СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе средствами УМК «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность - один из самых важных параметров готовности обучающегося к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает работа с информацией.   

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе средствами УМК «Школа России»»

Ж. А. Корнилова,

учитель начальных классов

С. С. Чапурина,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Няндома

В наше время читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности обучающегося к жизни в современном обществе.  Сегодня недостаточно научить ребенка читать. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает работа с информацией. Вопросам обучения чтению всегда придавалось большое значение. Успешное обучение в школе невозможно без умения понимать прочитанное, работать с информацией, использовать полученные знания. Для реализации требований   ФГОС перед школой ставится задача развития читательской грамотности обучающихся.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

1. находить и извлекать информацию из текста;

2. интегрировать и интерпретировать информацию (связывать и толковать);

3. осмыслить и оценить содержание текста;

4. ориентироваться в различных источниках информации;

5. увеличивать темп чтения.

Особенностями формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы являются:

1. Формирование навыка чтения.

- умение правильно прочитывать слова;

- понимать смысл текста;

- выразительно читать.

2. Овладение техникой чтения.

3. Формирование читательских интересов.

Выделяют 4 уровня читательской грамотности:

1. Низкий уровень

Ученик умеет:

- извлекать информацию (детали, факты), которая прямо названа в тексте.

Обучающиеся, овладевшие чтением на низком уровне, не смогут самостоятельно осваивать изучаемый материал.

2. Средний уровень

Ученик умеет:

- различать прямой и скрытый смысл сообщения;

- восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них главные;

- связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста.

Обучающиеся, овладевшие чтением на среднем уровне, могут самостоятельно осваивать материал, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.

3. Повышенный уровень

Ученик умеет:

- видеть главное;

- верно понимать логику текста;

- строить собственное суждение в этой логике.

Обучающиеся, овладевшие чтением на этом уровне, смогут самостоятельно учиться на основе чтения текстов.

4. Высокий уровень

Ученик умеет:

- включать информацию в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;

- воссоздавать авторский замысел;

Обучающиеся, овладевшие чтением на высоком уровне, могут использовать информацию, взятую из текстов, для своего дальнейшего развития.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о том, что учащейся готов к дальнейшему обучению. Мы должны стремиться к такому результату. Но результаты работ показывают, что наши ученики при поиске ответа на вопрос обращаются к нужному фрагменту текста, но выделяют информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; не могут правильно истолковать художественные тексты, бывает, что и не понимают смысл текста.

С 2018 - 2019 учебного года мы работаем по программе «Школа России». На уроках литературного чтения используем различные приёмы, упражнения и технологии, которые помогают формировать читательскую грамотность наших учеников. В формировании читательской грамотности нам помогают учебники, рабочие и проверочные тетради.

 В своей практике мы сталкиваемся со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются пересказать содержание прочитанного текста, особую трудность вызывает краткий пересказ.

Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир даёт детям большой объём информации, с другой стороны, наши дети мало читают и поэтому испытывают затруднения в овладении читательской грамотностью.

Приёмы работы, которые мы используем на уроках русского языка, родного русского языка, литературного чтения и литературного чтения на родном языке для развития читательской грамотности школьников.

Приём – «Чтение с остановками». 

Для этого служит повествовательный текст, который на уроке читается по частям.

Приём «Работа с вопросником» применяем при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. В учебнике литературного чтения даны вопросы, на которые дети самостоятельно ищут ответы. Например, К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить своё положение? Помогают ли герою подсказки друзей? и т.п.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Приём применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления изученного. В рабочей тетради по литературному чтению в каждой рубрике есть задание «Проверим себя и оценим свои достижения», где дети отмечают знаком «+» то, что знают хорошо, знаком «-» то, что не совсем усвоили или не знают и делают вывод о том, что нового узнали, чему научились, что вызывает трудности, над чем надо работать.

Приём «Уголки» используем для характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на группы и одна группа приводит примеры положительных качеств героя, его поступков, а другая – отрицательных.

Приём «Написание творческих работ» используется на этапе закрепления изученной темы. Эта работа выполняется детьми в зависимости от их уровня развития. Дети готовят описание героя, сочиняют сказки, пишут рассказы и т.п.

Приём «Создание викторины» используется на этапе закрепления, повторения изученного материала. Дети самостоятельно готовят вопросы для викторины и во время работы в группах проверяют своих товарищей на знание текста.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать однозначные и проблемные вопросы, давать развёрнутые ответы на проблемные вопросы, приводить примеры из текста, аргументировать, доказывать свою точку зрения.

На уроках для развития читательской грамотности школьников мы используем различные упражнения.

Упражнения для обучения изучающему чтению:

  • определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

  • добавьте факты, не меняя структуру текста;

  • составьте аннотацию;

  • поставьте вопросы к тексту и др.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

  • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

  • выберите правильный ответ из 3 – 4 вариантов;

  • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

  • составьте план текста;

  • найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;

  • передайте содержание текста в устной / письменной форме;

  • составьте выводы на основе прочитанного и др.

Упражнения для обучения поисковому чтению:

  • определите тему / проблему текста;

  • найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

  • найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

  • разделите текст на части в соответствии с пунктами плана и др.

При использовании учителем на уроках различных технологий у обучающихся формируются навыки, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Технологии, которые способствуют развитию читательской грамотности.

Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций.

 Проектная технология

Создание творческого продукта.

Игровая технология

Включение в урок игровых моментов.

  Информационно-коммуникационная технология

Работа с разными источниками информации.

  Личностно-ориентированная технология

Вариативные домашние задания.

В заключение надо отметить, что эффективность работы по формированию читательской грамотности зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.


Список информационных источников

  1. Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Русский язык, 1,2 часть / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.

  2. Канакина, В.П. Русский язык. Проверочные работы / В.П. Канакина. М.: Просвещение, 2021. – 95 с.

  3. Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г. и др. Литературное чтение, 1,2 часть / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.

  4. Бойкина, М.В., Виноградовская, Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь / М.В. Бойкина, Л.А. Виноградовская. – М.: Просвещение, 2020. – 127 с.

  5. Александрова, О.М., Кузнецова, М.И. и др. Литературное чтение на родном языке / О.М. Александрова, М.И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2021. – 128 с.

  6. Александрова, О.М. и др. Русский родной язык / О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2021. – 112 с.

  7. https://www.oecd.org/pisa/

  8. https://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-u-obuchayushihsya-nachalnoj-shkoly-5611823.html

  9. https://cnppm.unitech-mo.ru/upload/iblock/9f4/9f476ca80646073c2031bed2c9710903.pdf

  10. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/01/09/priemy-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah

  11. https://profcentr.ggtu.ru/images/documents/materials_vebinar/1103StPl.pdf





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!