Формирование читательской грамотности через использование приёма «Сторителлинг» на уроках географии.
Уланова Т.Ю.
Учитель географии
МАОУ «СОШ № 9»
Читательская грамотность – это базовый компонент функциональной грамотности.
Он представляет собой способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при ре6шении учебных задач.
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Необходимость навыков работы с текстом важна в школе на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличается от других огромным потоком информации и сведений.
Представьте себе, что вы сидите в скучном классе, и голос учителя эхом раздается в ваших ушах, и вы пытаетесь поднять веки, чтобы обратить внимание на то, что он говорит.
Не лучший сценарий для любого класса, не так ли…
В современном мире образование находится в постоянном развитии. Пройдет совсем немного времени, и все то, что для нас в образовании было привычным (лекции, тетрадки, доски), станет примитивным прошлым.
По прогнозам новейшие технологии за 5 лет изменят процесс обучения до неузнаваемости.
Перед вами топ-5.
Если первые 4 пока для нас не совсем актуальны, то на последней можно остановиться более подробно.
-
Виртуальная и дополненная реальность (VR & AR).
-
3D-печать в образовании.
-
Персонализированное обучение с помощью искусственного интеллекта (ИИ)
-
Смешанное (гибридное) обучение
-
Геймификация и сторителлинг
В основе геймификации в образовании лежит использование игровых техник или элементов дизайна для повышения мотивации и вовлечённости учащихся, а также для улучшения процесса обучения.
Среди ключевых инструментов можно выделить следующие:
-
Балльные системы и награды
-
Достижения и бейджи
-
Стратегическое развитие и квесты
-
Отзывы и мгновенная обратная связь
-
Соревновательные элементы
-
Ролевые игры
-
Истории
Я не буду углубляться в особенности всех. Если будет интерес, мы с вами вернёмся к этому вопросу позже.
А на 7 пункте остановлюсь и познакомлю вас с технологией сторителлинга.
Сторителлинг (Storytelling) - интересно рассказанная история.
Мы разделены на 5 групп, каждая группа вытянет карточку с названием учебного предмета.
Ваша задача за 5 минут придумать небольшую историю.
Главная цель - заинтересовать, увлечь, вызвать эмоции и удерживать внимание слушателя до конца.
Время вышло, послушаем, что у вас получилось.
Я специально, не погрузила вас в технологию, чтобы вы прочувствовали на сколько это интересно, сочинять истории.
Сторителлинг в образовании — это нестандартный приём изучения предмета.
«Вплетение» в историю элементов учебного материала положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Запоминание материала в такой игровой и эмоционально-наполненной форме проходит очень легко.
В свою историю можно включить:
-
иллюстрации;
-
инфографику;
-
веб-квесты;
-
видео;
-
голосовые подкасты (аудио);
-
текст и т. д.
Рекомендации для создания сторителлинга.
1. Придуманная история обязательно должна учитывать возраст учащихся. Для детей начального звена лучше использовать повествование от лица вымышленного героя. В старших классах лучше использовать повествование от реального лица. При этом нужно ориентироваться на популярные тенденции среди молодежи.
2. Любой рассказ или история должна содержать следующие неотъемлемые части:
-
главный персонаж (герой);
-
завязка (начало истории должно заинтересовать, вызвать желание узнать продолжение, может содержать проблему, конфликт);
-
основной сюжет (содержит «вплетения» учебного материала, который логической связью раскрывает тему урока);
-
развязка (может содержать некий вывод, мысль, мораль и т.д.).
3. Необходимо детально продумать сюжет, расставить основные акценты. Систематизировать материал темы урока. Подобрать формы ее представления в сюжете.
Основные типы сторителлинга
-
Реальность - история, основанная на реальных событиях. Сюжет разворачивается вокруг действительных данных, узнаваемых героев, задокументированных ситуаций. Возможно приобщение собственного жизненного опыта.
-
Повествование от третьего лица- комбинированная история. Может содержать как реального, так и вымышленного героя. В сюжет вписываются как настоящие, так и возможные ситуации.
-
Сценарий- четко «вплетенная» логическая структура учебного материала. Проблемные ситуации направленны на проверку знаний учащихся.
-
Проблема- в основе истории изначально стоит вопрос. Основной акцент на поисково-исследовательской деятельности учащихся. Сюжет должен побуждать разобраться с проблемой, рассмотреть разные варианты решений, найти истину.
В сторителлинге применяются четыре вида сюжета:
1. Классический (сказка).
Структура: главный герой – цель – препятствие – способы преодоления препятствий – результат (награда).
2. Преодоление монстра, чудовища. Структура: главный герой – цель – встреча с чудовищем – чудовище опаснее, чем думали – борьба и победа над чудовищем – результат (достижение цели).
3. Из грязи в князи – Синдром Золушки/ История успеха. Структура: главный герой – новая ситуация / условия – появление проблем / врагов – действия героя/ проявление положительных качеств – помощь друзей – счастливое решение проблемы – результат (достижение цели / переход на новый уровень).
4. Квест / детектив. Структура: главный герой – цель – локации (точки квеста / задачи) – решение задач в каждой локации – достижение мини-результатов в локациях – достижения главной цели (окончательное решение/приз/победа) .
Существует два основных способа применения сторителлинга на уроках:
-
начальные этапы урока, например, на этапе эмоционального вовлечения с последующим переходом на этап открытия новых знаний. В этом случае предполагается рассказывание истории учителем.
-
Этап закрепления изученного материала. Обучающимся предлагается создать и представить собственную историю по теме.
Приведу пример комбинированного сторителлинга, который можно использовать на уроках географии, биологии, окружающего мира.
В давние времена, когда ещё не все материки были открыты, великий путешественник и мореплаватель Абель Тасман со своей командой высадился на сушу. Он тогда ещё не знал, что это был за материк. Они разбили лагерь, приготовили ужин и уснули.
Ночью все проснулись от страшного крика.
Этот дьявольский крик разрывал сердце, многие падали без сознания.
Но среди команды нашлись смельчаки, которым стало интересно, кто так страшно кричит в ночи.
Пробравшись через кусты, люди увидели небольшое, размером с собаку сумчатое животное, чёрного цвета, с огромной пастью и большими клыками.
Увидев людей, зверь огрызнулся и растворился в ночи в зарослях кустарника.
Вы знаете, что это за животное?
А на каком материке он обитал или обитает?
(через эту историю мы выходим на тему образ материка Австралия)
На просторах Интернета есть много примеров историй с разным сюжетом. Каждый из них по - своему интересен. В любом случае выбрав сюжет, учитель создает вокруг него свою историю.
Однако, хочется отметить, что эта технология в той или иной форме нам знакома. В эпоху информатизации школ привычные технологии обрели новые возможности.
Именно к таким технологиям относиться сторителлинг. Нестандартный, современный, увлекательный, результативный. Почему бы не воспользоваться данной технологией и сделать свой урок необычным и полезным одновременно.