Эта тема рассматривается в 10 классе в разделе: Информационные модели. Данный раздел охватывает следующее:
Информационное моделирование как метод познания.
Назначение и виды информационных моделей.
Объект, субъект, цель моделирования.
Основные этапы построения моделей.
Формализация как важнейший этап моделирования.
Информационные модели и структуры данных.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Моделирование и формализация задач из различных предметных областей.
Исследование моделей
Наиболее привычный для нас вид информационного моделирования — словесное описание, то есть описание на естественном (разговорном) языке. Чаще всего такое описание называют текстом (в узком смысле слова).
Текст книги, текст выступления, пояснительный текст, текст задачи — это некоторые языковые конструкции, состоящие из элементарных знаков языка (к элементарным знакам языка относятся его алфавит и словарь). Но не всякий набор знаков можно назвать текстом. В семиотике и лингвистике существуют строгие определения понятия текста. Для нас важно, что текст передаёт некоторое содержание (осмыслен) и имеет определённую структуру.
Чаще всего мы встречаемся с неформализованными текстами, структура которых не является жёстко заданной.
Когда вы пишете личное письмо, вы соблюдаете минимальные требования формализации — правила орфографии и синтаксиса. В деловом письме вы уже позаботитесь о принятой форме обращения, соблюдении стиля, выделении красных строк и так далее.
В делопроизводстве приняты достаточно строгие правила оформления документов, хотя содержание документов может быть самым разным. Есть и ещё более формализованные тексты, в которых определённые требования предъявляются и к содержанию.
Большинство документов, встречающихся в сфере делопроизводства, имеют стандартную форму. Эта форма называется шаблономдокумента.
Обязательные данные, которые необходимо отразить в документе (в соответствии с требованиями делопроизводства) называются реквизитами. Отсутствие в документе установленных законодательством реквизитов лишает его так называемой «юридической силы», то есть возможности использовать документ для той цели, для которой он предназначен.
Формализация текстовой информации:
* облегчает и ускоряет процесс её обработки;
* позволяет получить количественные оценки;
* обеспечивает однозначность понимания текста;
* способствует лучшему восприятию сведений, содержащихся в тексте;
* помогает сравнить по формальным критериям ситуацию, описанную в тексте, с реальной ситуацией и принять правильное решение.
Материал для изучения и практические задания можно найти здесь
Презентация, вложенная в этот урок, не моя (была размещена в интернет-пространстве в свободном доступе), но, считаю очень интересная. Каждый её сможет применить для своего урока.