СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форма наставничества "Учитель - учитель", ролевая модель "Опытный наставник - молодой специалист"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма наставничества "Учитель - учитель", ролевая модель "Опытный наставник  - молодой специалист ".

Просмотр содержимого документа
«Форма наставничества "Учитель - учитель", ролевая модель "Опытный наставник - молодой специалист"»

 НАСТАВНИЧЕСТВО   « УЧИТЕЛЬ -УЧИТЕЛЬ»  « УЧЕНИК-УЧЕНИК»     МБОУ «Выделянская СОШ Из опыта работы…

НАСТАВНИЧЕСТВО

« УЧИТЕЛЬ -УЧИТЕЛЬ»

« УЧЕНИК-УЧЕНИК»

МБОУ «Выделянская СОШ

Из опыта работы…

.

.

Форма наставничества

Форма наставничества " Учитель - учитель", ролевая модель "Опытный наставник (Переймак Н.М.) - молодой специалист (Тумбакова О.В.)".

Главную задачу, как наставника, (Переймак Н.М.) определила для себя следующим образом – помочь начинающему педагогу (Тумбаковой О.В.) , стать настоящим учителем, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.

Задача наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки.

Сложности в работе молодого специалиста вопросы дисциплины и порядка на уроке;  методические аспекты урока;  оформление школьной документации;  организация взаимодействия с родителями школьников;  осуществление классного руководства. Причина: имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. Основное направление в работе: оказание методической помощи молодому специалисту традиционно является одной из самых важных составляющих работы школы.

Сложности в работе молодого специалиста

  • вопросы дисциплины и порядка на уроке;
  • методические аспекты урока;
  • оформление школьной документации;
  • организация взаимодействия с родителями школьников;
  • осуществление классного руководства.

Причина: имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества.

Основное направление в работе: оказание методической помощи молодому специалисту традиционно является одной из самых важных составляющих работы школы.

Этапы работы с молодым специалистом I. Знакомство. В начале нашего сотрудничества была проведена диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности учителя математики. Результат: молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, само организован, инициативен, доброжелателен, владеет современными средствами ИКТ. Но, вместе с тем, имеет пробелы в разработке учебно-методической и программной документации по ФГОС, в методике преподавания.

Этапы работы с молодым специалистом

I. Знакомство.

В начале нашего сотрудничества была проведена диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности учителя математики.

Результат: молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, само организован, инициативен, доброжелателен, владеет современными средствами ИКТ. Но, вместе с тем, имеет пробелы в разработке учебно-методической и программной документации по ФГОС, в методике преподавания.

Этапы работы с молодым специалистом II. Поддержка. Особое внимание молодого специалиста: - на требования к организации учебного процесса; - на требования к ведению школьной документации; - на формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; - на механизм использования дидактического, наглядного и других материалов; - на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).

Этапы работы с молодым специалистом

II. Поддержка.

Особое внимание молодого специалиста:

- на требования к организации учебного процесса;

- на требования к ведению школьной документации;

- на формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

- на механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;

- на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).

Этапы работы с молодым специалистом II. Поддержка 1. Практические  занятия: - «Как вести классный журнал»; -«Как работать с тетрадями учащихся.  Выполнение единых требований к ведению тетрадей»; - «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока».  2. «Мастер-классов»: -«Активные методы и формы обучения, как средства повышения качества образования в начальной школе»; -«Особенности метапредметного урока»; -«Организация индивидуальной работы с обучающимися».   Кроме этого наставником Переймак Н.М. была организована работа по совместному изучению с наставляемым учебных программ по предмету , методических пособий, документов, учебников по ФГОС, составление рабочих программ по предметам «Английский язык», разработка плана-конспекта урока совместно с наставником.

Этапы работы с молодым специалистом

II. Поддержка

1. Практические  занятия:

- «Как вести классный журнал»;

-«Как работать с тетрадями учащихся.  Выполнение единых требований к ведению тетрадей»;

- «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока».

2. «Мастер-классов»:

-«Активные методы и формы обучения, как средства повышения качества образования в начальной школе»;

-«Особенности метапредметного урока»;

-«Организация индивидуальной работы с обучающимися». 

Кроме этого наставником Переймак Н.М. была организована работа по совместному изучению с наставляемым учебных программ по предмету , методических пособий, документов, учебников по ФГОС, составление рабочих программ по предметам «Английский язык», разработка плана-конспекта урока совместно с наставником.

Этапы работы с молодым специалистом III. Планирование. Совместно с молодым специалистом были определены пути формирования профессиональных компетенций: - разработка программы собственного профессионального роста; - выбор приоритетной методической темы для самообразования; - освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании; - подготовка к первичному повышению квалификации. Тема самообразования:  «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся при обучении иностранному языку»

Этапы работы с молодым специалистом

III. Планирование.

Совместно с молодым специалистом были определены пути формирования профессиональных компетенций:

- разработка программы собственного профессионального роста;

- выбор приоритетной методической темы для самообразования;

- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

- подготовка к первичному повышению квалификации.

Тема самообразования: «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся при обучении иностранному языку»

Этапы работы с молодым специалистом IV. Стажировка. Этот этап в отношениях «наставник - молодой педагог» самый сложный и продолжительный. -работа над темой самообразования; осуществляется методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста;  вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.

Этапы работы с молодым специалистом

IV. Стажировка.

Этот этап в отношениях «наставник - молодой педагог» самый сложный и продолжительный.

-работа над темой самообразования;

  • осуществляется методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста;
  • вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.
Этапы работы с молодым специалистом IV. Стажировка. Посещение уроков Целесообразным начинать знакомства начинающего учителя с опытом работы молодых учителей, а потом - с опытом мастеров. При посещении занятий совместно с молодым учителем, беседуя с ним об увиденном, необходимо учить его: ставить задачи; анализировать деятельность учителя и учащихся; планировать свою деятельность. При анализе урока необходимо говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у начинающего учителя критическое отношение к себе. Не секрет, что в начале деятельности у молодых все хорошо, они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя.

Этапы работы с молодым специалистом

IV. Стажировка.

Посещение уроков

Целесообразным начинать знакомства начинающего учителя с опытом работы молодых учителей, а потом - с опытом мастеров.

При посещении занятий совместно с молодым учителем, беседуя с ним об увиденном, необходимо учить его:

  • ставить задачи;
  • анализировать деятельность учителя и учащихся;
  • планировать свою деятельность.

При анализе урока необходимо говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у начинающего учителя критическое отношение к себе.

Не секрет, что в начале деятельности у молодых все хорошо, они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя.

Этапы работы с молодым специалистом IV. Стажировка. Примеры совместных практических заданий: -  календарно-тематического планирование 5 класса с учетом особенности класса и учебной программы; - технологические карты учебных занятий для 7 класса ; - родной русский язык «Речевой этикет: нормы и традиции» для 5 класса; - разноуровневые контрольные задания текущего и итогового контроля по теме Английский язык «Части тела.», 6 класс; - индивидуальные маршруты ликвидации пробелов в знаниях учащихся с учетом данных входного контроля; - разработка планов уроков различных типов;  - анализ учебного занятия.

Этапы работы с молодым специалистом

IV. Стажировка.

Примеры совместных практических заданий:

-  календарно-тематического планирование 5 класса с учетом особенности класса и учебной программы;

- технологические карты учебных занятий для 7 класса ;

- родной русский язык «Речевой этикет: нормы и традиции» для 5 класса;

- разноуровневые контрольные задания текущего и итогового контроля по теме Английский язык «Части тела.», 6 класс;

- индивидуальные маршруты ликвидации пробелов в знаниях учащихся с учетом данных входного контроля;

- разработка планов уроков различных типов; 

- анализ учебного занятия.

Этапы работы с молодым специалистом Контроль наставника за работой молодого специалиста в корне отличается от контроля администрации. Его задача – не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности. Успехи молодого специалиста Тумбаковой Ольги Владимировны

Этапы работы с молодым специалистом

Контроль наставника за работой молодого специалиста в корне отличается от контроля администрации. Его задача – не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.

Успехи молодого специалиста

Тумбаковой Ольги Владимировны

Форма наставничества "Ученик - ученик", ролевая модель « Спортивный лидер»

УЧЕНИКОМ-НАСТАВНИКОМ с группой учащихся-наставдяемых проведены консультации по темам :

- "Как улучшить спортивные результаты";

- "Определение уровня физической подготовленности";

- "Как подобрать упражнения для индивидуального комплекса";

- "Правила составления плана тренировки по развитию физических качеств".

- "Как подготовиться к участию в соревнованиях";

- " Как стать более уверенным в себе».

Куратор Программы наставничества и учитель физической культуры Бондаренко О.Е. оказывала поддержку и помощь наставнику в составлении плана работы, проведении бесед с наставляемыми, входного тестирования. Проводились консультации по режиму занятий, ведению дневника самоконтроля, тематике бесед.

Наставляемыми освоены навыки практической деятельности:

-составлять комплекс упражнений для развития физических качеств;

-умение выполнять самоконтроль во время занятий физическими упражнениями;

-судейство спортивных соревнований совместно с наставником.

Улучшился уровень координационных способностей, силовые качества, повысилась мотивация к занятиям. Но у учащихся еще не достаточно развиты навыки самостоятельности.

Ученик –наставник провел с наставляемыми совместное участие в спортивных мероприятиях: сдача норм ГТО, соревнования по мини-футболу.

Наставляемые стали участниками спортивного кружка "спортивные игры".

Форма наставничества

Форма наставничества "Ученик - ученик", ролевая модель « Естествонаучная »

По мнению В.В. Путина: «Будущее во многом зависит от умения людей, которые решают те или иные задачи — работать в коллективе. Если в других странах часто ценится, прежде всего, индивидуальный успех, что чрезвычайно важно, но у нашего народа все-таки элемент коллективизма очень сильно присутствует в сердце, в душе. А это становится одним из конкурентных преимуществ сегодняшнего дня. И вот наставничество помогает тому же самому. Помогает создавать как бы коллектив»

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемыми:

- помощь в реализации лидерского потенциала;

- улучшение образовательных, творческих результатов,

- развитие гибких навыков и метакомпетенций,

-оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций в внутри школы,

- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Основные этапы для достижения результата:

1.Составление примерного плана совместной работы.

2.Определение формата работы.

3.Куратор Калинина Н.С. совместно с наставником определили цели и сроки их реализации.

4.Ознакомление с конкурсным проектным портфолио, составленный наставником для участия в муниципальном турнире по информатике «Инфостарт»( разбор заданий, практика, подготовка к интеллектуальной и творческой деятельности по информатике).

5. Подведение итогов:

5.1.Результатами проделанной работы наставника стал высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы, что оказало положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.

Оцениваемые результаты:

- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционнального фона внутри класса и группы,

-успешно реализован творческий проект (Лященко М, Степанов А., наставляемый участник муниципального конкурса по информатике «Инфостарт»);

-Наставляемые : Атавов Дамир и Степанов Артем выбрали предмет информатика для сдачи ГИА в 2022 году, с интересом и успехом готовятся к сдачи ОГЭ .

Участие в этом конкурсе способствовало получению необходимого стимула к культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию компетенций.

Форма наставничества

Форма наставничества "Ученик – ученик» модель «Решении вопроса формирования речевых, коммуникационных, творческих навыков наставляемых. »

Нашу работу выстроили в три этапа:

1¬-й этап – адаптационный .

Куратор определяет круг полномочий наставника, помогает на основе опроса осуществить отбор обучающихся, имеющих особые образовательные потребности и желающих развить свои речевые и коммуникационные способности, а также провести анкетирование с целью выявления проблем речевого и коммуникационного развития наставляемых.

2¬-й этап – основной (проектировочный ). Куратор оказывает помощь наставнику в разработке и реализации программы развития творческих способностей наставляемых, рекомендует перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, корректирует тематику и подбор материала для занятий, предлагает различные формы проведения занятий с наставляемыми.

3-й этап – итоговый . Подведение итогов работы. Определение положительного опыта и выявление недостатков совместной деятельности.

В ходе реализации данного проекта наставником Селезневой К. была проделана следующая работа:

проведен опрос, выявлена группа обучающихся, желающих работать с наставником.

проведено анкетирование на тему: « Как я оцениваю качества своей речи?»

3) проведены с наставляемыми консультации на темы:

- «Как развивать ораторские качества»;

- «Как подготовиться к выразительному чтению текста»;

- «Как работать над сочинением» и др.

4) наставляемые привлечены к участию в работе лингвистического кружка

«Занимательная лингвистика».

5) Наставляемые приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

6) Наставляемые решили принять участие во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика». В школьном этапе конкурса юных чтецов «Живая классика» победителями стали Житняк С. и Яровая А.

7)Все наставляемые с интересом и желанием подключаются к подготовке различных общешкольных мероприятий.

Предварительным итогом работы можно считать следующее:

Наставляемые овладели основами работы с текстом и активно применяют в своей практике определенные умения и навыки речевой деятельности, что позволило повысить качество публичных выступлений.

Форма наставничества "Ученик - ученик", ролевая модель « Юный шахматист »

УЧЕНИКОМ-НАСТАВНИКОМ с группой учащихся-наставдяемых проведены консультации по темам :

  • -«представление о шахматной доске»;
  • - «умение ориентироваться на шахматной доске»;
  • - «умение правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение»;
  • - «умение играть малым числом фигур»;
  • - «владение основными шахматными терминами»

Куратор программы наставничества Медведева О.Л. оказывала поддержку и помощь наставнику в составлении плана работы, проведении бесед с наставляемыми, входного тестирования. Проводились консультации по применении программы И. Г. Сухина, а так же рабочих тетрадей этого же автора.

Наставляемыми освоены навыки практической деятельности:

«Начальное положение (начальная позиция)»; «Правило - ферзь любит свой цвет»; «Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур», использовались дидактические игры и задания: «Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет».

Ученик –наставник провел с наставляемыми совместное участие в шахматных мероприятиях: «Шахматные надежды».

Хорошим показателем наставничества является участие обучающихся в турнирах и состязаниях .

Хорошим показателем наставничества является участие обучающихся в турнирах и состязаниях .

ВЫВОД Наставничество по модели «Ученик-ученик» нужно применять на практике, это позволяет всем участникам добиться поставленных целей и, при правильной организации, может иметь хорошие результаты

ВЫВОД

Наставничество по модели «Ученик-ученик» нужно применять на практике, это позволяет всем участникам добиться поставленных целей и, при правильной организации, может иметь хорошие результаты

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ

ЗА ВНИМАНИЕ!