Формирование безопасного поведения на дорогах у учащихся начальной школы
Среди всех участников дорожного движения самым непредсказуемым и уязвимым является ребёнок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного и младшего школьного возраста. Это обусловлено особенностями психофизиологического развития: незрелостью и быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточной координацией движений. Особенности детского восприятия таковы, что ребёнок не осознаёт, что машина не может остановиться мгновенно, плохо ориентируется по звуку, не видит, что происходит сбоку от него.
В качестве наиболее частых причин ДТП с участием детей, в научной и методической литературе называют: переход проезжей части в неустановленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения ПДД детьми, подростками, управляющими велосипедами, мопедами или мотоциклами. (3)
Важно обеспечить непрерывность обучения правилам безопасного поведения на дороге, которое должно начинаться в дошкольных учреждениях, а продолжаться в общеобразовательных учреждениях. Педагоги образовательных учреждений хорошо знают закономерности развития детей младшего школьного возраста, поэтому они должны оказать родителям помощь в овладении основами педагогических знаний, и формировании у ребёнка модели безопасного поведения на дороге.
Для этого можно использовать все многообразие существующих форм работы с родителями:
• групповые и классные родительские собрания,
• показ тематических видеофильмов,
• консультации,
• беседы,
• круглые столы,
• организация совместного досуга с родителями (соревнования, КВН, выставки детских рисунков, поделок)
На родительские собрания желательно приглашать сотрудников ГИБДД, которые познакомят родителей с правилами дорожного движения, расскажут о причинах детского травматизма.
Предметом обсуждения на собрании может быть поведение на улице не только детей, но и самих взрослых.
В результате анализа научной и методической литературы нами были выявлены условия, необходимые для овладения детьми знаниями о ПДД и формирования умений применять их на практике. 1.Компетентность педагогов;
Педагоги нередко допускают типичные ошибки, давая школьникам неправильные, а иногда и опасные поведенческие установки, связанные, например, с переходом проезжей части дороги, обходом транспорта спереди или сзади и т.д.
2. Методическое обеспечение;
Практика показывает, что низкая эффективность обучения учащихся основам дорожной безопасности во многом обусловлена отсутствием в общеобразовательных учреждениях научно обоснованных, современных учебно-методических разработок, наглядных, компьютерных средств обучения.
3. Материально-техническое обеспечение;
4. Работа с родителями;
5. Диагностические программы по ПДД для детей.
Используемая в настоящее время учебно-методическая литература в значительной степени устарела, не соответствует современным требованиям организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, рассчитана на стандартный подход к школьникам любого возраста без учета уровня их психического и физического развития. (3)
В целях повышения эффективности образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге учащихся младшего школьного возраста и повышения компетентности учителей целесообразно ежегодно совершенствовать профессиональную подготовку педагогов к обучению детей ПДД с привлечением к проведению занятий сотрудников ГИБДД.
Работа по формированию знаний и навыков безопасного поведения на дороге должна проводиться постоянно и представлять собой непрерывный учебно-воспитательный процесс во всех видах занятий с детьми. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, использовать разнообразные формы и методы в своей работе. Чтобы успешно решать проблему предупреждения детского травматизма, взрослые должны знать и учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны неукоснительно выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. (1)
Поиск новых, актуальных форм обучения детей основам безопасности дорожного движения, способных повлиять на формирование культуры участия в дорожном движении, на приобретение устойчивых навыков жизнесберегающего, безопасного участия в дорожном движении, является одной из приоритетных задач современного общества.(2)
Рассмотрим наиболее эффективные из них:
Носят эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.
Проводятся для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и т.д.
Цель - предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, привлечение детей и подростков к участию в пропаганде Правил дорожного движения на улицах и дорогах среди сверстников;
Необходимо рассматривать с учащимися проблемные дорожные ситуации, разбор которых заставляет их анализировать, сравнивать ситуации, принимать решения.
Использованнная литература:
Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009-144 с.
Информационно-пропагандистские материалы для самостоятельного проведения педагогическими работниками федерального мероприятия « Единый день безопасности дорожного движения» в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. Москва, 2019
Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.— 48 с.