работы фиксируют в листе самооценки. |
Этап 6. Закрепление | 1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? 2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? | Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели Вывод в тетрадь: 1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2. 2.Экватор – самая длинная окружность(40 076 км). 3.Земля удерживает воду и воздух. 4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы. 5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам. |
Этап 7. Рефлексия | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Работа с картой самооценки 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5 |
Этап 8. Домашнее задание | Комментирует д/з :повторить раздел «Земля во Вселенной», подготовиться к проверочной работе, стр. 42 | Записывают домашнее задание |
Просмотр содержимого документа
«Карта самооценки»