СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование базовых умений и компетенций как условие подготовки конкурентоспособной личности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная концепция образования ставит целью развитие  конкурентоспособной личности, готовой  к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности,  обладающей такими ключевыми   компетенциями: технологической, самообразовательной, информационной, социальной, коммуникативной.

Просмотр содержимого документа
«Формирование базовых умений и компетенций как условие подготовки конкурентоспособной личности на уроках русского языка»

Формирование базовых умений и компетенций как условие подготовки конкурентоспособной личности на уроках русского языка

Учитель русского языка и литературы Абушева С. В.

Современная концепция образования ставит целью развитие конкурентоспособной личности, готовой к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, обладающей такими ключевыми компетенциями: технологической, самообразовательной, информационной, социальной, коммуникативной.

Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования базовых умений и ключевых компетенций школьников в процессе изучения русского языка, поскольку использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией, которой сегодня учителя –словесники уделяют большое внимание.

Как учитель решение этой проблемы я начала с обновления теории практики обучения. Исходя из личного опыта, остановлюсь на организации работы в предпрофильных 8 -9 классах.

На мой взгляд, традиционное изложение материала в 8-9 классах малыми дозами неэкономно для занятий по русскому языку, поэтому я использую более эффективную систему обучения – структурирование учебного материала. С этой целью применяю обобщающие таблицы и схемы, которые вносят значительные коррективы в технологию обучения русского языка. Вместе с учениками мы изготовили опорные конспекты по орфографии, синтаксису, пунктуации и культуре речи. Они получились насыщенными, состоящими из одного-двух крупных блоков, это способствует эффективному усвоению программного материала и формированию базовых умений по русскому языку.

Одна из форм нашей совместной деятельности с учащимися – создание справочников, которые учащиеся ведут с 8 класса. В них собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать их при подготовке к ГИА, ЕГЭ, для сочинений, рефератов, исследовательских работ.

Также большую пользу учащимся приносит составление алгоритмов. В качестве особого типа наглядности алгоритмы дополняют систему правил по орфографии, пунктуации, имеющиеся в учебнике, и являются средством усвоения знаний и формирования навыков грамотного письма.

Как известно, элементы новизны, используемые учителем на уроках, всегда активизируют внимание обучающихся, повышают интерес к изучению программного материала. Именно поэтому стараюсь выстроить урок так, чтобы ученики сами оперировали учебным содержанием, и при этом у них формировались способности к самообучению, самоорганизации.

Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения. Например, систематически использую тексты публицистического стиля, способствующие развитию точности, логичности, доказательности, эмоциональности. Такие тексты направлены на обогащение грамматического строя учащихся, на подготовку к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Дети работают в группах; решая проблемы, строят план действий, способны к рефлексии.

Теоретический материал даю блоками, в результате учащиеся воспринимают всю тему, поэтому больше времени отводится на закрепление изученного. Кроме того, никогда не бывает отставания от программы.


На следующем представленном слайде вы видите методы, используемые мною в процессе формирования базовых умений и ключевых компетенций учащихся.


Методы, используемые в процессе формирования базовых уменийи ключевых компетенций

учащихся.

Методы

Формы деятельности

Формируемые компетенции

Результат

Метод проблемного обучения.

  • Работа со словом;

  • Словарные диктанты;

  • Сочинения-миниатюры;

  • Составление словариков.

- готовность к самообразованию;

- информационные;

- технологические;

- готовность принимать решения.


Активизировался пассивный и обогатился активный словарь.

Повысилась мотивация уроков русского языка.

Репродуктивные методы

  • Работа с алгоритмами.

- технологические;

- коммуникативные.

Составлен справочник с опорными конспектами и алгоритмами.

Методы стимулирования и положительной мотивации в обучении

  • Анализ текстов;

  • Познавательные конкурсы;

  • Семинары;

  • Дискуссии.

- коммуникативные;

- социальные;

- готовность принимать решения и делать вывод.


Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Умение создавать рефераты.

Методы организации учебно-познавательной деятельности

  • Самостоятельная работа;

  • Зачёты;

  • Презентации.

Все ключевые компетенции.

Презентация уроков.

Выступления с докладами и рефератами.

Методы контроля и самоконтроля

  • Устный контроль и самоконтроль;

  • Зачёты.

- технологические;

- информационные;

- готовность к самообразованию;

- коммуникативные.

Презентация уроков.

Выступления с докладами и рефератами

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

  • Работа с книгой;

  • Самостоятельная работа.

- технологические;

- информационные;

- готовность к самообразованию;

- коммуникативные;

- социальные.

Научно-исследовательские работы.

Научно-практические конференции

В процессе обучения с целью формирования базовых умений и ключевых компетенций применяю также методы и приемы компетентностно - ориентированного обучения.

ИКТ

ИКТ

Групповая работа

Компетентностно-ориентированное обучение


Метод проектов




Дифференцированное обучение


Предпрофильное обучение



Важным направлением в урочной деятельности в этом случае занимает метод

учебных проектов, что позволяет развивать коммуникативные компетенции и дает возможность формировать у школьников все ранее названные базовые умения.

В подготовке и проведении уроков русского языка в предпрофильных классах использую интернет-ресурсы. Такая работа способствует обогащению словарного запаса школьников; овладению ими нормами литературного языка; знанию лингвистических и литературоведческих терминов.

Использование интернет-ресурсов позволяет учащимся создавать электронные презентации, увеличилось их количество и качество.

В урочной деятельности 8-9 классов стараюсь реализовать следующие задачи:

  • обеспечить прочное усвоение учащимися программного материала;

  • создать условия для существенной дифференциации обучения;

  • способствовать полноценному образованию учащихся с разными возможностями

Результаты очевидны. Наблюдается положительная динамика итогов тестирования, мониторингов и контрольных работ.

В рамках предпрофильного обучения мною был разработан элективный курс «Практическая стилистика», где работа велась по модулям. Это позволило использовать дифференцированную работу, вести активные формы урока, учащиеся приобрели опыт творческой и навык исследовательской деятельности.

Использование элементов дифференцированного обучения в предпрофильных классах позволяет мне работать с одарёнными детьми, способствует расширению и углублению образовательного пространства. Формами учебной деятельности в этом случае являются

  • подготовка презентаций;

  • создание и защита проектов по теме уроков;

  • уроки-зачёты, уроки-защиты, уроки-презентации;

  • традиционные и активные формы обучения;

  • подготовка детей к конкурсным сочинениям разных номинаций;

  • организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.

Таким образом, использование названных методов и технологий , на мой взгляд, позволяет облегчить учителю достижение важной цели – подготовить конкурентоспособную личность.