Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроке русского языка. Урок развития речи. Публицистический стиль. 8 класс.»
Формирование читательской грамотности на уроке русского языка
Урок развития речи. Публицистический стиль. 8 класс.
МКОУ Волчанская СОШ,
Дурицина Л.И., учитель
русского языка и литературы
Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.
- Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим многообразием — это самая лучшая опора и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности.
- Культура речи предполагает общую высокую культуру человека, его любовь к родному языку, нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим средством человеческого общения, язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех.
- Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины.
- Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.
- От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры.
- (По Л. Скворцову )
- 1.Что предполагает культура речи?
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Дополни предложение, используя информацию текста.
Настоящее и будущее отечественной культуры зависит__________________
__________________________________________________________________
3.Отметь знаком Х правильный вариант ответа.
Родной язык любого народа - это______________________________________
- … его историческая память, воплощенная в слове
- … это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак.
- … склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность
4.Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех».
Отметь знаком Х правильный вариант ответа.
- «В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества».
- «…язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем».
5.Докажи, что «…язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности».
6.Как каждый из нас может повлиять на настоящее и будущее отечественной культуры ?
7.Подбери к словам по одному синониму и по одному антониму.
- Слова: Сооружает. Родной.
- В задании 2 проверяется умение быстро просматривать текст и находить в тексте конкретные сведения, факты заданные в явном виде.
- В задании 3 проверяется умение находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе.
- В 4 задании проверяется умение понимать:
1)прямое значение слова;
2)находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- В задании 5 проверяется умение:
1)понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и знания, полученные на других предметах;
2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.
В 6 задании проверяется умение:
- 1)соотносить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников/личным опытом;
- 2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.
В задании 7 проверяется умение:
- 1)понимать прямое значение слова;
- 2)подбирать синонимы;
- 3)подбирать антонимы.
В задании 8 проверяется умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно или в виде рисунка .