СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности через использование приёма «Сторителлинг» на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказываю о современном мотивационном приёме "Сторителлинг"

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности через использование приёма «Сторителлинг» на уроках географии.»

Формирование читательской грамотности через использование приёма «Сторителлинг» на уроках географии.

Уланова Т.Ю.

Учитель географии

МАОУ «СОШ № 9»

Читательская грамотность – это базовый компонент функциональной грамотности.

Он представляет собой способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при ре6шении учебных задач.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

  •  нахождение информации;

  • интерпретация текста;

  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Необходимость навыков работы с текстом важна в школе на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличается от других огромным потоком информации и сведений.

Представьте себе, что вы сидите в скучном классе, и голос учителя эхом раздается в ваших ушах, и вы пытаетесь поднять веки, чтобы обратить внимание на то, что он говорит.

Не лучший сценарий для любого класса, не так ли…

В современном мире образование находится в постоянном развитии.  Пройдет совсем немного времени, и все то, что для нас в образовании было привычным (лекции, тетрадки, доски), станет примитивным прошлым.

По прогнозам новейшие технологии за 5 лет изменят процесс обучения до неузнаваемости.

Перед вами топ-5.

Если первые 4 пока для нас не совсем актуальны, то на последней можно остановиться более подробно.

  1. Виртуальная и дополненная реальность (VR & AR).

  2. 3D-печать в образовании.

  3. Персонализированное обучение с помощью искусственного интеллекта (ИИ)

  4. Смешанное (гибридное) обучение

  5. Геймификация и сторителлинг

В основе геймификации в образовании лежит использование игровых техник или элементов дизайна для повышения мотивации и вовлечённости учащихся, а также для улучшения процесса обучения.

Среди ключевых инструментов можно выделить следующие:

  1. Балльные системы и награды

  2. Достижения и бейджи

  3. Стратегическое развитие и квесты

  4. Отзывы и мгновенная обратная связь

  5. Соревновательные элементы

  6. Ролевые игры

  7. Истории

Я не буду углубляться в особенности всех. Если будет интерес, мы с вами вернёмся к этому вопросу позже.

А на 7 пункте остановлюсь и познакомлю вас с технологией сторителлинга.

Сторителлинг (Storytelling) - интересно рассказанная история.

Мы разделены на 5 групп, каждая группа вытянет карточку с названием учебного предмета.

Ваша задача за 5 минут придумать небольшую историю.

Главная цель - заинтересовать, увлечь, вызвать эмоции и удерживать внимание слушателя до конца.

Время вышло, послушаем, что у вас получилось.

Я специально, не погрузила вас в технологию, чтобы вы прочувствовали на сколько это интересно, сочинять истории.

Сторителлинг в образовании — это нестандартный приём изучения предмета.

«Вплетение» в историю элементов учебного материала положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Запоминание материала в такой игровой и эмоционально-наполненной форме проходит очень легко.

В свою историю можно включить:

  1. иллюстрации;

  2. инфографику;

  3. веб-квесты;

  4. видео;

  5. голосовые подкасты (аудио);

  6. текст и т. д.

Рекомендации для создания сторителлинга.

1. Придуманная история обязательно должна учитывать возраст учащихся. Для детей начального звена лучше использовать повествование от лица вымышленного героя. В старших классах лучше использовать повествование от реального лица. При этом нужно ориентироваться на популярные тенденции среди молодежи.

2. Любой рассказ или история должна содержать следующие неотъемлемые части:

  • главный персонаж (герой);

  • завязка (начало истории должно заинтересовать, вызвать желание узнать продолжение, может содержать проблему, конфликт);

  • основной сюжет (содержит «вплетения» учебного материала, который логической связью раскрывает тему урока);

  • развязка (может содержать некий вывод, мысль, мораль и т.д.).

3. Необходимо детально продумать сюжет, расставить основные акценты. Систематизировать материал темы урока. Подобрать формы ее представления в сюжете.

Основные типы сторителлинга

  1. Реальность - история, основанная на реальных событиях. Сюжет разворачивается вокруг действительных данных, узнаваемых героев, задокументированных ситуаций. Возможно приобщение собственного жизненного опыта.

  2. Повествование от третьего лица- комбинированная история. Может содержать как реального, так и вымышленного героя. В сюжет вписываются как настоящие, так и возможные ситуации.

  3. Сценарий- четко «вплетенная» логическая структура учебного материала. Проблемные ситуации направленны на проверку знаний учащихся.

  4. Проблема- в основе истории изначально стоит вопрос. Основной акцент на поисково-исследовательской деятельности учащихся. Сюжет должен побуждать разобраться с проблемой, рассмотреть разные варианты решений, найти истину.

В сторителлинге применяются четыре вида сюжета:

1. Классический (сказка).

Структура: главный герой – цель – препятствие – способы преодоления препятствий – результат (награда).

2. Преодоление монстра, чудовища. Структура: главный герой – цель – встреча с чудовищем – чудовище опаснее, чем думали – борьба и победа над чудовищем – результат (достижение цели).

3. Из грязи в князи – Синдром Золушки/ История успеха. Структура: главный герой – новая ситуация / условия – появление проблем / врагов – действия героя/ проявление положительных качеств – помощь друзей – счастливое решение проблемы – результат (достижение цели / переход на новый уровень).

4. Квест / детектив. Структура: главный герой – цель – локации (точки квеста / задачи) – решение задач в каждой локации – достижение мини-результатов в локациях – достижения главной цели (окончательное решение/приз/победа) .

Существует два основных способа применения сторителлинга на уроках:

  1. начальные этапы урока, например, на этапе эмоционального вовлечения с последующим переходом на этап открытия новых знаний. В этом случае предполагается рассказывание истории учителем.

  2. Этап закрепления изученного материала. Обучающимся предлагается создать и представить собственную историю по теме.

Приведу пример комбинированного сторителлинга, который можно использовать на уроках географии, биологии, окружающего мира.

В давние времена, когда ещё не все материки были открыты, великий путешественник и мореплаватель Абель Тасман со своей командой высадился на сушу. Он тогда ещё не знал, что это был за материк. Они разбили лагерь, приготовили ужин и уснули.

Ночью все проснулись от страшного крика.

Этот дьявольский крик разрывал сердце, многие падали без сознания.

Но среди команды нашлись смельчаки, которым стало интересно, кто так страшно кричит в ночи.

Пробравшись через кусты, люди увидели небольшое, размером с собаку сумчатое животное, чёрного цвета, с огромной пастью и большими клыками.









Увидев людей, зверь огрызнулся и растворился в ночи в зарослях кустарника.

Вы знаете, что это за животное?

А на каком материке он обитал или обитает?

(через эту историю мы выходим на тему образ материка Австралия)

На просторах Интернета есть много примеров историй с разным сюжетом. Каждый из них по - своему интересен. В любом случае выбрав сюжет, учитель создает вокруг него свою историю.

Однако, хочется отметить, что эта технология в той или иной форме нам знакома. В эпоху информатизации школ привычные технологии обрели новые возможности.

Именно к таким технологиям относиться сторителлинг. Нестандартный, современный, увлекательный, результативный. Почему бы не воспользоваться данной технологией и сделать свой урок необычным и полезным одновременно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!