«Формативное и суммативное оценивание, как средство повышения качества знаний школьников на уроках географии»
Н. Я. Маар
учитель географии КГУ «средняя школа имени Бауыржана Момышулы»
Восточно – Казахстанская область, с. Урджар
Совершенствование современной системы образования направлено на развитие личности ученика, на обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями в постоянно меняющемся мире. В соответствие с новыми требованиями современный ученик должен быть личностью мобильной, информированной, критически и творчески мыслящей, а значит и более мотивированной к самообучению и саморазвитию. Используя пятибалльную систему оценивания, мы привыкли оценивать ученика традиционно и чаще всего в сравнении с другими, рядом сидящими детьми.
Используя ключевые идеи Программы, основанные на конструктивистских теориях, важно научить ученика учиться, самому добывать знания. На уроках с использованием новых подходов в обучении через саморегуляцию важно научить учащихся оценивать самих себя. Я, как учитель 3 базового уровня использую системный подход в обучении, неотъемлемой частью которого является процесс оценивания обучения. Поэтому на своих уроках я применяю различные виды оценивания, т.е. оценивание для обучения (формативное) и оценивание обучения (суммативное). Оценивание – процесс соотношения реальных результатов обучения и запланированных целей (заданного эталона). Отметка – результат этого процесса, выраженный в количественном показателе. Здесь необходимо отметить, что для того чтобы оценивание было успешным, в начале процесса обучения необходимы правильно поставленные цели. Поэтому цель урока ставлю согласно принципу SMART, которая формулируется на ученика или чаще всего совместно с ним и является конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и определенной по времени.
В Руководстве для учителя обозначено, что неслучайно категория «оценивание» в переводе с латинского означает «сидеть рядом». Так как на уроках дети часто работают в группах, то у меня возникает вопрос объективности оценивания и определяется ряд проблем по оцениванию. Например:
Как добиться объективности оценивания?
Как оценивать работу каждого ученика в группе?
Как избежать того, что в группе ставят одинаковые положительные оценки?
Как определить на каком этапе урока какие вопросы важны, а какие второстепенны (особенно на начальном этапе)
Часто требования к знаниям, умениям и навыкам имеют весьма расплывчатый характер и как их соотносить с результатами обучения?
По какому принципу происходит разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»)? Субъективное мнение учителя?
Завышение или занижение оценок в целях поощрения или наказания ребенка, или в угоду родителям или общественности?
За небольшой период работы в данном направлении мною были сделаны определённые выводы по оцениванию. А именно, на уроках необходимо использовать:
Формативное оценивание или оценивание для oбучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения и установления способов как лучше достигнуть необходимого уровня. (Руководство учителя стр.163). Оно проводится на различных этапах урока, в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения итоговой работы. Я убедилась, что улучшение обучения через оценивание зависит от ключевых условий:
Эффективной обратной связи от учителя к ученикам (рисунок 1).
Активного включения учеников в процесс собственного учения (рисунок 2).
Учета в преподавании результатов, полученных при оценивании.
Способности учеников оценивать свои результаты и понимания, как их улучшить (Руководство учителя стр.165).

Рис. 1. Рефлексия Дорожные знаки (обратная связь)

Рис. 2. Групповая работа
Формативные отметки помогают ученику определить уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения урока, раздела, блока учебной темы. Это может проводиться в виде теста, «Да-нет»-ки, «Закончите фразу…», «Сопоставьте…» и др. В связи с этим оценивание провожу на разных этапах урока. Так, как учитель не должен быть единственным оценивающим лицом, то для формативного оценивания я использую таблицы. Вот пример одной из них:
Таблица 1
Этапы урока | Я | Товарищ | Учитель |
Знаю | | | |
Хочу знать | | | |
Узнал | | | |
Обсуждение в рабочих группах | | | |
Дополнения постеров | | | |
Ответы на вопросы: 1. | | | |
2. | | | |
Таким образом, суммируя баллы, оценивается каждое задание. На каждом этапе урока с целью активизации работы учениками осуществляется функция самоконтроля и самооценки, взаимопроверки в парах. Оценка каждого задания даёт возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать, какие знания он может продемонстрировать или поделиться с товарищами по команде.
Суммативное оценивание или оценивание обучения как правило, складывается из результатов формативого оценивания. Поэтому, в конце урока я предполагаю и суммативное оценивание (четвёртая колонка таблицы). Этому способствуют и дифференцированные задания (таблица 2):
Таблица 2
Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Пользуясь физической картой, определите географическое положение Саур – Тарбагатая. | Составьте 10 тестовых вопросов по теме. | Какие доказательства вы можете привести в пользу того, что Саур – Тарбагатай является переходной зоной между Сибирью и Средней Азии |
Предполагается, что отвечая на них, ученики получают оценки «3», «4» или «5». Дети имеют возможность, ответив на выбранный вопрос, перейти на более сложный уровень.
После выполнения подобных заданий я заметила, что мои «тихие» ученики раскрылись. Например, ученица с высокой обучаемостью и низкой мотивацией Тамила выбрала задание на «5», которое предполагает развитие одарённости и очень аргументировано ответила на него. Ученик с низкой мотивацией и низкой успеваемостью, Владик выбрал задание на «4» и смог найти нужный ответ. Назерке ответила на все три вопроса.
На многих уроках используется работа группы экспертов, формативное оценивание групповых работ стикерами (рисунки 3,4)

Рис. 3. Работа экспертов

Рис. 4. Оценка стикерами
Как показывает практика, оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным тогда, когда ученик чётко видит, за что ему выставлена та или иная оценка. Этого можно достичь путём применения критериального оценивания. В этом случае ответственность за своё обучение ученик берет на себя. И учитель не является "судьёй" при выставлении оценок. Критериальная система оценивания дает возможность определять, на каком уровне усвоения материала находится ученик. Система совершенно прозрачна и для родителей, что позволяет избежать конфликта между школой и родителями. При критериальном оценивании оценка ставится за каждое задание. Осуществляется функция обратной связи, когда ученик знает о своих успехах и пробелах. В этом случае отрицательный результат тоже результат, так как он определяет, куда, в каком направлении, двигаться дальше, и как его улучшить. В критериальном оценивании важно, что шкала оценивания начинается с нуля. Таким образом, оценивается не личность ученика, а его достижения. То есть решается проблема объективного оценивания учебных достижений учащегося.
Используя различные виды оценивания на уроках географии, я могу говорить повышении качества знаний учащихся в тех классах, где используются в совокупности разные виды оценивания (диаграмма 1).
![]()
Диаграмма 1. Повышение качества знаний учащихся в 8, 9, 10 классах
Объективность оценок определяется дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, обсуждением и сравнением оценок, что стимулирует учащихся для достижения результатов более высокого уровня и формирования мышления более высокого порядка. Так как многие темы еще находятся в стадии разработки и нам с учениками порой трудно отойти от традиционной системы оценок, то можно предложить такие критерии:
Критерии оценивания устного ответа
Знание терминов и понятий
Логика изложения материала
Умение пользоваться картой и другими средствами при ответе
Культура речи, навыки публичного выступления
Критерии оценивания ответа по карте
Знание географических объектов по теме
Знание особенностей географических объектов
Умение правильно показывать объект на карте
Оптимальный темп показа объектов
Оценку «5» заслуживает ответ, который в целом соответствует перечисленным критериям
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию и форме изложения ответа
«3» - есть неточности и ошибки по сути раскрываемых вопросов
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Критерии оценки работы в контурных картах
Соответствие нанесенных объектов заданию
Правильное расположение объекта на карте
Правильность нанесения надписей
Грамотность и аккуратность
Наличие условных знаков
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.
Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям.
Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой, другие – чёрной.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Для оценивания достижений учащихся по географии в 8 классе по теме «Климат», мной предложено использовать следующие виды определения учебных результатов:
Таблица 3. Классификация учебных результатов (согласно таксономии Блума).
Уровень компетентности | Описание уровня | Пример измеряемых учебных результатов |
Знание | Воспроизводит термины, идеи, процедуры | Знает понятие Климат. Элементы климата. |
Понимание | Интерпретирует, экстраполирует знания, но не видит всех возможностей применения или переноса на другие близкие ситуации | Типы климата. |
Применение | Применяет абстрактные общие принципы или методы к специфическим конкретным ситуациям | Климат Казахстана умеренный резкоконтинентальный |
Анализ | Выделяет в комплексной идее отдельные составляющие и определяет их внутренние взаимосвязи | Причины резкой континентальности климата РК |
Синтез | Креативно конструирует идеи и понятия, взятые из разнообразных источников, для формирования комплексных идей в новые интегрированные паттерны (схемы), отвечающие поставленным условиям | Может ли климат РК измениться? Например, стать более влажным или более сухим? |
Суждение (оценка) | Способен выносить суждение по поводу идей или методов, на основе заданных или самостоятельно установленных критериев, которые подтверждаются наблюдениями или осмыслением полученной информации | Какие отрасли сельского хозяйства можно развивать в РК при данном типе климата |
Другой пример критериев к уроку географии, на тему: «Экономико - географическое положение Республики Казахстан в 9 классе:
Низкий уровень. Я умею определять положение РК на материке Евразия. Я умею определять, с какими странами граничит РК. Я умею определять географические координаты. Я знаю виды карт.
Средний уровень. Я умею сопоставлять материал учебника с картой. Умею определять расстояние между крайними точками республики. Могу выделить выгоды и недостатки ЭГП РК.
Высокий уровень. Могу назвать причины, по которым ЭГП РК считают выгодным. Могу объяснить, с чем связано неплотное заселение республики. Могу оценить ЭГП РК. Умею составлять критерии оценивания для изученного материала
Наблюдения за деятельностью учащихся на уроках показывают, что правильно выбранные стратегии, задания и критерии их оценивания способствуют повышению уровня учебной мотивации, активности ведения диалога и аргументации своих точек зрения.
В заключении необходимо определить преимущества и практическую значимость различных видов оценивания на уроках географии:
критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;
оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали,
оценивается только работа учащегося, а не его личность;
учащийся заранее знает критерии, по которым будет проверяться его работа;
учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.
Прогнозы и результаты:
оценивается каждый этап урока
обучение становится «прозрачным»
стимулируется самостоятельность обучения (самооценка и взаимооценка)
учебная деятельность ориентируется на результат обучения
объективность процесса оценивания при переходе от формативной к суммативной оценке.
Принимая участие в оценивании и постановке целей урока совместно с учителем, учащиеся ставят цели перед выполнением любого вида заданий и рода деятельности и учатся объективно оценивать себя и своих товарищей. В итоге, всё это приводит к повышению мотивации учеников и, как следствие, повышение качества знаний.
Список использованной литературы
Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
http://www.geoschool1.ru
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.
- Психология педагогической оценки //Электронный ресурс. – Режим доступа: knowledge.allbest.ru.
О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. //Заседание Правительства РК от 11 сентября 2012 года //Электронный ресурс. – Режим доступа: ru.government.kz.
Назарбаев Интеллектуальные школы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений» //Электронный ресурс. – Режим доступа: obuchenie.sadu-kz.com›?news=153.
Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся // Автореф. … канд. дисс Нижний Новгород – 2010. – 140 с.
Международная система оценивания знаний /on 28 September
2011 //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
Система_оценивания_знаний: качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса //Электронный ресурс. – Режим доступа: wiki/ru.wikipedia.org›wiki.
Общие критерии оценки учебных достижений учащихся /on
28 September 2011 //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
Система оценивания знаний: Дэн Пинк об удивительной науке мотивации //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
Р.Х. Шакирова, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. – Б.: Билим, 2012. - 80с.