СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности в начальной школе.»

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся.

Важной составной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.

При определении уровня сформированности читательской грамотности у российских школьников (международные исследования PISA, TIMSS), учащиеся демонстрировали, что имеют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями и испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Могут хорошо запоминать и описывать информацию, однако затрудняются с её обобщением и прогнозированием. Хорошо понимают сплошные классические тексты, но имеют проблемы с пониманием прерывистых текстов с использованием графиков и таблиц,

Одна из задач повышения уровня читательской грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования читательской грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов   обучения. 

Методы и методические приёмы

формирования читательской грамотности

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём. Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.

Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.

Рассмотрим некоторые из методов и приёмов, направленных на формирование читательской грамотности на конкретных примерах.



Решение открытых задач

Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.

Однажды у А. Эйнштейна спросили, чем его мышление, мышление гения, отличается от мышления обычного человека. Он ответил: Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время, найдёт и успокоится. Я же продолжаю поиски до тех пор, пока не найду вторую иголку, третью, четвёртую, и, если повезёт, то даже пятую и шестую».

Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей.

Для того, чтобы дети научились решать открытые задачи, их сначала надо погрузить в мир открытых задач, дать возможность порешать подобные задачи, затем познакомить с разными приёмами решения таких задач, учить находить противоречие, искать ресурсы, видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений (иногда очень смелые или даже фантастические).

Предлагаю вам погрузиться в мир открытых задач.

1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?

2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?

3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

При решении подобных задач можно использовать приёмы: «Мозговой штурм», «Корзина идей» и др.,

приёмы решения изобретательских задач «Предварительное действие», «Хорошо – плохо», «Обрати вред в пользу», «Посредник», «Наоборот», «Проскок», «Другая точка зрения» и др.


Ситуационные задачи.

Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) с помощью предметных знаний.

- как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций)

- как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения ситуационных задач).

В современном образовании, время от времени, принято пользоваться не «сплошными» учебными текстами, а, на первый взгляд, достаточно хаотичным набором разнообразных текстов, состоящих из отрывков художественной и публицистической литературы, информации из СМИ, статистических данных (в виде таблиц, графиков, диаграмм), описания событий из повседневной жизни и др.

Для чего так «непричёсанно» подаётся обучающая информация? Это делается специально. Причина в том, что в реальной жизни мы информацию, чаще всего, именно так и получаем.

Модель ситуационной задачи (СЗ)

1. Название СЗ (привлекательное название).

2. Личностно-значимый познавательный вопрос.

3. Набор текстов, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).

4. Шесть заданий по работе с текстом СЗ (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку).

5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ.


Проектные задачи (Метод проектов).

Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий ребёнка, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта). Принципиально носит групповой характер. Для проектной задачи учитель предлагает детям все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.


«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ»

Содержание проектной задачи:

1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.

- Нам предложили отправиться в путешествие по Золотому кольцу России – одному из популярных туристических маршрутов. Он был создан в конце 1960-х гг. и проходит по старинным русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее культуру. Каждому человеку обязательно стоит посетить все эти места, увидеть памятники русской истории и прочувствовать неповторимую атмосферу этих мест.

2. Формулировка задачи.

- В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором познакомимся с историей, достопримечательностями. Вам нужно выполнить задания и составить рекламный буклет или презентацию. Вы можете использовать иллюстрации, дополнять текст своими сведениями об истории городов, пользоваться дополнительной литературой.

Задание . Игра «Портрет города»

1. Один из старейших русских городов. Стольный град, Первопрестольная, Златоглавая, Белокаменная называют его. (Москва).

2. Красота города и его окрестностей всегда привлекала художников. Его так и называют – Город художников. Особенно его любил И. И. Левитан. (Плёс)

3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)

4. Название города произошло от слова «угол». Река Волга здесь изгибается, течёт «углом». (Углич)

5. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великий. (Ростов)

6. Название города переводится с древнерусского, как «перенявший славу». Одна из главных его ценностей – озеро Плещеево, изумительное по красоте и чистоте. (Переславль-Залесский)

7. Самый крупный город Золотого кольца. Его называют родиной русского театра. (Ярославль).

8. Улицы этого города имеют веерную форму. По легенде Екатерина II на вопрос каким бы она хотела видеть этот город, развернула веер и город сделали таким необычным. (Кострома)

9. В этом городе есть всемирно-известный Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

Задание 5.

Представьте себя экскурсоводами и опишите достопримечательности этих городов. Данные занесите в сводную таблицу.


- Оформите свой рекламный продукт или презентацию, включив

текст с ответами на вопросы:

1. Так почему же эти города России стали «Золотым кольцом»?

2. В каком значении употреблено словосочетание «Золотое кольцо», в прямом или переносном?

3. Можно ли сказать, что маршрут назван «Золотым кольцом» потому, что эти города украшают нашу Родину, а достопримечательности их бесценны?

Дидактические игры (Игровой метод).

Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Не смотря на то, что ведущей становится учебная деятельность, игровая деятельность продолжает оказывать значительное влияние на развитие детей. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В.А. Сухомлинский.

Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, используют те или иные виды игр: игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и др. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

Предлагаю вашему вниманию игровые задания, которые можно использовать как в играх-путешествиях, играх-квестах («В поисках клада», «В поисках пропавшей экспедиции»), так и самостоятельно.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках литературного чтения и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень читательской грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.

Хочу обратить ваше внимание на Банк информационных ресурсов, где вы сможете найти готовые задания на формирование естественнонаучной грамотности ( Сайт Института стратегии развития образования, РЭШ…).

На сайте Института стратегии развития образования вы найдёте задания по всем направлениям.

Здесь есть сами задания, а также характеристики и система оценивания. Задания можно использовать в Демо-версиях, а также распечатывать. Использовать можно как на уроках так и внеуроурочных занятиях.

Заключение.

Для формирования читательской грамотности необходимо создать образовательную среду, причём не только на уроке, но и во внеурочное время. Дети приходят в школу разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием – хорошо учиться. Красивое человеческое желание – хорошо учиться – озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных и слабых – есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Педагогам надо поддержать, развить человека в этом маленьком человечке, помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, цивилизацией, культурой, так как школа в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования читательской грамотности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!