Формирование читательской грамотности в начальной школе.
Выполнила ст-ка 20П-7 гр.
Отделения “Преподавание в начальных классах”
Михайлова Ю.
«Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.»
К. Д. Ушинский
Сравнение результатов учащихся 4, 6 и 9 классов по отдельным читательским умениям.
PIPLS
Изучение влияния читательской грамотности учащихся 4 –го класса на их результаты по математике и естествознанию (PIPLS – 2011\ TIMSS – 2011)
Cнижение уровня читательской грамотности в основной школе значительно проявляется в исследовании PISSA
Собственная школьная практика
- Задача: подготовить и провести диагностическую практическую работу по выявлению уровня сформированности монологической речи учащихся.
- Цель: определение актуального уровня формирования устной монологической речи младших школьников.
Т. А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Пересказ прослушанного текста.
Ученик
Смысловая целостность
Баллы
1. Василиса
Лексико-грамматическое оформление
2.Максим
Уровни
0
низкий
Баллы
3
3.Мария
Самостоятельность выполнения
средний
0
3
Уровни
4.Ксения
низкий
5.Максим
средний
1
Баллы
3
Итог
1
3
низкий
6.Милана
средний
1
Уровни
низкий
3
1
средний
низкий
3
Баллы
7.Михаил
5
3
8.Марк
средний
низкий
Уровни
1
средний
3
средний
низкий
высокий
9
1
3
средний
5
9.Самийя
3
3
10.Тимофей
высокий
средний
9
средний
низкий
1
3
средний
3
5
средний
низкий
средний
3
11.Вероника
3
12.Милана
3
низкий
5
высокий
средний
5
средний
5
средний
3
высокий
9
низкий
13.Александр
средний
5
5
11
средний
3
средний
3
высокий
высокий
14.София
15.Егор
5
5
средний
высокий
средний
15
средний
1
высокий
высокий
высокий
9
3
5
низкий
16.Михаил
1
5
низкий
3
средний
высокий
5
средний
7
средний
3
3
13
низкий
высокий
высокий
высокий
15
средний
3
3
средний
11
средний
средний
высокий
3
3
средний
средний
13
7
высокий
средний
низкий
11
средний
Цель: Внедрение способов совершенствования читательской грамотности младших школьников в деятельность современных педагогов, выявление и совершенствование используемых способов.
Что такое грамотность?
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
Читательская грамотность и её особенности
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
1. Формирование навыка чтения.
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Читательские умения:
1. Умением находить и извлекать информацию из текста;
2. Умением интегрировать и интерпретировать информацию;
3. Умением осмыслить и оценить содержание текста;
4. Умением ориентироваться в различных источниках информации.
5. Увеличить темп чтения
К этим умениям также относят владение различными способами освоения содержания текста:
Составление вопросов, плана, тезисов, извлечение информации из рисунка, диаграммы, карты и т.п.
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Формы и виды работы по формированию читательской грамотности
Урок
Факультатив «Развитие речи»
Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ
Ведение читательских дневников
Создание классной библиотеки
Подготовка сообщений
Работа с картами, диаграммами.
Беседы, дискуссии
Семейное чтение
Приемы
«Портрет»
Кластер
Таблица Кейс
Конкурс шпаргалок
Снежный ком
Мозговой штурм
Ассоциации
Итоги
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю