СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроке русского языка. Урок развития речи. Публицистический стиль. 8 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока русского языка с использованием заданий на формирование ЧГ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроке русского языка. Урок развития речи. Публицистический стиль. 8 класс.»

Формирование читательской грамотности на уроке русского языка Урок развития речи. Публицистический стиль. 8 класс. МКОУ Волчанская СОШ, Дурицина Л.И., учитель русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности на уроке русского языка

Урок развития речи. Публицистический стиль. 8 класс.

МКОУ Волчанская СОШ,

Дурицина Л.И., учитель

русского языка и литературы

Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.

  • Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный  и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляется  национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Высокая культура устной  и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными  средствами родного языка, его стилистическим многообразием — это  самая лучшая опора и самая надёжная рекомендация для каждого  человека в его общественной и творческой деятельности.
  •            Культура речи предполагает общую высокую культуру человека, его любовь к родному языку, нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим  средством человеческого общения, язык развивается и живёт также  по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы  не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное  дело каждого, и одновременно общее дело всех.
Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины. Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения  и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.           От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во  многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры.    (По  Л. Скворцову ) 1.Что предполагает культура речи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины.
  • Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения  и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.
  •           От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во  многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры.   
  • (По  Л. Скворцову )
  • 1.Что предполагает культура речи?
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Дополни предложение, используя информацию текста. Настоящее и будущее  отечественной культуры зависит__________________ __________________________________________________________________ 3.Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа. Родной язык любого народа - это______________________________________ … его историческая память, воплощенная в слове … это душа нации, первостепенный  и наиболее очевидный её признак. … склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность

2.Дополни предложение, используя информацию текста.

Настоящее и будущее  отечественной культуры зависит__________________

__________________________________________________________________

3.Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа.

Родной язык любого народа - это______________________________________

  • его историческая память, воплощенная в слове
  • это душа нации, первостепенный  и наиболее очевидный её признак.
  • склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность
4.Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное  дело каждого, и одновременно общее дело всех». Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа. «В языке и через язык выявляется  национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества». «…язык развивается и живёт также  по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы  не можем».

4.Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное  дело каждого, и одновременно общее дело всех».

Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа.

  • «В языке и через язык выявляется  национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества».
  • «…язык развивается и живёт также  по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы  не можем».
5.Докажи, что  «…язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности».  6.Как каждый  из нас может повлиять на  настоящее и будущее отечественной культуры ?  7.Подбери к словам по одному синониму  и по одному антониму. Слова: Сооружает. Родной.

5.Докажи, что  «…язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности».

6.Как каждый  из нас может повлиять на  настоящее и будущее отечественной культуры ?

7.Подбери к словам по одному синониму  и по одному антониму.

  • Слова: Сооружает. Родной.
В задании 2 проверяется умение быстро  просматривать текст и находить в тексте конкретные  сведения, факты заданные в явном виде. В задании 3 проверяется умение находить  необходимую информацию, перефразированную  в вопросе. В 4 задании проверяется  умение понимать: 1)прямое значение слова; 2)находить в тексте  конкретные сведения, факты, заданные в  явном виде. В задании 5 проверяется умение: 1)понимать текст, опираясь не только  на содержащуюся в нем информацию, но и знания, полученные на других  предметах; 2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.
  • В задании 2 проверяется умение быстро  просматривать текст и находить в тексте конкретные  сведения, факты заданные в явном виде.
  • В задании 3 проверяется умение находить  необходимую информацию, перефразированную  в вопросе.
  • В 4 задании проверяется  умение понимать:

1)прямое значение слова;

2)находить в тексте  конкретные сведения, факты, заданные в  явном виде.

  • В задании 5 проверяется умение:

1)понимать текст, опираясь не только  на содержащуюся в нем информацию, но и знания, полученные на других  предметах;

2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.

В 6 задании проверяется умение: 1)соотносить заключенную в тексте информацию с информацией  из других источников/личным опытом; 2)находить аргументы, подтверждающие высказывание. В задании 7 проверяется умение: 1)понимать прямое значение слова; 2)подбирать синонимы; 3)подбирать антонимы. В задании 8 проверяется умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно или в виде рисунка .

В 6 задании проверяется умение:

  • 1)соотносить заключенную в тексте информацию с информацией  из других источников/личным опытом;
  • 2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.

В задании 7 проверяется умение:

  • 1)понимать прямое значение слова;
  • 2)подбирать синонимы;
  • 3)подбирать антонимы.

В задании 8 проверяется умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно или в виде рисунка .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!