НАСТАВНИЧЕСТВО
« УЧИТЕЛЬ -УЧИТЕЛЬ»
« УЧЕНИК-УЧЕНИК»
МБОУ «Выделянская СОШ
Из опыта работы…
.
Форма наставничества " Учитель - учитель", ролевая модель "Опытный наставник (Переймак Н.М.) - молодой специалист (Тумбакова О.В.)".
Главную задачу, как наставника, (Переймак Н.М.) определила для себя следующим образом – помочь начинающему педагогу (Тумбаковой О.В.) , стать настоящим учителем, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.
Задача наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки.
Сложности в работе молодого специалиста
- вопросы дисциплины и порядка на уроке;
- методические аспекты урока;
- оформление школьной документации;
- организация взаимодействия с родителями школьников;
- осуществление классного руководства.
Причина: имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества.
Основное направление в работе: оказание методической помощи молодому специалисту традиционно является одной из самых важных составляющих работы школы.
Этапы работы с молодым специалистом
I. Знакомство.
В начале нашего сотрудничества была проведена диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности учителя математики.
Результат: молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, само организован, инициативен, доброжелателен, владеет современными средствами ИКТ. Но, вместе с тем, имеет пробелы в разработке учебно-методической и программной документации по ФГОС, в методике преподавания.
Этапы работы с молодым специалистом
II. Поддержка.
Особое внимание молодого специалиста:
- на требования к организации учебного процесса;
- на требования к ведению школьной документации;
- на формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
- на механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;
- на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).
Этапы работы с молодым специалистом
II. Поддержка
1. Практические занятия:
- «Как вести классный журнал»;
-«Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»;
- «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока».
2. «Мастер-классов»:
-«Активные методы и формы обучения, как средства повышения качества образования в начальной школе»;
-«Особенности метапредметного урока»;
-«Организация индивидуальной работы с обучающимися».
Кроме этого наставником Переймак Н.М. была организована работа по совместному изучению с наставляемым учебных программ по предмету , методических пособий, документов, учебников по ФГОС, составление рабочих программ по предметам «Английский язык», разработка плана-конспекта урока совместно с наставником.
Этапы работы с молодым специалистом
III. Планирование.
Совместно с молодым специалистом были определены пути формирования профессиональных компетенций:
- разработка программы собственного профессионального роста;
- выбор приоритетной методической темы для самообразования;
- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- подготовка к первичному повышению квалификации.
Тема самообразования: «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся при обучении иностранному языку»
Этапы работы с молодым специалистом
IV. Стажировка.
Этот этап в отношениях «наставник - молодой педагог» самый сложный и продолжительный.
-работа над темой самообразования;
- осуществляется методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста;
- вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.
Этапы работы с молодым специалистом
IV. Стажировка.
Посещение уроков
Целесообразным начинать знакомства начинающего учителя с опытом работы молодых учителей, а потом - с опытом мастеров.
При посещении занятий совместно с молодым учителем, беседуя с ним об увиденном, необходимо учить его:
- ставить задачи;
- анализировать деятельность учителя и учащихся;
- планировать свою деятельность.
При анализе урока необходимо говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у начинающего учителя критическое отношение к себе.
Не секрет, что в начале деятельности у молодых все хорошо, они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя.
Этапы работы с молодым специалистом
IV. Стажировка.
Примеры совместных практических заданий:
- календарно-тематического планирование 5 класса с учетом особенности класса и учебной программы;
- технологические карты учебных занятий для 7 класса ;
- родной русский язык «Речевой этикет: нормы и традиции» для 5 класса;
- разноуровневые контрольные задания текущего и итогового контроля по теме Английский язык «Части тела.», 6 класс;
- индивидуальные маршруты ликвидации пробелов в знаниях учащихся с учетом данных входного контроля;
- разработка планов уроков различных типов;
- анализ учебного занятия.
Этапы работы с молодым специалистом
Контроль наставника за работой молодого специалиста в корне отличается от контроля администрации. Его задача – не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.
Успехи молодого специалиста
Тумбаковой Ольги Владимировны
Форма наставничества "Ученик - ученик", ролевая модель « Спортивный лидер»
УЧЕНИКОМ-НАСТАВНИКОМ с группой учащихся-наставдяемых проведены консультации по темам :
- "Как улучшить спортивные результаты";
- "Определение уровня физической подготовленности";
- "Как подобрать упражнения для индивидуального комплекса";
- "Правила составления плана тренировки по развитию физических качеств".
- "Как подготовиться к участию в соревнованиях";
- " Как стать более уверенным в себе».
Куратор Программы наставничества и учитель физической культуры Бондаренко О.Е. оказывала поддержку и помощь наставнику в составлении плана работы, проведении бесед с наставляемыми, входного тестирования. Проводились консультации по режиму занятий, ведению дневника самоконтроля, тематике бесед.
Наставляемыми освоены навыки практической деятельности:
-составлять комплекс упражнений для развития физических качеств;
-умение выполнять самоконтроль во время занятий физическими упражнениями;
-судейство спортивных соревнований совместно с наставником.
Улучшился уровень координационных способностей, силовые качества, повысилась мотивация к занятиям. Но у учащихся еще не достаточно развиты навыки самостоятельности.
Ученик –наставник провел с наставляемыми совместное участие в спортивных мероприятиях: сдача норм ГТО, соревнования по мини-футболу.
Наставляемые стали участниками спортивного кружка "спортивные игры".
Форма наставничества "Ученик - ученик", ролевая модель « Естествонаучная »
По мнению В.В. Путина: «Будущее во многом зависит от умения людей, которые решают те или иные задачи — работать в коллективе. Если в других странах часто ценится, прежде всего, индивидуальный успех, что чрезвычайно важно, но у нашего народа все-таки элемент коллективизма очень сильно присутствует в сердце, в душе. А это становится одним из конкурентных преимуществ сегодняшнего дня. И вот наставничество помогает тому же самому. Помогает создавать как бы коллектив»
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемыми:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- улучшение образовательных, творческих результатов,
- развитие гибких навыков и метакомпетенций,
-оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций в внутри школы,
- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Основные этапы для достижения результата:
1.Составление примерного плана совместной работы.
2.Определение формата работы.
3.Куратор Калинина Н.С. совместно с наставником определили цели и сроки их реализации.
4.Ознакомление с конкурсным проектным портфолио, составленный наставником для участия в муниципальном турнире по информатике «Инфостарт»( разбор заданий, практика, подготовка к интеллектуальной и творческой деятельности по информатике).
5. Подведение итогов:
5.1.Результатами проделанной работы наставника стал высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы, что оказало положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
Оцениваемые результаты:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционнального фона внутри класса и группы,
-успешно реализован творческий проект (Лященко М, Степанов А., наставляемый участник муниципального конкурса по информатике «Инфостарт»);
-Наставляемые : Атавов Дамир и Степанов Артем выбрали предмет информатика для сдачи ГИА в 2022 году, с интересом и успехом готовятся к сдачи ОГЭ .
Участие в этом конкурсе способствовало получению необходимого стимула к культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию компетенций.
Форма наставничества "Ученик – ученик» модель «Решении вопроса формирования речевых, коммуникационных, творческих навыков наставляемых. »
Нашу работу выстроили в три этапа:
1¬-й этап – адаптационный .
Куратор определяет круг полномочий наставника, помогает на основе опроса осуществить отбор обучающихся, имеющих особые образовательные потребности и желающих развить свои речевые и коммуникационные способности, а также провести анкетирование с целью выявления проблем речевого и коммуникационного развития наставляемых.
2¬-й этап – основной (проектировочный ). Куратор оказывает помощь наставнику в разработке и реализации программы развития творческих способностей наставляемых, рекомендует перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, корректирует тематику и подбор материала для занятий, предлагает различные формы проведения занятий с наставляемыми.
3-й этап – итоговый . Подведение итогов работы. Определение положительного опыта и выявление недостатков совместной деятельности.
В ходе реализации данного проекта наставником Селезневой К. была проделана следующая работа:
проведен опрос, выявлена группа обучающихся, желающих работать с наставником.
проведено анкетирование на тему: « Как я оцениваю качества своей речи?»
3) проведены с наставляемыми консультации на темы:
- «Как развивать ораторские качества»;
- «Как подготовиться к выразительному чтению текста»;
- «Как работать над сочинением» и др.
4) наставляемые привлечены к участию в работе лингвистического кружка
«Занимательная лингвистика».
5) Наставляемые приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
6) Наставляемые решили принять участие во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика». В школьном этапе конкурса юных чтецов «Живая классика» победителями стали Житняк С. и Яровая А.
7)Все наставляемые с интересом и желанием подключаются к подготовке различных общешкольных мероприятий.
Предварительным итогом работы можно считать следующее:
Наставляемые овладели основами работы с текстом и активно применяют в своей практике определенные умения и навыки речевой деятельности, что позволило повысить качество публичных выступлений.
Форма наставничества "Ученик - ученик", ролевая модель « Юный шахматист »
УЧЕНИКОМ-НАСТАВНИКОМ с группой учащихся-наставдяемых проведены консультации по темам :
- -«представление о шахматной доске»;
- - «умение ориентироваться на шахматной доске»;
- - «умение правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение»;
- - «умение играть малым числом фигур»;
- - «владение основными шахматными терминами»
Куратор программы наставничества Медведева О.Л. оказывала поддержку и помощь наставнику в составлении плана работы, проведении бесед с наставляемыми, входного тестирования. Проводились консультации по применении программы И. Г. Сухина, а так же рабочих тетрадей этого же автора.
Наставляемыми освоены навыки практической деятельности:
«Начальное положение (начальная позиция)»; «Правило - ферзь любит свой цвет»; «Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур», использовались дидактические игры и задания: «Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет».
Ученик –наставник провел с наставляемыми совместное участие в шахматных мероприятиях: «Шахматные надежды».
Хорошим показателем наставничества является участие обучающихся в турнирах и состязаниях .
ВЫВОД
Наставничество по модели «Ученик-ученик» нужно применять на практике, это позволяет всем участникам добиться поставленных целей и, при правильной организации, может иметь хорошие результаты
БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ!