Рыбакова Ксения Сергеевна
Статья на эту тему
"Формирование адекватной самооценки детей»
Рассмотрев мнения психологов, мы выявили, что именно общение ребенка зависит от его развития самооценки, также общение с взрослыми играет важную роль. Самооценка начинает развиваться чуть ли не с первого месяца жизни.
Семья – это та среда, в которой у ребенка формируются представления о себе и о других. Однако, только наличия общения с родителями недостаточно для полноценного развития ребенка. Огромное значение для формирования самооценки детей. Мы часто слышим: "уже такой большой, а ты еще не научился завязывать шнурки!" Отец и мать никаким образом не думают, что именно из их оценок, в основном порядке, формируется мнение детей о себе. Встречаются и другие случаи, когда мы слышим от родителей: «Ты у себя в садике лучше всех. Ты самый идеальный ребенок». В этом случае у ребенка самооценка становится завышенной. С рождения они научатся оценивать собственные возможности, успехи и неудачи. Именно в семье происходит развитие самооценки ребенка, она может становиться заниженной, завышенной и адекватной, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Самооценка ребенка |
Заниженная - это приписывание себе несуществующих недостатков или их переоценка в сторону занижения. | Адекватная - это умение с достаточной степенью объективности осознавать себя и своё место в мире. | Завышенная - это переоценивание человеком своих возможностей, ориентация исключительно на успех любого мероприятия, в котором он участвует, идеализация собственной личности |
В поведении ребенка очень просто увидеть уровень самооценка. Если ребенок активен, жизнерадостный, присутствует чувство юмора и любит идти на контакт с любым собеседником – это те качества, которые присущи адекватной самооценке. Также они с большим удовольствием играют в игры, и никогда не разочаровываются после поражений. А вот если у ребенка присутствуют: подозрительность, т.е. они не раскрываются людям до конца, не доверяют никому; высокая чувствительность и обидчивость – это качества, присущи для детей с заниженной самооценки. Они не принимают участие в играх, потому что не хотят быть хуже других, а если и участвуют, то это заканчивается обидой на всех
Встречаются случаи, когда дети, получившие отрицательную оценку в семье, склонны компенсировать это в общении со сверстниками. Они стремятся всегда и везде быть на первом месте, и принимают это близко к сердцу, если им это не удается.
От детей, имеющих завышенную самооценку часто можно услышать: «Я самый лучший. Вы все должны меня слушать». Этот ребенок очень негативно относится к детям, которые также стремятся быть лидерами.
Чтобы точно убедиться, какая самооценка у вашего ребенка, мы подготовили тест «лестница», он используется с трех лет.
Изобразив лестницу из 10 ступенек на листе бумаги, покажите ребенку и расскажите, что на первых ступеньках находятся худшие мальчики и девочки, на ступеньке выше – чуть лучше, на следующей находятся еще лучше и так далее. Так же нужно указать, что на самой верхней ступеньке находятся самые умные мальчики и девочки. В данном тесте очень важно, чтобы ребенок понял суть самой задачи. После того, как ребенок понял суть, спросите, на какой ступеньке он будет стоять, и нарисует себя на данной ступеньке. Итак, вы выполнили задание, осталось сделать выводы.
Если дети ставят себя на первую, вторую, третью ступени снизу, то у них заниженная самооценка. Если на четвертом, пятом, шестом, седьмом, то самооценка ребенка адекватная. А если это восьмое, девятое, десятое число, то самооценка завышена. Для ребенка дошкольного возраста завышенной самооценкой считается, если ребенок постоянно ставит себя на десятую ступеньку.
Что нужно делать, если самооценка вашего ребенка не подходит к адекватной? Уровень самооценки ребенка в дошкольном возрасте меняется. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успех и неудачу-все это оказывает влияние на отношение ребенка к самому себе. В этом случае мы можем помочь ребенку развить соответствующую самооценку.
Игры, которые помогут вам лучше узнать своего ребенка.
"Игровая ситуация"
Детям предлагаются ситуации, в которых они должны изобразить самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Некоторые роли исполняет один из родителей или другие дети. Иногда бывает полезно поменяться ролями. Примеры ситуаций:
-Ты участвовал в конкурсе и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроен, помогите ему успокоиться.
- Моя мама принесла 5 апельсинов, вы и ваша сестра (брат), как вы их разделите? Почему же?
- Дети из вашей группы в детском саду играют в интересную игру, но у вас не было времени, игра уже началась. Попросите, чтобы вас приняли в игру. Что вы будете делать, если дети не примут вас?
"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрит в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты и мимику. "Зеркалом" может быть родитель или друг. Можно изобразить не себя, а кого-то другого, "зеркало" должно угадать и затем сменить роли. Эта игра поможет детям раскрыться, почувствовать себя более свободными, расслабленными.
Вы можете играть в прятки, ходить в магазины и просто надувать воздушные шарики, кто быстрее справится. Главное, чтобы малыш успешно справлялся с поставленными задачами и учился проигрывать с достоинством.
Таким образом, самооценка – это оценка самого себя, своих способностей. Взрослый человек оказывает большое влияние на развитие самооценки ребенка, ведь зачастую мы сами встречам родителей с высокой самооценкой, которая передается и их детям по поведению, ведь дети, стараются подражать взрослым, и это могут быть не только родители, но и воспитатели. Для того чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка, родители и воспитатели, должны быть доброжелательны к детям, обращаться к ребенку по имени, одобрение его действий, поддержка, как раз и способствует развитию самооценки ребенка в этом возрасте.
Список использованных источников и литературы
1. Арнаутова Е. П. учитель и семья. Москва, 2002.
2. Баркан А. " Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка".
3. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12.