Формирование базовых умений и компетенций как условие подготовки конкурентоспособной личности на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы Абушева С. В.
Современная концепция образования ставит целью развитие конкурентоспособной личности, готовой к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, обладающей такими ключевыми компетенциями: технологической, самообразовательной, информационной, социальной, коммуникативной. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования базовых умений и ключевых компетенций школьников в процессе изучения русского языка, поскольку использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией, которой сегодня учителя –словесники уделяют большое внимание. |
Как учитель решение этой проблемы я начала с обновления теории практики обучения. Исходя из личного опыта, остановлюсь на организации работы в предпрофильных 8 -9 классах.
На мой взгляд, традиционное изложение материала в 8-9 классах малыми дозами неэкономно для занятий по русскому языку, поэтому я использую более эффективную систему обучения – структурирование учебного материала. С этой целью применяю обобщающие таблицы и схемы, которые вносят значительные коррективы в технологию обучения русского языка. Вместе с учениками мы изготовили опорные конспекты по орфографии, синтаксису, пунктуации и культуре речи. Они получились насыщенными, состоящими из одного-двух крупных блоков, это способствует эффективному усвоению программного материала и формированию базовых умений по русскому языку.
Одна из форм нашей совместной деятельности с учащимися – создание справочников, которые учащиеся ведут с 8 класса. В них собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать их при подготовке к ГИА, ЕГЭ, для сочинений, рефератов, исследовательских работ.
Также большую пользу учащимся приносит составление алгоритмов. В качестве особого типа наглядности алгоритмы дополняют систему правил по орфографии, пунктуации, имеющиеся в учебнике, и являются средством усвоения знаний и формирования навыков грамотного письма.
Как известно, элементы новизны, используемые учителем на уроках, всегда активизируют внимание обучающихся, повышают интерес к изучению программного материала. Именно поэтому стараюсь выстроить урок так, чтобы ученики сами оперировали учебным содержанием, и при этом у них формировались способности к самообучению, самоорганизации.
Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения. Например, систематически использую тексты публицистического стиля, способствующие развитию точности, логичности, доказательности, эмоциональности. Такие тексты направлены на обогащение грамматического строя учащихся, на подготовку к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Дети работают в группах; решая проблемы, строят план действий, способны к рефлексии.
Теоретический материал даю блоками, в результате учащиеся воспринимают всю тему, поэтому больше времени отводится на закрепление изученного. Кроме того, никогда не бывает отставания от программы.
На следующем представленном слайде вы видите методы, используемые мною в процессе формирования базовых умений и ключевых компетенций учащихся.
Методы, используемые в процессе формирования базовых уменийи ключевых компетенций
учащихся.
Методы | Формы деятельности | Формируемые компетенции | Результат |
Метод проблемного обучения. | Работа со словом; Словарные диктанты; Сочинения-миниатюры; Составление словариков. | - готовность к самообразованию; - информационные; - технологические; - готовность принимать решения. | Активизировался пассивный и обогатился активный словарь. Повысилась мотивация уроков русского языка. |
Репродуктивные методы | | - технологические; - коммуникативные. | Составлен справочник с опорными конспектами и алгоритмами. |
Методы стимулирования и положительной мотивации в обучении | Анализ текстов; Познавательные конкурсы; Семинары; Дискуссии. | - коммуникативные; - социальные; - готовность принимать решения и делать вывод. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Умение создавать рефераты. |
Методы организации учебно-познавательной деятельности | Самостоятельная работа; Зачёты; Презентации. | Все ключевые компетенции. | Презентация уроков. Выступления с докладами и рефератами. |
Методы контроля и самоконтроля | | - технологические; - информационные; - готовность к самообразованию; - коммуникативные. | Презентация уроков. Выступления с докладами и рефератами |
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся | Работа с книгой; Самостоятельная работа. | - технологические; - информационные; - готовность к самообразованию; - коммуникативные; - социальные. | Научно-исследовательские работы. Научно-практические конференции |
В процессе обучения с целью формирования базовых умений и ключевых компетенций применяю также методы и приемы компетентностно - ориентированного обучения.
ИКТ
ИКТ
Групповая работа
Компетентностно-ориентированное обучение
Метод проектов
Дифференцированное обучение
Предпрофильное обучение
Важным направлением в урочной деятельности в этом случае занимает метод
учебных проектов, что позволяет развивать коммуникативные компетенции и дает возможность формировать у школьников все ранее названные базовые умения.
В подготовке и проведении уроков русского языка в предпрофильных классах использую интернет-ресурсы. Такая работа способствует обогащению словарного запаса школьников; овладению ими нормами литературного языка; знанию лингвистических и литературоведческих терминов.
Использование интернет-ресурсов позволяет учащимся создавать электронные презентации, увеличилось их количество и качество.
В урочной деятельности 8-9 классов стараюсь реализовать следующие задачи:
обеспечить прочное усвоение учащимися программного материала;
создать условия для существенной дифференциации обучения;
способствовать полноценному образованию учащихся с разными возможностями
Результаты очевидны. Наблюдается положительная динамика итогов тестирования, мониторингов и контрольных работ.
В рамках предпрофильного обучения мною был разработан элективный курс «Практическая стилистика», где работа велась по модулям. Это позволило использовать дифференцированную работу, вести активные формы урока, учащиеся приобрели опыт творческой и навык исследовательской деятельности.
Использование элементов дифференцированного обучения в предпрофильных классах позволяет мне работать с одарёнными детьми, способствует расширению и углублению образовательного пространства. Формами учебной деятельности в этом случае являются
подготовка презентаций;
создание и защита проектов по теме уроков;
уроки-зачёты, уроки-защиты, уроки-презентации;
традиционные и активные формы обучения;
подготовка детей к конкурсным сочинениям разных номинаций;
организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.
Таким образом, использование названных методов и технологий , на мой взгляд, позволяет облегчить учителю достижение важной цели – подготовить конкурентоспособную личность.