Кудряшова Н.Г.,
воспитатель ГПД
Формирование безопасного поведения как компонент педагогического процесса в группе продленного дня
В настоящее время проблема безопасности – это одна из самых приоритетных ситуаций. Вопрос культуры безопасности жизнедеятельности является ключевым, т.к. современное общество сталкивается с проблемами, когда люди не осознают, как правильно поступить в постоянно изменяющихся условиях.
Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации. На сегодняшний день решение проблем безопасности нереально без учета человеческого фактора. Следовательно, развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека является определяющим фактором с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям.
Основам безопасной жизнедеятельности необходимо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания нужны и учащимся начальной школы, старшеклассникам, маленьким воспитанникам детских садов. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь так можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.
Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности – это истина, не требующая аргументации.
В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится также формирование безопасного поведения.
В процессе формирования безопасного поведения дети школьного возраста осуществляют такую деятельность, в результате которой развиваются и формируются различные варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению); безопасная жизнедеятельность, которая направлена на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов.
В учебном процессе совместные действия учителя и школьников приводят к разным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств детей: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях, из которых можно выйти без потерь при правильных действиях; формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний с применением разных видов психологической защиты.
Указанные варианты результатов учебного процесса допустимы в том случае, когда сущность формирования безопасного поведения сводят к информированию детей об опасности и разным видам деятельности в опасных ситуациях. Подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных ситуациях. На самом подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены разные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.
Дети школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности. Их суть состоит в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и реальных опасных ситуаций.
Формирование безопасного поведения включает в себя следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности, как основы безопасности человека и общества).
Таким образом, в составе формирования безопасного поведения, есть составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности.
В широком смысле формирование безопасного поведения представляет собой процесс формирования готовности к разным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), к выполнению разных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя), присвоения школьниками различных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической). Так как все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны, следовательно, формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.
В узком смысле формирование безопасного поведения – это присвоение школьниками фрагментов культуры. Основная функция – обеспечение безопасности человека и общества. Это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, опасным и вредным условиям деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в различных конкретных видах и условиях деятельности.
Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Формирование безопасного поведения может входить в состав воспитания, педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ. Из педагогических категорий, которые фиксируют максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, более приемлемым для продолжения анализа считается понятие «педагогический процесс».
Далее необходимо рассмотреть соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.
Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, который способствует формированию личности, готовой действовать в опасных условиях. В качестве такого компонента в учебном процессе выступает тот или иной учебный курс, к примеру – ОБЖ. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в процессе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. В современные дни такого рода этапом воспитательного процесса считаются походы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха, которые могут быть организованы ГИБДД, управлениями пожарной охраны, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.
Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Такая функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление связано с содержанием обучения и воспитания.
Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания.
Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь.
Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества.
Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе.
При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.
Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у детей опыта деятельности в таких ситуациях.
Таким образом, обучение детей основам безопасного поведения – это важная составная часть системы общественной безопасности. Только психически и физически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности – это истина, не требующая обоснования.
Кудряшова Н.Г.,
воспитатель ГПД
Система работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения
Нами была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности. Осуществлялась непосредственно организованная деятельность в разных формах: работа с наглядным и раздаточным материалом, организация различных видов игр, моделирование ситуаций, экскурсии, беседы, развлечения и тематические мероприятия.
В процессе работы использовались методы, которые условно можно разделить на три группы:
1. Методы, которые используются в целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, просмотр мультфильмов.
2. Методы, которые используются в целях формирования умений применять полученные знания в повседневной жизни: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, дидактические игры.
3. Методы, которые обеспечивают эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности, были реализованы на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызвало эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.
Свою работу мы начали с оформления центра основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
Таблица 1
Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста
Раздел | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Ребенок и другие люди | - Беседы «Злые намерения «доброго» человека». - Дидактические игры: «Опиши внешность человека», «Найди правильную карточку», «Где ты живешь?». | Информация в родительский уголок: «Если ваш ребенок потерялся», «Беседа с ребенком о незнакомцах». |
Ребенок и природа | - Беседы: «Роль человека в сохранении природы», «Правила поведения в лесу», «Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?». - Опытно-экспериментальная деятельность «Чистой водицей можем напиться». - Дидактические игры. «Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод». - Чтение художественной литературы | Информация в родительский уголок: «Грибы. Что мы о них знаем», «Прогулка с ребенком. Учимся наблюдать и запоминать». |
Ребенок дома | - Беседы на тему: «Осторожно, огнеопасно!», «Дома опасно – безопасно», «Порядок должен быть везде», «Электроприборы не игрушка», «Лекарства», «Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны», «Открытое окно и балкон – источник опасности». - Рисование на тему «Пожарная часть». - Дидактические игры. «Нельзя играть с огнем!», «Опасно-безопасно», «Найди пару», «Найди опасный предмет в комнате», «Разрезные картинки», «Логические цепочки». | Родители вместе с детьми дома нарисовали схематические планы своих квартир и пометили на них специальными значками опасные места. Так же родителям было предложено дома с ребенком составить список десяти самых опасных предметов, которые есть у них дома и обсудить с ними это. |
Здоровье ребенка | - Беседы на тему: «Зачем мыть руки», «Витамины», «Полезная и вредная пища», «Режим дня», «Закаливание, что это?». - Дидактические игры. «Четвертый лишний», «Дорисуй», «Правильно-неправильно», «Опасно-неопасно» | Информация в Уголок класса: «Здоровый образ жизни начинается с семьи», «Режим дня школьника», «Здоровая пища», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста». Индивидуальные беседы с родителями: «Режим ребенка дома», «Рацион школьника». Родительское собрание: «Здоровье ребенка – залог гармоничного развития личности». |
Эмоциональное благополучие ребенка | - Беседа на тему: «Мы друзья», «Папа и мама иногда ссорятся». - Чтение художественной литературы. - Игры на формирование умения детей общаться, развитие связной речи. | Наглядная информация в уголок класса: «Конфликты в семье», «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка», «Между нами, взрослыми». |
Ребенок на улицах города | Беседы на тему: «Если ты потерялся», «Светофор – наш друг и помощник», «Дорога, какая она», «Пешеходный переход», «Что такое перекресток», «Игры во дворе», «Правила езды на велосипеде», «Общественный транспорт». | Беседа с инспектором ГИБДД. Наглядная информация: «Памятка родителям о правилах дорожного движения». |
Итак, дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.
Формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 144 с.
Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте [Текст] // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С.491-494.
Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению [Текст] : Дис. на соискание уч. степени к.п.н. / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2014. – 199 с.
Иовенко, И. В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] : Дис. на соискание уч. степени д.п.н. / И. В. Иовенко. – М., 2013. – 408 с.
Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице [Текст] / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.
Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М. : «Новые технологии», 2016. – С.37-40.
Купецкова, В. Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Купецкова. – Пенза, 2018. – 35 с.
Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – №8. – С.13-16.
Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников [Текст] / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М. : Академия педагогических и социальных наук, 2016. – 169 с.
Посмитная, А. А. Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 201-204.
Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Н. В. Сократов. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016. – 364 с.
Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2016. – №6. – С.49-58.
Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения школьников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. : Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.
Шипунова, В. А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Шипунова. – М. : Цветной мир, 2013. – 96 с.
14