Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 11»
Формирование базовых учебных действий
у обучающихся начальной школы
через применение коррекционно-развивающих упражнений
учитель начальных классов
Хмеловская Елена Викторовна
р.п. Ванино
2018 г.
Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
В составе основных видов БУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, коммуникативный, регулятивный, познавательный. Все они взаимосвязаны и формирование их реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности параллельно.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Первый год обучения в школе особенно трудный для детей с нарушениями психического здоровья: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируются к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Все ученики нуждаются в дифференцированном подходе. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов.
При организации занятий рекомендуется помнить, что:
• Любое занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
• Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом – «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д.), которые получает ребенок.
• Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, письменных и устных форм работы, проведение физкультминуток. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
• Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал – покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.
Рассмотрим коррекционно-развивающие упражнения и задания, которые можно использовать на уроках и во внеклассной работе.
Задания:
на умение обобщать
на умение сравнивать
на умение классифицировать
на нахождение или выбор удобного способа действия
на использование анализа
на смекалку
на развитие внимания
на развитие познавательной активности
Упражнения:
Для организации процесса обучения очень важна обстановка вокруг, наглядность, оформление кабинета. На доске у нас в классе висит картинка с изображением правильной посадки ученика, к которой обращаемся постоянно.
В кабинете есть стенд «Мы изучаем», где вывешиваем актуальную наглядность, всегда в кармашках лежат карточки, пазлы, раскраски, которые дети могут взять на перемене, например, и поработать с ними. На календаре недели ежедневно отмечаем, какой сегодня день, какой был вчера, какой завтра, сколько осталось до выходного дня, когда приедет мама… Озвучиваем план дня (у некоторых обучающихся расписание их дня в виде карточек на липучках лежит на парте). Игровые доски на стене сделаны своими руками и руками учителя трудового обучения. Они «на рельсах», можно снять в любой момент. Постоянно на переменах у нас в гостях находятся дети из соседних классов, происходит общение.
Если был задан вопрос какой-то или прозвучала фраза «никогда этого не слышал…никогда такого не видел… не знаю» – стараемся обязательно вернуться к этому вопросу – откуда берется хлеб, одежда в магазине…
Каждый день мы начинаем с разминки. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения, на совершенствование движений, развитие мелкой моторики и сенсомоторики. Можно использовать видео-физминутки с участием детей – когда с экрана под веселую музыку их сверстники танцуют, детям это очень нравится, снимает напряжение и стеснительность.
Для развития движений руки можно также использовать традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, графические диктанты, аппликации, «сложи из палочек», «рисуй обеими руками сразу», любые другие виды ручного труда, а также пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр (при инсценировке сказки), задание «повтори композицию из резинок» и т.д.
Интересны также нетрадиционные виды рисования. С помощью пупырчатой пленки, на камнях, вот краску можно налить в герметичный пакет, тоже интересно что-то изобразить… При рисовании ладошками один ребенок сказал: «Здорово! Всегда мечтал измазаться…»
Еще мы пользуемся заламинированными полосками бумаги, на которых можно рисовать, писать маркером, исправлять и стирать губкой, т.к. у маркерной доски для всех желающих не всегда хватает места. И рисование на толстой пленке, накладывая ее на изображение и обводим, можно использовать такую пленку для перфокарт (решить пример).
Игры - «Тактильное домино», «Побери крышечку» - здесь и цвет, и форма, и размер, и прикосновение к различным материалам, «собери носки по парам», расставь палочки по стаканчикам с цифрами, различные математические пазлы, «рассели предметы по домам».
На примере урока математики «Наведи порядок» по мотивам м\ф «Маша и медведь». Тема «Сложение и вычитание в пределах 6». Мы надеваем сначала «Шапку размышлений» поскольку на улице холодно – такой массаж головы и весь урок наводим порядок в домике медведя после посещения Маши, пока хозяин зимой спит. В прихожей мы собираем разбросанные комплекты из шапок, варежек, шарфов и носков, ищем пары варежек, на которых сумма снежинок равна 6, подбираем половинки зонтикам (разрезные картинки).
На кухне мы склеиваем разбитый чайник, подбираем к чашке пару, кто-то собирает разрезную картинку из 2-х или 3-х частей.
Затем физминутка. Медведь у нас чистюля, везде у него порядок, часто стирает, давайте поможем. Изображаем стирку белья (показать), полощем, выжимаем и вешаем на прищепки. Но нужны прищепки… Вариантов игр с прищепками много. Это - какое число находится между, обозначь количество предметов на картинке, найди соседей числа или просто найди соответствующий цвет.
Следующая проблема – Маша перевернула все горшки с цветами. Нужно посадить каждый цветок в «свой» горшок (разрезные карточки) и полить (т.е. решить примеры и закрасить нужное количество капелек). Задание попроще – обвести картинку (можно на доске, можно на индивидуальной карточке).
Здесь можно провести релаксационную минутку - как будто мы сердимся на Машу за этот беспорядок (сожмите кулачки сильно-сильно, как будто вы сердитесь… сильнее, сильнее… расслабьтесь… ничего страшного... справимся мы с этим… давайте еще раз повторим…).
Задание – порядок в кладовой – разложить всё по своим местам, соединить предмет с отпечатком на пыльной полке и назвать одним словом (овощи). (задание попроще - собрать разрезные картинки).
Далее Мишиной подружке медведице собираем нитки разорванных бус и отгадываем, какой подарок приготовил ей медведь – надо решить примеры, сопоставить с буквами и прочитать слово (в данном случае – вазу). И повесить обратно слетевшие с елки игрушки. Всем детям есть задания разной сложности.
Физминутка «Медведь по лесу бродит…» с повторением движений медведя… После этого разбираем картинки по порядку происходящего в его сне, ищем пары горшочков с мёдом или восстанавливаем картинку.
Далее - Миша большой сладкоежка, очень любит конфеты. Давайте поможем ему посчитать, сколько конфет осталось у него после Машиного нашествия. Составить и записать примеры в тетради. И задачка – стихотворение про пирог.
Можно провести физминутку «Зеркало» - давайте проверим, целое ли в комнате зеркало? Правильно ли показывает? Я буду двигаться, а вы изображать зеркало, т. е. повторять мои движения, но быстро и сразу, как это делают зеркала.
Здесь же под этой тематикой урока можно - отремонтировать Мишин забор, построить лесенку, разложить на группы разбросанные и перемешанные буквы и цифры, дорисовать Мишину картину, разобрать Мишины раскиданные фотографии, разобрать инвентарь во дворе и т.д. Интересных и разнообразных заданий можно найти и придумать много.
Важно обеспечить, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Использование коррекционно - развивающих упражнений решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.
Список используемой литературы:
Список используемой литературы
1. Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005
2. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе / Начальная школа, 2005
3. Закирьярова Р. З. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 130-133.
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000
5. Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/– М.: Просвещение, 2013
6. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Волгоград: Учитель.
7. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М.,1997
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий/- М.: НИИ школьных технологий, 2006
9. Шепитько Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС / Молодой ученый — 2015 — №22. — С. 882-884.
10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология /- М.: Педагогическое общество России, 2005
Интернет - источники:
https://moluch.ru
http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp
http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/shkola_14.jpg
https://previews.123rf.com/images/serezniy/serezniy1305/serezniy130500587/21522184-Portrait-of-teacher-woman-near-chalkboard-in-classroom-Stock-Photo.jpg
https://previews.123rf.com/images/avesun/avesun1203/avesun120300076/12920532-Crazy-chemist-woman-with-disheveled-hair-and-vial-in-hands-Stock-Photo.jpg