Веселова О.В.
учитель английского языка
МБОУ Городская гимназия
кандидат педагогических наук, доцент
педагог-исследователь
Формирование читательской грамотности выпускников школ на уроках английского языка как средства улучшения результатов ЕГЭ
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентностей, характеризующих готовность выпускников к успешной сдаче ГИА, а значит и жизни в социальном пространстве
Подобное отношение к формированию читательской грамотности не случайно. Именно читательская компетентность подразумевает сформированность у школьников навыков и умений оперирования письменной информацией, что, в свою очередь, позволяет максимально качественно осуществлять не только поиск нужных текстов, их отбор и организацию в соответствии с определенной темой, но и их адекватное прочтение и интерпретацию, анализ и понимание, а значит устную или письменную репрезентации прочитанного.
Требования к формированию читательской грамотности значительно изменились и в связи с необходимостью успешного выполнения заданий ЕГЭ по чтению. Как известно, работа учителя по формированию читательской компетентности на иностранном языке строится на организации учебной деятельности с разными типами аутентичных текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами. В связи с этим, учителю необходимо разработать собственные стратегии всех видов чтения, используемых в заданиях ЕГЭ.
Рассмотрим стратегии ознакомительного чтения, которые включают формирование следующих умений:
зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления, понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей;
определять основное содержание текста по заголовку или отдельным фрагментам;
выделять смысловые позиции и основное содержание текста;
делить текст на самостоятельные смысловые части;
выделять важную информацию из текста, опуская второстепенные факты;
выстраивать логическую последовательность содержания текста;
вычленять причинно-следственные связи в тексте;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;
догадываться о смысловом переводе незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным компонентам, по контекстуальному окружению;
игнорировать незнакомые слова, которые не затрудняют понимание содержания текста в целом.
Неоднократно проводимая диагностика в выпускных классах показывает, что при выполнении задания на ознакомительное чтение школьники много времени уделяют второстепенным фактам и стараются догадаться о значении незнакомых слов, не обращая внимание на смысловые подсказки и прогнозирование правильного выбора.
Второй вид чтения предполагает свои читательские стратегии. К стратегиям изучающего на ЕГЭ относятся:
полно и точно понимать содержание текста, используя лингвистическую и контекстуальной догадки, а также известные словообразовательные модели;
анализировать структуру и значение отдельных параграфов текста с опорой на структуры русского языка;
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий в прочитанном тексте;
мысленно переводить отдельные фрагменты текста с интерпретацией информации.
Предлагаемые стратегии позволяют глубже рассмотреть детали предлагаемой информации, сопоставить с фразами и проанализировать их текстовую совместимость. Как показывает опыт, данное задание по изучающему чтению формата ЕГЭ вызывает особую трудность у выпускников, а значит требует систематического использования на занятиях. Качественное выполнение данного вида чтения возможно только при наиболее полном понимании содержания на основе лингвистической и текстовой догадки, которые формируются в результате тренинговых заданий с подробным разбором ошибок, переводе незнакомой лексики и интерпретации событий текста.
Необходимо остановится на типичных ошибках, которые допускают выпускники при выполнении заданий в разделе «Чтение». В первую очередь, большинство из них пытаются вспомнить незнакомые слова, даже не стараясь догадаться о значении этих слов по контексту или словообразовательным компонентам. Очень часто школьники не замечают хорошо известную из языковой практики грамматическую или идиоматическую конструкцию, упуская в этом случае возможность понять смысловую особенность высказывания. Подобные панические действия приводят к неправильному распределению времени на выполнение задания.
К практическим рекомендациям, которые могут позволить избежать или значительно сократить подобные ошибки, можно отнести следующие:
Обсудить с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.
Обязательно обговаривать время выполнения тренировочных упражнений и необходимость соблюдения установленных временных показателей для того, чтобы преодолеть страх нехватки времени выполнения задания на экзамене.
Сокращать отводимое для чтения время с целью автоматизации навыка.
При поиске ответов на вопросы к тексту следует определить ключевые слова непосредственно в вопросах, и только после этого с их помощью находить необходимую информацию без детального прочтения всего текста.
Предлагать задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.
Давать задания на формирование умения «читать между строк» — делать выводы и интерпретировать прочитанное.
Таким образом, для получения высоких тестовых баллов на экзамене в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» выпускники должны:
- понимать задание и тему в полном объёме;
- извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
- понимать логические связи в предлагаемом тексте;
- догадываться о смысле отдельного слова или словосочетания по контекстуальному окружению;
- использовать эффективную стратегию в зависимости от цели чтения;
- изменять скорость чтения в зависимости от задания.