СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской грамотности и читательской самостоятельности через эмоциональную атмосферу общения с книгой и оптимальное сочетание нестандартных приёмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников в 21 веке становится  очень актуальным. По результатам мониторинга новостей во всех странах мира  наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Часто в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в социальных сетях.

Чтобы решить данную проблему, нужно понимать, что основное, особое внимание в этом вопросе необходимо обратить на развитие устойчивого интереса к литературе в начальной школе. Перед начальной школой, как и перед работниками школьных, городских, в том числе интерактивных библиотек стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя.

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской грамотности и читательской самостоятельности через эмоциональную атмосферу общения с книгой и оптимальное сочетание нестандартных приёмов»»

Подготовила учитель начальных классов Кошляк Ж.И., МБОУ «Абазинская СОШ № 50»


Доклад на тему:

«Формирование читательской грамотности и читательской самостоятельности через эмоциональную атмосферу общения с книгой и оптимальное сочетание нестандартных приёмов»


Читательская самостоятельность –

это способность читателя понять образцовое

произведение и почувствовать его.

(Ушинский К.Д. )


Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников в 21 веке становится очень актуальным. По результатам мониторинга новостей во всех странах мира наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Часто в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в социальных сетях.

Чтобы решить данную проблему, нужно понимать, что основное, особое внимание в этом вопросе необходимо обратить на развитие устойчивого интереса к литературе в начальной школе. Перед начальной школой, как и перед работниками школьных, городских, в том числе интерактивных библиотек стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»

Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию читательской грамотности, считаются уроки литературного чтения и внеклассного чтения, на которых предполагается формирование не только предметных результатов, но и метапредметных, которые будут общими для всех предметов ученика, а также станут проникающими во все сферы его жизни, формируя читательскую грамотность. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Существует несколько локусов формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения.

  • умение правильно прочитывать слова;

  • понимать смысл текста;

  • выразительно читать.

2. Овладение техникой чтения.

3. Формирование читательских интересов.

Таким образом, учителей начальной школы призывают осуществлять тщательный выбор приемов обучения на уроках литературного чтения. Приемы должны быть такими, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Разберем наиболее эффективные приемы:

1.Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

2. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает (Солнце)

3. Прочитай слова без лишнего слога.

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

Читай только первые слоги.

канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш

4. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • По печи узнают человека.

  • Терпенье и прут всё перетрут.

  • Здоровому - грач не нужен.

  • Торопливый человек дважды одно тело делает.

В 3-4 классах можно использовать технологию развития критического мышления (например, прием построения синквейна, игру «Купи слона», «Веришь или нет», ромашки Блума. ).

Все эти средства ведут к формированию читательской грамотности. Но формировать эти умения необходимо с развитием читательской самостоятельности.

Самостоятельное чтение детей, конечно, заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.. и , как ни странно, в читающей семье.

Многие классики педагогического мастерства считают, что для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.

В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков чтения. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного и внеклассного чтения. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащихся.

Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.

В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:

- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;

- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения;

- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).

Существует несколько этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников, которые определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки при работе с книгой: это подготовительный этап обучения читательской самостоятельности (1 класс), где ведущими будут уроки обучения грамоте и внеклассное чтение; начальный этап обучения читательской самостоятельности (2 класс), где ведущими станут уроки классного и уроки внеклассного чтения, как и в 3-4 классе. Основной этап обучения читательской самостоятельности- это третий этап, соответственно 3 класс, и, наконец, 4 этап-4 класс- заключительный этап обучения читательской самостоятельности.

На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:

  • восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;

  • ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;

  • освоение закономерностей: содержание книги - иллюстрации, заглавие, автор;

  • узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.

Основным методом изучения становится чтение-рассматривание книги, как собеседника. Книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие условия:

а) отбирать книги в соответствии с требованиями;

б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения.

1. Необходимо приучать детей, взяв в руки любую книгу, внимательно рассматривать ее с первой страницы обложки:

  • на первой странице обложки сразу же выделять и разграничивать иллюстрации и надписи;

  • анализировать их по содержанию: сначала иллюстрации, потом основные надписи.

Вопросы: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? На какие мысли наводят нас эти картинки или картина? Где здесь надписи? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Где заглавие книги? Покажите! Прочитайте! Дети, побуждаемые вопросами, учатся находить и читать надписи на книгах.

Вопросы после чтения надписи: Как мы поняли эту надпись? Знаком ли, нам этот автор? Какие его книги уже знаем?

2. Внимательное перелистывание книги с целью уточнения высказанного предположения о ее содержании. Выделение и рассматривание иллюстраций, а также крупных заголовков, означающих начало нового произведения; если возможно, отыскание знакомого произведения.

3. Предположительные высказывания об общем характере книги; о теме или жанре предлагаемого читателю разговора; о характере, манере, в которой этот разговор будет вестись (весело, грустно, страшно, в стихах или прозе и т.п.); вывод о том, нравится ли собеседник, хочется ли с ним поговорить самому в свободное время.

На начальном этапе дети должны воспринимать и воссоздавать произведения в процессе и после самостоятельного чтения избранной книги - с опорой на иллюстрации. Сопоставлять одну книгу с другой по сходству, контрасту и т.д. Круг чтения-сказки. Освоить закономерности, упорядочивающие читательский кругозор учащихся: книга-тема, книга-автор, книга-жанр, автор-книги.

На следующем этапе учитель организует самостоятельное рассматривание детьми нескольких предложенных книг, от 2 до 5.

Круг чтения - детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам.

Основное место занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами. Для этого учитель выставляет книги у доски и приучает детей рассматривать их до урока. Здесь решается три типа задач

1 тип задач: определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить.

Например, надо рассмотреть группу книг:

  • С.Я.Маршак, «Сказка о глупом мышонке»;

  • К.Чуковский, «Тараканище»;

  • русская народная сказка «Колобок»;

  • Л.Н.Толстой, «Три медведя».

Самостоятельно разобравшись в книгах, учащиеся должны определить, о чем будет урок, «что будем читать» («Будем читать сказки», «Будем читать сказки о животных»).

2 тип задач: ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам.

Приступать к таким упражнениям можно лишь после того, как каждый ребенок освоил в деятельности умение самостоятельно рассматривать одну любую книгу, определяя ее содержание по внешним приметам, а затем и группу книг.

Например, из группы книг: С.Маршак «Детки в клетке», К.Киршина «Как я отличился», К.Чуковский «Телефон» - учащимся необходимо выделить книгу рассказов о детях, автор которой незнаком. (Это книга К.Киршиной, т.к. автора дети не знают. В книге нарисованы дети).

Задачу нельзя считать решенной, пока не рассмотрены все предложенные книги, даже если правильный выбор сделан сразу

Выделяя одну книгу, и отвергая другую, дети накапливают опыт осмысленного выбора книг. Другими словами, они оказываются подготовленными к основному этапу обучения, когда по предложенной учителем теме и заданным признакам им надо будет отбирать и читать нужные к уроку книги вне класса и вне поля зрения учителя.

3 (последний) тип задач: ориентировка в группе книг - самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопросов о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

Например, у доски выставлены книги:

  • Л.Кассиль «Главное войско»;

  • С.Баруздин «Сложное поручение»;

  • А.Маркуша «Я, солдат, и ты солдат»;

  • С.Алексеев «Рассказы о маршале Жукове».

Задача - озаглавить выставку книг.

Дети в каждой книге обязательно находят и называют все показатели, подтверждающие правильность заголовка.

Например, ещё: для самостоятельного чтения - рассматривания предлагает детям одну и туже книгу, и одно и то же художественное произведение. Получив книгу, ученик действует с ней индивидуально и самостоятельно, читает ее про себя. При обсуждении прочитанной книги рекомендуется использовать выборочное чтение текста вслух, т.к. этот прием позволяет ребенку подтвердить доказательность своих соображений.

Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Примерами такого подхода к обучению могут служить разработки цикла уроков по теме. «Б.Заходер и его книги», «Сказки датского сказочника Г.-Х.Андерсена»; «Книги Чарушина» и др.

На заключительном этапе (4 класс) у учащихся формируются основы самообразования - самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности по различным областям знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.).

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской грамотности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию.

Литература

  1. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е. Е. Пановой. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. - 116 с.

  2. Выдержки из ФГОС НОО.