ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Елизавета Александровна Третьякова
«КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; приведены особенности работы с информацией в начальной школе; рассмотрена педагогическая мастерская как средство формирования умения работать с информацией в начальной школе.
Ключевые слова: информация, работа с информацией, этапы работы с информацией, информационные умения, информационная грамотность, педагогическая мастерская.
По мнению Ю.Н. Васильевой, в начальной школе обучающиеся испытывают серьёзные затруднения при работе с информацией.
В последние годы актуальна проблема формирования умения работать с информацией, которое считается одним из важнейших универсальных учебных действий на начальном этапе обучения [2:182].
Цель данной статьи – определить структуру процесса формирования базовых умений работы с информацией в начальной школе, в том числе на уроках окружающего мира.
Объектом исследования является формирование у обучающихся начальной школы базовых умений работы с доступной информацией.
Познавательная деятельность является результатом получения информации и её преобразования. Разработка новых программ позволила ориентировать учебники на формирование умений работать с информацией, а это в первую очередь её осмысление и поиск. Опыт школ доказывает, что необходимо развивать умения работать с информацией, искать методы и средства решения данной проблемы. В начальной школе значимость развития таких умений высока, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент знаний, умений и навыков, с которыми ученик обучается дальше в средней школе, в старших классах [2:182].
А.Г. Асмолов считает, что отсутствие у школьников умений работать с источниками информации является предпосылкой возникновения проблем в учебно-познавательной деятельности, а также в развитии других видов деятельности – исследовательской и проектной.
В примерных программах начального общего образования уделено большое внимание понятию «информационная грамотность». Под эти понятием понимается совокупность умений и навыков работы с информацией. Информационно грамотный человек способен найти нужную информацию, раскрыть интерпретацию найденным фактам, придумывать и развивать свои идеи и замыслы. В ходе этого формируется информационная культура личности. Учитель должен обладать соответствующими информационными знаниями, умениями, навыками, чтобы заложить основы и продолжить их совершенствование [2:182-183].
Таким образом, информационная культура не может быть сформирована без информационной грамотности ученика. На протяжении всей жизни эти понятия связаны и занимают определенное место в информационном мире. Поступательная и целенаправленная работа учителя позволит реализовать требования системы образования [2:183].
Информация стала одним из важных факторов развития личности, как умственного, так и творческого. Умение работать с информацией – одно из важных умений учащегося, позволяющее ему решать задачи, которые диктует образовательный процесс. В настоящее время информация представлена в разных формах, поэтому важно научить ребенка выделять главные факты, проводить анализ, сравнение, уметь классифицировать понятия, делать обобщения и выводы, а также владеть другими приемами, позволяющими оперировать информацией [2:183].
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования заявлено, что предметные результаты по учебному предмету «Окружающий мир» должны обеспечивать приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использовании электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде [1:26].
Н.Н. Светловская выделяет такие этапы работы с информацией, которыми должны овладеть учащиеся в начальной школе:
1.Этап принятия учебной задачи.
2. Этап поиска информации.
3. Этап обработки информации.
4. Этап хранения информации.
На этапе принятия учебной задачи у учащихся формируются умения:
- осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос;
- выбрать источник информации и оценить его адекватность сформулированному запросу [4:24].
На этапе поиска информации учащиеся овладевают эффективной работой с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности [4:25].
На этапе обработки информации учащиеся овладеют умением отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней) [4:25].
На этапе хранения информации учащиеся смогут осознанно и эффективно использовать особенности своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения [4:25].
Рассмотрим такое средство формирования базовых умений работы с информацией на уроках окружающего мира, как мастерская.
Педагогическая мастерская – это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, движения от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины, создание творческого продукта, сотрудничество и сотворчество [3:1].
Например, в мастерской «Классная энциклопедия нашего города» планировалась организация работы обучающихся с такими источниками информации, как энциклопедия Красноярского края, различные графики и сравнительные таблицы, видеоролики о природе и обществе города Красноярска. Работа детей с различными источниками информации организовывалась с помощью групповой формы работы. Конечным продукты мастерской являлась энциклопедия о городе Красноярске, составленная обучающимися при использовании перечисленных источников.
Таким образом, в статье удалось определить структуру процесса формирования базовых умений работы с информацией в начальной школе, в том числе на уроках окружающего мира в форме педагогической мастерской.
Формирование умения работать с информацией необходимо младшему школьнику, в соответствии с запросами современного общества и движущегося в своем развитии образовательного прогресса. Ученик, обладающий умением работать с информацией, всегда будет способен эффективно взаимодействовать в информационном пространстве и владеть информационными ресурсами и приемами [2:184].
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286.
Васильева Ю.Н. Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-problemy-umeniya-rabotat-s-informatsiey-v-mladshem-shkolnom-vozraste/viewer
Малкова И.В. Урок-мастерская. https://n-shkola.ru/articles/view/65
Миронова В.А. Формирование у младших школьников умения работать с информацией. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-umeniya-rabotat-s-informatsiey/viewer