СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование безопасного поведения как компонент педагогического процесса в группе продленного дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлены теоретические основы по формированию у младших школьников навыков безопасного поведения

Просмотр содержимого документа
«Формирование безопасного поведения как компонент педагогического процесса в группе продленного дня»

Кудряшова Н.Г.,

воспитатель ГПД


Формирование безопасного поведения как компонент педагогического процесса в группе продленного дня


В настоящее время проблема безопасности – это одна из самых приоритетных ситуаций. Вопрос культуры безопасности жизнедеятельности является ключевым, т.к. современное общество сталкивается с проблемами, когда люди не осознают, как правильно поступить в постоянно изменяющихся условиях.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации. На сегодняшний день решение проблем безопасности нереально без учета человеческого фактора. Следовательно, развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека является определяющим фактором с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям.

Основам безопасной жизнедеятельности необходимо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания нужны и учащимся начальной школы, старшеклассникам, маленьким воспитанникам детских садов. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь так можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.


Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности – это истина, не требующая аргументации.

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится также формирование безопасного поведения.

В процессе формирования безопасного поведения дети школьного возраста осуществляют такую деятельность, в результате которой развиваются и формируются различные варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению); безопасная жизнедеятельность, которая направлена на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов.

В учебном процессе совместные действия учителя и школьников приводят к разным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств детей: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях, из которых можно выйти без потерь при правильных действиях; формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний с применением разных видов психологической защиты.

Указанные варианты результатов учебного процесса допустимы в том случае, когда сущность формирования безопасного поведения сводят к информированию детей об опасности и разным видам деятельности в опасных ситуациях. Подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных ситуациях. На самом подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены разные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.

Дети школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности. Их суть состоит в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и реальных опасных ситуаций.

Формирование безопасного поведения включает в себя следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности, как основы безопасности человека и общества).

Таким образом, в составе формирования безопасного поведения, есть составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности.

В широком смысле формирование безопасного поведения представляет собой процесс формирования готовности к разным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), к выполнению разных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя), присвоения школьниками различных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической). Так как все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны, следовательно, формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.

В узком смысле формирование безопасного поведения – это присвоение школьниками фрагментов культуры. Основная функция – обеспечение безопасности человека и общества. Это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, опасным и вредным условиям деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в различных конкретных видах и условиях деятельности.

Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Формирование безопасного поведения может входить в состав воспитания, педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ. Из педагогических категорий, которые фиксируют максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, более приемлемым для продолжения анализа считается понятие «педагогический процесс».

Далее необходимо рассмотреть соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, который способствует формированию личности, готовой действовать в опасных условиях. В качестве такого компонента в учебном процессе выступает тот или иной учебный курс, к примеру – ОБЖ. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в процессе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. В современные дни такого рода этапом воспитательного процесса считаются походы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха, которые могут быть организованы ГИБДД, управлениями пожарной охраны, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.

Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Такая функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление связано с содержанием обучения и воспитания.

Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания.

Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь.

Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества.

Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе.

При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.

Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у детей опыта деятельности в таких ситуациях.

Таким образом, обучение детей основам безопасного поведения – это важная составная часть системы общественной безопасности. Только психически и физически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности – это истина, не требующая обоснования.








Кудряшова Н.Г.,

воспитатель ГПД


Система работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения


Нами была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности. Осуществлялась непосредственно организованная деятельность в разных формах: работа с наглядным и раздаточным материалом, организация различных видов игр, моделирование ситуаций, экскурсии, беседы, развлечения и тематические мероприятия.

В процессе работы использовались методы, которые условно можно разделить на три группы:

1. Методы, которые используются в целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, просмотр мультфильмов.

2. Методы, которые используются в целях формирования умений применять полученные знания в повседневной жизни: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, дидактические игры.

3. Методы, которые обеспечивают эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности, были реализованы на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызвало эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.

Свою работу мы начали с оформления центра основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.

Таблица 1

Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста

Раздел

Формы работы с детьми

Формы работы с
родителями

Ребенок и
другие люди

- Беседы «Злые намерения «доброго» человека».
- Дидактические игры:
«Опиши внешность человека»,
«Найди правильную карточку»,
«Где ты живешь?».

Информация в родительский уголок:
«Если ваш ребенок потерялся», «Беседа с ребенком о незнакомцах».

Ребенок и
природа

- Беседы: «Роль человека в сохранении
природы», «Правила поведения в лесу»,
«Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?».
- Опытно-экспериментальная деятельность
«Чистой водицей можем напиться».
- Дидактические игры.
«Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки»,
«Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод».
- Чтение художественной литературы

Информация в родительский уголок:
«Грибы. Что мы о них знаем», «Прогулка с ребенком. Учимся наблюдать и запоминать».

Ребенок дома

- Беседы на тему:
«Осторожно, огнеопасно!»,
«Дома опасно – безопасно»,
«Порядок должен быть везде»,
«Электроприборы не игрушка»,
«Лекарства»,
«Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны»,
«Открытое окно и балкон – источник
опасности».
- Рисование на тему «Пожарная часть».
- Дидактические игры.
«Нельзя играть с огнем!»,
«Опасно-безопасно»,
«Найди пару»,
«Найди опасный предмет в комнате»,
«Разрезные картинки»,
«Логические цепочки».

Родители вместе с детьми дома нарисовали схематические планы своих квартир и пометили на них специальными значками опасные места. Так же родителям было предложено дома с ребенком составить список десяти самых опасных предметов, которые есть у них дома и обсудить с ними это.

Здоровье
ребенка

- Беседы на тему:
«Зачем мыть руки»,
«Витамины»,
«Полезная и вредная пища»,
«Режим дня»,
«Закаливание, что это?».
- Дидактические игры.
«Четвертый лишний»,
«Дорисуй»,
«Правильно-неправильно»,
«Опасно-неопасно»

Информация в Уголок класса:
«Здоровый образ жизни начинается с семьи», «Режим дня школьника»,
«Здоровая пища», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста».
Индивидуальные беседы с родителями: «Режим ребенка дома», «Рацион школьника».
Родительское собрание: «Здоровье ребенка – залог гармоничного развития личности».

Эмоциональное
благополучие
ребенка

- Беседа на тему: «Мы друзья»,
«Папа и мама иногда ссорятся».
- Чтение художественной литературы.
- Игры на формирование умения детей общаться, развитие связной речи.

Наглядная информация в уголок класса:
«Конфликты в семье», «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка»,
«Между нами, взрослыми».

Ребенок на
улицах города

Беседы на тему:
«Если ты потерялся»,
«Светофор – наш друг и помощник»,
«Дорога, какая она»,
«Пешеходный переход»,
«Что такое перекресток»,
«Игры во дворе»,
«Правила езды на велосипеде»,
«Общественный транспорт».

Беседа с инспектором ГИБДД.
Наглядная информация: «Памятка родителям о правилах дорожного движения».


Итак, дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.

Формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 144 с.

  2. Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте [Текст] // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С.491-494.

  3. Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению [Текст] : Дис. на соискание уч. степени к.п.н. / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2014. – 199 с.

  4. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] : Дис. на соискание уч. степени д.п.н. / И. В. Иовенко. – М., 2013. – 408 с.

  5. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице [Текст] / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.

  6. Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М. : «Новые технологии», 2016. – С.37-40.

  7. Купецкова, В. Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Купецкова. – Пенза, 2018. – 35 с.

  8. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – №8. – С.13-16.

  9. Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников [Текст] / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М. : Академия педагогических и социальных наук, 2016. – 169 с.

  10. Посмитная, А. А. Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 201-204.

  11. Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Н. В. Сократов. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016. – 364 с.

  12. Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2016. – №6. – С.49-58.

  13. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения школьников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. : Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.

  14. Шипунова, В. А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Шипунова. – М. : Цветной мир, 2013. – 96 с.

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!