СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках литературы»

            Формирование читательской грамотности на уроках литературы  и русского языка

Формирование читательской грамотности на уроках литературы и русского языка

Текст №1. Отрывок из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» // Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 303 с.: ил. – с.126.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров.

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Задание 1.   Прочитайте текст №1. На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр».

Задание 1.

  • Прочитайте текст №1.

На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр».

Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро» Обломать нижние сухие ветки у дерева. Сорвать пучок сухого мха-бородача. Искрошить мелко сучки деревьев. Сложить всё в кучку и поджечь ветки. Не оставлять огонь без присмотра. Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро»

  • Обломать нижние сухие ветки у дерева.
  • Сорвать пучок сухого мха-бородача.
  • Искрошить мелко сучки деревьев.
  • Сложить всё в кучку и поджечь ветки.
  • Не оставлять огонь без присмотра.

Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

Задание 2.    Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.

Задание 2.

Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.

Ответ : Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

Ответ : Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи

Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

Задание 3.    Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте развёрнутый ответ.

Задание 3.

Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

Дайте развёрнутый ответ.

 Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности.  Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности.

Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Задание 4.     Соотнесите содержание 1 и 2 текста и определите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2).  Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.

Задание 4.

Соотнесите содержание 1 и 2 текста и определите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2).

Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров.

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

  В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра.   Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями.  Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра.

Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями.

Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

Задание 5    Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?

Задание 5

Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?

 Ответ : пламенный.   Читательское умение: определять место, где содержится искомая информация.

Ответ : пламенный.

Читательское умение: определять место, где содержится искомая информация.

Чему вы научились у Васютки? - смелости, мужеству, терпению, практическим умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги. Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?
  • Чему вы научились у Васютки?

- смелости, мужеству, терпению, практическим умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги.

  • Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?
Цель мастер класса повышение уровня читательской грамотности, привитие интереса к книге,  к чтению.
  • Цель мастер класса повышение уровня читательской грамотности, привитие интереса к книге,

к чтению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!