Как научить человека тем или иным чувствам, ощущениям, воззрениям? Каким способом привить их целому народу? Издревле существует лишь один способ – чтение. Другого нет.
Такие умения, как « вычитывание» информации, данной в явном виде, объяснение смысла слов – имеют достаточно хорошие показатели. Обладая высоким уровнем знаний, ребята, однако, испытывают трудность в нахождении информации, данной в неявном виде, в понимании и истолковании смысла текста в целом.
И сегодня, когда федеральные нормативные документы определяют сквозную цель образования как воспитание грамотного компетентного читателя, встаёт вопрос: кого можно назвать грамотным читателем?
Читательская грамотность – это способность понимать письменные тексты и рефлексировать над их содержанием, конечно же, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и так далее).
Важно помнить, что формирование читательской грамотности происходит на всех предметах, с помощью разных текстов. Задания по формированию читательской грамотности не заходят на поле ни одного предмета. Но на уроках литературы задача учителя состоит в том, чтобы включать в учебный процесс задания по формированию читательских умений разных уровней. На уроках работаем с тремя основными моделями толкования текстов, в зависимости от того, какая позиция является доминирующей.
Формирование читательских умений включает в себя три этапа работы с текстом: первый – до чтения, второй - во время чтения, третий – после чтения. На первом этапе важен момент анципации (предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения, выделение его героев по названию произведений, имени автора) «Смерть автора» Ролан Барт (рассматривает литературные произведения отдельно от автора). И только на третьем этапе – знакомство с писателем, после того, как произведение прочитано и проведена смысловая беседа.
Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ребятам предлагаю сначала «ориентировочные» действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения).
Приём «дешифровка» названия помогает более полному восприятию и пониманию текста, так как заголовок концентрирует основную тему произведения, является ключом к пониманию.
Так как в заголовке «закодирована» основная идея текста, то он в высшей степени является своеобразным кодом, дешифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением. Чтобы раскодировать заголовок, предлагаю ребятам ответить на следующие вопросы. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Интересно применять этот приём не только с названиями классических произведений, но с названиями произведений современной литературы. На данном этапе можно применять карточки с вопросами для групповой или индивидуальной работы. Например, изучая рассказ Маканина «Кавказский пленный», на первом можно задать вопросы: Чем название этого произведения отличается от названий классических произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого? Почему рассказ не назван именем главного героя? Что общего и каковы отличия в лексических значениях слов «пленный» и «пленник»? И важно ли это для понимания смысла текста?
Во время второго этапа работы с текстом использую так называемый приём «свободного чтения», который нацелен на выявление первичного восприятия текста. Далее после вдумчивого повторного чтения анализируем текст: это беседа по прочитанному с формулировкой прямых и скрытых вопросов, ответы на них, комментированное чтение, выделение ключевых слов, словарная работа.
Выполнение словарной работы формирует у учащихся осознание важности понимания смысла каждого слова в тексте. Его выполнение предполагает нахождение и отбор информации из справочной литературы или Интернета. Словарная работа ведётся по ходу чтения, только тогда она становится мотивированной и интересной.
Следующий приём – это ромашка вопросов или ромашка Блума. Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Это система вопросов разных по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Ребятам предлагается либо самим задать вопрос определённого типа к тексту, либо ответить на него.
«Чтение питает ум», - сказал неизвестный автор. А мне хочется добавить – грамотное чтение питает его вдвойне.