СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной стаье рассказывается о формировании читательской грамотности на уроках химии на примере личного опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках химии»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ

Залозных О. В.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» города Курска

[email protected]


Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

        Такой подход к формированию развития личности обучающегося задает особые требования как к школе в целом, так и к учителю отдельно. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательной программы образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

        Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике вначале 2000 годов.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развитие читательской  компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Почти всегда существовал стереотип: читать текст дети должны на уроках русского языка и литературы, но сегодня многие учителя - предметники понимают, что это одна из задач успешного обучения ребенка в любой области, и химия не исключение.      

Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «химии» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала уже знакомое ученикам. Это приводит к простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности школьники затрудняются, что в свою очередь вызывает снижение интереса к изучению предмета.

Сегодня же педагог учит извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Какие же формы работы можно применять на уроках химии для формирования читательской грамотности? Я расскажу о тех, которые использую на своих уроках.

Самой простой формой работы с текстом является, на мой взгляд, такое задание, как «Вставь пропущенное слово». Для этого задания берется текст учебника, убираются термины или понятия. Ученикам предлагается вставить

пропущенные слова или словосочетания. Такие задания есть в учебниках химии и тетрадях на печатной основе.

  Следующей формой работы с тестом, которую я использую, является составление схем. Данную форму работы я использую практически с первых уроков. Схемы можно использовать на стадиях осмысления нового материала и рефлексии. Очень эффективно составление схем при изучении таких тем как «Строение атома», «Классификация веществ и химических реакций», «Типы изомерии», «Виды полимеров» и т.д. Такая форма работы формирует такие мыслительные операции, как синтез и анализ.

Еще одна форма формирования читательской грамотности – это составление и заполнение таблиц. Слабым ученикам можно предложить восстановить данные в таблице по информации из текста. При этом происходит работа над формированием основных понятий и определений. Данный прием можно использовать по схеме: текст - таблица или рисунок - таблица. Это помогают обучающимся переводить информацию из одной знаковой системы в другую, систематизировать и обобщить информацию, по характерным признакам, явлениям.

     Прием, который нравится обучающимся любого возраста, - это составление опорных конспектов на основе текста параграфа. Эта работа требует от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков». Результатом данного приема является опорный конспект, выраженный в схемах, рисунках и таблицах.

Еще одним любимым приемом моих учеников является составление плана ответа по предложенному материалу. В основном проводится эта работа либо в парах, либо в группах. Иногда происходит обмен планом ответа между разными группами, его корректировка и доработка. Возможен пересказ материала по составленному плану (для более слабых обучающихся).

    Для максимально точного и полного понимания информации учебника использую такой прием работы, как чтение учебно - познавательных текстов. Учащимся предлагается текст и решаемая учебная задача: найти в тексте ряд несоответствий. В таких текстах, как правило, есть как точная научная информация, так и ошибочная. Данные тексты выполняются по завершению определенной темы.

Формированию читательской грамотности также способствует подготовка сообщений и рефератов по заданной теме. В ходе такой работы обучающийся должен проанализировать несколько источников информации, отобрать самое главное и суметь упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла. Такая работа готовит будущего выпускника к выполнению итогового индивидуального проекта.

В качестве закрепления и осмысления материала по большой теме или блоку можно предложить ребятам составить кроссворд или тест. Эту работу лучше задать на дом, дать больше времени на ее выполнение. Такая форма работы формирует такие умения, как анализ, синтез, поиск и отбор нужной информации и т.д. При этом обучающимся можно использовать дополнительные источники информации по данной теме.

Совсем недавно я начала использовать на уроках ситуационные задачи. Выполнение этих заданий требует от обучающихся умения выделять главное, работать с предложенной информацией - анализировать ее, систематизировать, обобщать и делать выводы. Следовательно, данный вид задач способствует формированию читательской грамотности обучающихся и является диагностикой читательской грамотности обучающегося.

В заключении можно с уверенностью сказать, что формирование читательской грамотности – залог успешного обучения современного школьника. Уровень читательской компетенции обучающегося в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала, а это позволяет получить выпускника, который будет уметь искать информацию и понимать ее, сможет преобразовывать, интерпретировать  и оценивать.





















     

Список литературы

  1. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006». / http:// www.centeroko.ru 

  2. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. – № 24-25. 

  3. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136. 

  4. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. –  М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с. 

  5. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – с. 240-267. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!