СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

 Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это: -Пробно-поисковые ситуации; -Беседы-дискуссии; -Сам задай вопрос; -Личный пример учителя; -Приём устного словесного рисования; -Словарно-стилистическая работа; -Элементы драматизации;

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»

Это:

-Пробно-поисковые ситуации;

-Беседы-дискуссии;

-Сам задай вопрос;

-Личный пример учителя;

-Приём устного словесного рисования;

-Словарно-стилистическая работа;

-Элементы драматизации;

    Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Приём «Корзина» идей, понятий…. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приём «Корзина» идей, понятий….

  • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

 «Письмо по кругу»  Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

«Письмо по кругу»

  • Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

      Формирование читательской грамотности на уроках английского и бурятского языков

Формирование

читательской

грамотности

на уроках английского и бурятского

языков

 Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Таким образом, составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Составление синквейнов на уроках английского и бурятского языков помогает расширять словарный запас и запоминать новые слова.

Таким образом, составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Составление синквейнов на уроках английского и бурятского языков помогает расширять словарный запас и запоминать новые слова.

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения  в начальной школе

Формирование читательской грамотности

на уроках литературного чтения

в начальной школе

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Примеры ключевых слов толстых (проблемные) и тонких (вопросы, требующие односложных ответов) вопросов: 1) Толстые вопросы   Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?  2) Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…?

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Примеры ключевых слов толстых (проблемные) и тонких (вопросы, требующие односложных ответов) вопросов:

1) Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

2) Тонкие вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Формирование читательской грамотности на уроках технологии

Формирование читательской грамотности на уроках технологии

Содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста

Содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста

Приём:  Логическая перегруппировка Обозначь цифрами правильную последовательность механической обработки овощей и фруктов:  Промыть в проточной воде Сортировать по размеру  Нарезать Очистить от кожуры Вымыть с помощью щётки,  удаляя остатки земли

Приём: Логическая перегруппировка

Обозначь цифрами правильную последовательность механической обработки овощей и фруктов:

  • Промыть в проточной воде
  • Сортировать по размеру
  • Нарезать
  • Очистить от кожуры
  • Вымыть с помощью щётки,

удаляя остатки земли

Проверь себя.  Верны ли следующие утверждения? Проверь себя.  Верны ли следующие утверждения? Утверждение Утверждение Да Да Бутерброды готовят непосредственно перед подачей над стол Бутерброды готовят непосредственно перед подачей над стол Нет Бутерброды бывают только открытые и холодные Нет Бутерброды бывают только открытые и холодные Ломтик хлеба для бутерброда должен быть толщиной 2 см. Ломтик хлеба для бутерброда должен быть толщиной 2 см. Срок хранения бутербродов в холодильнике 3 часа при температуре +2….+6 градусов С Срок хранения бутербродов в холодильнике 3 часа при температуре +2….+6 градусов С Горячие и большие бутерброды едят вилкой и ножом Горячие и большие бутерброды едят вилкой и ножом

Проверь себя. Верны ли следующие утверждения?

Проверь себя. Верны ли следующие утверждения?

Утверждение

Утверждение

Да

Да

Бутерброды готовят непосредственно перед подачей над стол

Бутерброды готовят непосредственно перед подачей над стол

Нет

Бутерброды бывают только открытые и холодные

Нет

Бутерброды бывают только открытые и холодные

Ломтик хлеба для бутерброда должен быть толщиной 2 см.

Ломтик хлеба для бутерброда должен быть толщиной 2 см.

Срок хранения бутербродов в холодильнике 3 часа при температуре +2….+6 градусов С

Срок хранения бутербродов в холодильнике 3 часа при температуре +2….+6 градусов С

Горячие и большие бутерброды едят вилкой и ножом

Горячие и большие бутерброды едят вилкой и ножом

Проверь себя.  Верны ли следующие утверждения? № Утверждение 1 2 Да Есть информация о количестве молочнокислых микроорганизмов Нет Продукт можно употреблять детям до трёх лет 3 Нет информации Продукция удостоена экологического сертификата 4 На упаковке указана жирность продукта 5 Хранить при t ( 4 +-) 2 градуса С 6 Содержит консервант – сорбат калия

Проверь себя. Верны ли следующие утверждения?

Утверждение

1

2

Да

Есть информация о количестве молочнокислых микроорганизмов

Нет

Продукт можно употреблять детям до трёх лет

3

Нет информации

Продукция удостоена экологического сертификата

4

На упаковке указана жирность продукта

5

Хранить при t ( 4 +-) 2 градуса С

6

Содержит консервант – сорбат калия

Формирование читательской грамотности на уроках  математики, физики, информатики

Формирование читательской грамотности на уроках математики, физики, информатики

Можно применять на уроках математики, физики, информатики Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию . Описание приема. Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Можно применять на уроках математики, физики, информатики

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст,

сравнивать заключённую в тексте информацию .

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке.

Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка,

и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

7 класс.  Тема: «Механическая работа». 1. Работа (А) может быть положительной, отрицательной и равной нулю. 2.Она выражается в килоджоулях (кДж) и джоулях (Дж). 3.Когда направление силы, приложенной к телу, перпендикулярно направлению его движения, то А=0. 4.Понятие работы в физике отличается от того, которое мы употребляем в быту. 5. За единицу работы принимают работу, совершенную силой 1Н на пути 1м. 6.Формула работы А= F · S применяется, если сила постоянна и ее направление совпадает с направлением перемещения тела. 7.Такая же формула, но со знаком «минус», используется в случае, если направление силы противоположно движению тела. 8.Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и пройденному пути. 9.Работа равна нулю, если тело движется по инерции или под действием приложенной силы не сдвигается.

7 класс.  Тема: «Механическая работа».

1. Работа (А) может быть положительной, отрицательной и равной нулю.

2.Она выражается в килоджоулях (кДж) и джоулях (Дж).

3.Когда направление силы, приложенной к телу, перпендикулярно направлению его движения, то А=0.

4.Понятие работы в физике отличается от того, которое мы употребляем в быту.

5. За единицу работы принимают работу, совершенную силой 1Н на пути 1м.

6.Формула работы А= F · S применяется, если сила постоянна и ее направление совпадает с направлением перемещения тела.

7.Такая же формула, но со знаком «минус», используется в случае, если направление силы противоположно движению тела.

8.Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и пройденному пути.

9.Работа равна нулю, если тело движется по инерции или под действием приложенной силы не сдвигается.

Примерные ответы 4,8,6,7,1,3,9,5,2 или 4,8,6,5,2,7,1,9,3

Примерные ответы

4,8,6,7,1,3,9,5,2

или

4,8,6,5,2,7,1,9,3

Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.  

Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.

 

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!