ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУДЕНТ – СТУДЕНТ»
Варианты взаимодействия «успевающий – неуспевающий», «лидер – пассивный», «равный – равному»
Преподаватель ГБПОУ ВО «ГПК»
Завьялова Татьяна Анатольевна
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Такая форма наставничества «Студент – студент» предполагает взаимодействие студентов колледжа, при котором один из них находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Цель:
разносторонняя поддержка студента, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций.
2. Улучшение результатов учебы.
3. Улучшение творческих и спортивных результатов.
4. Помощь в адаптации к новым условиям среды, в случае, если студент – новичок.
5. Формирование благоприятной психоэмоциональной среды среди студентов.
6. Рост посещаемости творческих кружков.
7. Создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации.
8. Снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с конфликтами внутри коллектива обучающихся.
9. Формирование устойчивого студенческого сообщества
Ожидаемые результаты программы:
- высокий уровень включенности наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы организации;
- улучшение психоэмоционального фона в коллективе, лояльность студентов;
- культурное, интеллектуальное, физическое совершенствование, самореализация, а также развитие необходимых компетенций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и социальных проектов в результате совместной работы (над проектами, совместная подготовка к олимпиадам или проведение совместных конкурсов).
Портрет участников
Наставник. Активный студент старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель колледжных и региональных олимпиад и соревнований, лидер группы/курса, принимающий активное участие в жизни колледжа (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый.
Вариант 1. Пассивный. Социально/ценностно дезориентированный студент с низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни колледжа, отстраненный от коллектива.
Вариант 2. Активный. Обучающийся, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Возможные варианты программы
Вариации ролевых моделей внутри формы «студент – студент» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:
- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант;
- поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Область применения в рамках образовательной программы. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в «кураторские часы», совместная организация и участие в конкурсах и проектных работах, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, волонтерство, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).
Форма наставничества: «студент-студент». Ролевые модели: «успевающий – неуспевающий», «лидер – пассивный», «равный – равному»
Ф.И.О. и группа наставляемого
Ф.И.О. и группа наставника
Срок осуществления плана: с « »_____________20____ г. по « »_______________20____ г.
Примерная программа работы наставника с наставляемым
№ п/п | Мероприятие | Деятельность наставника | Планируемый результат | Фактическ ий результат | Сроки |
1 | Информирование обучающихся о подготовке программы, сбор предварительных запросов. | Собеседовани е, анкетировани е. | Выявление потенциальных наставляемых и их проблем, знакомство с программой и наставниками. | | сентябрь |
2 | Знакомство с ОО, инфраструктурой, правилами поведения. | | | | сентябрь |
3 | Знакомство с коллективом и налаживание взаимодействия с педагогами, администрацией. | | Установление комфортного взаимодействия, формата работы, построение доверительных отношений. | | сентябрь |
4 | Ознакомление с нормативно-правовой базой, планом работы. | | Совместное формирование целей на ближайший период работы, создание карты будущей работы, примерный план и формат встреч. | | сентябрь |
5 | Знакомство с успешным опытом и эффективной деятельностью. | | Мотивация наставляемых к активной работе самосовершенствованию на протяжении всего учебного года. | | сентябрь- октябрь |
6 | Помощь в создании и ведении портфолио. | | Работа над портфолио. | | в течение года |
7 | Участие в заседаниях студ. актива. | | | | ежемесячно |
8 | Совместное участие во внутриколледжных мероприятиях. | | В соответствии с планом воспитательной работы на учебный год. | | в течение года |
9 | Совместное участие в городских, региональных и федеральных мероприятиях. | | В соответствии с планом воспитательной работы на учебный год. | | в течение года |
10 | Итоги реализации программы. | Подготовка отчетов. | | | до 15 мая |