Педсовет «Функциональная грамотность»
В нашей стране, как и во многих других странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общением в соц. сетях.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное привить любовь к книге - одна из главных задач начального общего образования.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
В России, как и во всех странах мира, наивысшие достижения учащихся по чтению связаны со следующими факторами:
- Наличие в семье значительного числа ресурсов для обучения ребенка (книги, условия для учебных занятий, высокий уровень образования и профессиональной квалификации родителей).
- Наличие дома достаточно большого числа электронных устройств.
- Положительное отношение родителей к чтению.
С какими проблемами в учебной деятельности сталкиваются обучающиеся?
- низкая скорость чтения;
- невнятная речь;
- не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
- не могут делать выводы на основе прочитанного;
- нет заинтересованности.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Чтобы сформировать навыки быстрого чтения, улучшить работу артикуляционного аппарата, развить представление о пространстве и образе слова, совершенствовать зрительное восприятие, улучшить контроль дыхания и чувство ритма, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения, двигаясь от простого к сложному. Такая комплексная работа обязательно приведет к положительному результату. (Ребенку предлагаются таблицы, где буквы перемешаны. Нужно найти заданную букву и обвести её карандашом или раскрасить. В качестве дополнительного упражнения можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на эту букву).
Большое внимание в начальной школе уделяется произношению всех звуков речи. Особенно важно правильное, чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте. Образцом должна служить правильная, отчетливая и неторопливая речь взрослых. («Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от1 до5-10 (язык касается уголков рта, похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе)).
Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. («Цветограмма» При помощи карандашей в тетради раскрасить каждое четверостишие определённым цветом. Для этого необходимо определить о чём идёт речь в данном четверостишие, какое настроение оно передаёт. Есть и другой вариант. Детям раздаются нарезанные прямоугольники цветной бумаги. Задача ребят: сопоставить цвет и четверостишие.)
Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.
Детям, которые не могут пересказать текст, даже если стараются, стоит предложить альтернативную методику пересказа. Суть заключается в раскладывании информации по блокам: название произведения, автор; персонажи (главные герои); события; вывод (основная мысль произведения). Список блоков можно изменять, добавлять новые пункты. Первые 3-5 анализов лучше выполнить письменно. Последующие работы ребенок сможет выполнять устно, представляя, что информационные блоки – это полки в платяном шкафу. Читая текст, он будет раскладывать информацию по нужным отделам, чтобы затем с легкостью использовать ее для пересказа.