Лобанова Оксана Сергеевна,
учитель-логопед МБОУ «Лицей г. Рошаль»
«Формирование читательской грамотности младших школьников
на логопедических занятиях»
(из опыта работы)
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Сегодня над нами доминирует телевидение, компьютеры, телефоны, видеоигры, блогерство, дети теряют интерес к чтению. И встает противоречие – с одной стороны, мы живем в этом современном мире и должны соответствовать всем тенденциям развития, перерабатывать невероятный объём информации, с другой стороны, наши дети, да и мы сами, мало читают, не обладают читательской грамотностью. Речь становиться скудной, пустой, неоформленной, безграмотной. Следовательно, одна из главных задач начального обучения – научить детей чтению - осознанному, выразительному, беглому.
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
В свою очередь, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формированию грамотной устной и письменной речи у школьников с ОВЗ, а это является одним из составляющих развития читательской грамотности, препятствуют такие факторы:
Дефекты произношения;
Недостаточное развитие мелкой моторики, координации в пространстве, временной ориентировке;
Недостаточное развитие способности к переключению;
Неустойчивое внимание, снижение слуховой, зрительной памяти, слабо развито словесно-логическое мышление;
Понижена познавательная активность, слабо проявляются волевые усилия для преодоления трудностей в учебной деятельности и другое.
Выше перечисленные нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.Следовательно, дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении. Нет понимания смысла текста, значит, ребенок не может взять нужную информацию по тексу (напр. – выделить проблему, главную мысль и т.д.), затруднения выливаются и в кратком пересказе самого текста. Не говоря о низкой скорости чтения.
В рамках логопедической работыформирование читательской грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности применять эти речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.
Особенности формирования читательской грамотности:
Овладение техникой чтения.
Формирование читательских интересов.
Для формирования читательской грамотности, улучшения навыка чтения, стимуляции к познавательной, учебной активности могут стать полезными и продуктивными в работе учителей и родителей с детьми, как в классе, так и индивидуально задания и упражнения, применяемые мной в логопедической практике (см. приложение).
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, можно отметить положительную динамику:
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Приложение
Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ |
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ |
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ |
|
Прочитай слова без лишнего слога пефоналкарерандаш альцыбом ручщока портрыфелькосдятюм брюлаки плавытье футсыболкаюбликасажипоги туфдули |
Прочитай слова без лишнего слога брюлаки плавытье футсыболкаюбликасажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапелиметцыро автомобус трамрявай |
|
В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзлялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапрыитвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю |
В каждой строчке найди 5 слов ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмитьбфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъчсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю |
|
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаьсзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх |
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: кхнуя склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк |
|
Прочитай слова, вернув буквы А на место. слт сткн звтрк крнбнн срфн квдрт ткньбгж тркн крндш крмн прд брбн мскрд флгхлт мрт |
Прочитай слова, вернув буквы А на место. пргрф зкз срй клсс крнвл плн пнмбрн шлш згдк псткнт стрт срнч тхтплт скзк тлнт |
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T. |
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце) |
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S. |
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя) |
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й. |
С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка) |
Прочитай поговорку правильно: Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. |
Прочитай поговорку правильно: У короткого языка – длинный ум. Без пирога теста не испечёшь. Что написано топором, не вырубишь пером. Птичке клетка дороже золотой ветки. |
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает. Не руби лук, на котором сидишь. |
|
мосКос кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен. |
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. |
Скворец. В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял. |
Кот Васька. Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева. Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул. |
Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. Вопросы для контроля: Что умеют животные? Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….» Что не делают чайки, когда приближается сильная буря? |
|
Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов.
|
|
НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ 6 СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ С БУКВЫ А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ |
|
Прочитай слова, вернув буквы А на место. пргрф зкз срй клсс крнвл плн пнмбрн шлш згдк псткнт стрт срнч тхтплт скзк тлнт |
|
Прочитай слова без лишнего слога пефоналкарерандаш альцыбом ручщока портрыфелькосдятюм брюлаки плавытье футсыболка юбликасажипоги туфдули |
|
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T. |
|
|
НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ 6 СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ С БУКВЫ А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ |
|
Прочитай слова, вернув буквы А на место. пргрф зкз срй клсс крнвл плн пнмбрн шлш згдк псткнт стрт срнч тхтплт скзк тлнт |
|
Прочитай слова без лишнего слога пефоналкарерандаш альцыбом ручщока портрыфелькосдятюм брюлаки плавытье футсыболка юбликасажипоги туфдули |
|
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T. |
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ |
|
В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл |
|
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: Оядлео Лушкяга Змлнеякиа ФрноаьСзтекроа Пиодмор Сзакка Уебинчк Пдосонулх |
|
Прочитай поговорку правильно: Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Здоровому - грач не нужен. Что написано топором, не вырубишь пером. Без пирога теста не испечёшь. |
|
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. |
|
Кот Васька. Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева. Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул. |
|
Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. Вопросы для контроля: Что умеют животные? Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….» Что не делают чайки, когда приближается сильная буря? |
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ |
|
В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщфыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл |
|
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: Оядлео Лушкяга Змлнеякиа ФрноаьСзтекроа Пиодмор Сзакка Уебинчк Пдосонулх |
|
Прочитай поговорку правильно: Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Здоровому - грач не нужен. Что написано топором, не вырубишь пером. Без пирога теста не испечёшь. |
|
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. |
|
Кот Васька. Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева. Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул. |
|
Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. Вопросы для контроля: Что умеют животные? Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….» Что не делают чайки, когда приближается сильная буря? |