СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование адекватной само- и взаимооценки, как итог занятий декоративно-прикладной направленности».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скорректиронанно название публикации. Данная публикация будет интересна педагогам дополнительного образования, учителям художественно-эстетического цикла.

Просмотр содержимого документа
««Формирование адекватной само- и взаимооценки, как итог занятий декоративно-прикладной направленности».»

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова» г. Курска











Доклад на тему:





«Формирование адекватной само- и взаимооценки, как итог занятий декоративно-прикладной направленности».













Автор: Е.В. Черкасская

педагог доп. образования

первая квалификационная категория





Проблема оценки знаний учащихся на уроках творческого объединения «Цветы и петельки» всегда была актуальна, но в последнее время, в связи с гуманизацией образования, появилась устойчивая необходимость в обновлении системы оценочных средств. Многие ученые признают недостаточными любые их модификации. В качестве основных недостатков традиционных способов оценки, будь то рейтинговая или тестовая система, указываются, во-первых, однонаправленность оценки, при которой не только высока вероятность преподавательского субъективизма, но и налицо несоответствие способа оценки задачам личностно-ориентированного обучения и развития личности учащегося в целом; во-вторых, подмена процесса оценивания результатом. При этом ученик приучается ориентироваться на мнение преподавателя и не научается соотносить свой результат с планируемым. Надо отметить, что в основе самооценки и взаимооценки лежит принцип образовательной рефлексии. Н.В. Уварина пишет: «Принцип образовательной рефлексии для личности в процессе актуализации творческого потенциала выступает как источник нового знания о себе, о понимании целей и задач своей активности, саморазвития. При этом соблюдение данного принципа проявляется в самоопределениии целей творческой деятельности, выборе форм и методов достижения цели, в самоанализе и сравнении полученных результатов с поставленной целью, в самооценке и самокоррекции индивидуальной творческой траектории развития. В то же время, как отмечает В.С. Ротенберг: „Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе и им самим, обучающими устройствами и т.д.) тем интереснее ему работать. Таким образом, необходимо обучать учеников использовать в своей практике разные способы оценивания знаний.

Мы рассмотрим такие способы оценивания знаний и практических умений при которых формируются умение самостоятельно оценивать свою работу (самооценка) или работу другого человека (взаимооценка). Понятия «самооценка» и „взаимооценка“ опираются на понятие «оценка». В педагогике под оценкой подразумевается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми ценностями (Ш.А. Амонашвили, Г.Ю. Ксензова, М.А. Чошанов, И.С. Якиманская). Результатом этого процесса является отметка, знаковый (цифровой) эквивалент оценки. Ш.А. Амонашвили указывает, что «оценка — это процесс, деятельность (или действие оценивания), осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом». Под самооценкой подразумевается любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т.д. Самооценка здесь противопоставляется другим типам данных о личности, например, экспертной оценке, наблюдению. Таким образом, самооценкой знаний учащихся является процесс соотношений реальных результатов с планируемыми, производимый самим учеником по отношению к результату собственной работы. Сложность проведения самооценки знаний на занятии заключается в первую очередь в субъективности получаемой оценки. При самооценке продуктов творчества учащихся необходимо сформулировать твердые критерии, опираясь на которые, ученик может самостоятельно и адекватно оценить результат своей деятельности. Здесь существует одна сложность — критерии будут различны для заданий различного характера. «Художественное вязание» и задание: сделать работу по образцу в технике симметричного вывязывания, то, следуя алгоритму, мы получим следующие взаимосвязи: 1. Вид задания — копирование, цель — освоить способы и приемы симметричного вязания; 2. Критериями будут аккуратность, точное копирование образца, адекватная цветовая гамма, правильная композиция, верный выбор материалов для вязания; 3. Показатели для каждого критерия будут разными, например, для критерия «аккуратность» мы предложили показатель «ровный край». Эти критерии в свою очередь раскладываются на уровни, например, ровный край может быть очень ровным, частично ровным и неровным; 4. В результате мы получили очень удобную таблицу, в которой ученику при самооценке задания нужно указать только уровень каждого показателя и подсчитать количество баллов. На практике учащиеся очень быстро обучались работать с таким инструментом для самооценки собственных проектов, это позволяло им объективно видеть недостатки и достоинства продуктов своей деятельности.

Еще одним способом оценивания знаний учащихся на занятии является взаимооценка. В своей практике мы пользуемся технологией экспертной взаимооценки. Экспертиза (лат.) — исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, эксперт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы. Внутригрупповая экспертная взаимооценка — метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки. Главный смысл взаимооценки — взаимоконтроль, самостоятельное исследование плодов собственной и чужой деятельности. В нашем случае экспертами будут являться сами ученики, что, несомненно, позволит им проявить следующие личностные качества: способность к конструктивной критике, наблюдательность, способность анализировать продукты чужой деятельности, взятие на себя ответственности за принятое решение. Мы разработали и опробовали удобный способ взаимооценки на занятиях. Обычно при экспертной взаимооценке каждому ученику можно выдать лист с показателями/уровнями, которых может быть до десятка, и предлагается оценить работу по каждому из них. Это необыкновенно трудно. Новизна и удобство предлагаемого способа в том, что эксперт должен работать только по одному из предложенных показателей, уровни которого предварительно разработаны им самим. Процедура экспертной взаимооценки проходит в несколько этапов: 1 этап — совместная (преподаватель и ученики) разработка показателей/уровней оценки в ходе свободной дискуссии; 2 этап — назначение эксперта по каждому из показателей (ученик сам выбирает себе один показатель); 3 этап — выставление оценок учениками-экспертами. 4 этап — обобщение оценок, аргументация своей оценки каждым из экспертов (если это необходимо), выставление среднего балла, рефлексия ученика. Все оценки фиксируются в экспертном листе преподавателя. В результате при таком способе взаимооценки, задания каждый ученик не только демонстрирует свой уровень владения технологией вязания, но глубоко анализирует один из показателей уровня владения другого ученика, что позволяет ему изучить, пронаблюдать и прочувствовать один из показателей общей оценки. При этом задействована вся группа, оценка выставляется коллегиально, возможна апелляция, и, что немаловажно, сравнивая различные варианты выполненного задания, ученик вырабатывает для себя оптимальный, эталонный вариант. В дальнейшем, когда процедура экспертной взаимооценки будет отработана, можно менять экспертов, темы, критерии на усмотрение преподавателя и учеников, тогда каждый ученик может освоить несколько показателей и в полной мере овладеет технологией экспертной взаимооценки.



Литература: 1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили.—Воронеж.: Институт практической психологии, 1998.—544 с. 2. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе/Н. М. Конышева.— Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.—296 с. 3. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб.пособие для пед. Вузов/М. В. Крулехт, И.В. Тельнюк.—М.: Академия, 2002.—112с. 4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учеб.— метод.пособие/Г. Ю. Ксензова.—М.: Педагогическое общество России, 1999.—120 с. 5. Ротенберг, В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн.для учителя/В. С. Ротенберг, С.М. Бондаренко.—М.: Просвещение, 1989.—239 с. 6. Словарь практического психолога/сост. С.Ю. Головин.—М.: АСТ, Харвест, 1998. —800 с. 7. Современный психологический словарь/под. Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.—СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008.—490 с. 8. Уварина, Н.В. Принципы актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе/Н. В. Уварина//General and Professional Education.—2011.—№ 2.—С.63 9. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие /М. А. Чошанов.—М.: Народное образование, 1996.—160 с. 10. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения всовременной школе/ И.С. Якиманская.— М.: Сентябрь, 2000.—176 с.