СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности младшего школьника (текст выступления)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской компетентности младших школьников

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ 3 МАРТА 2022 Г.

УЧИТЕЛЯ НАЧ. КЛАССОВ ВИХАРЕВОЙ А. А.

 МАОУ «ТОНКИНСКАЯ СШ»

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности младшего школьника (текст выступления)»

(Слайд 1)

Формирование читательской компетентности младших школьников

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ 3 МАРТА 2022 Г.

УЧИТЕЛЯ НАЧ. КЛАССОВ ВИХАРЕВОЙ А. А.

МАОУ «ТОНКИНСКАЯ СШ»

(Слайд 2)

«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась
А.И. Герцен

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан

(Слайд 3) Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Нам кажется, что наше современное общество заинтересовано в грамотном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить, учиться, быть успешным. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

(Слайд 4)

Таким образом, главная цель, которая стоит перед современным учителем начальных классов - научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях.

(Слайд 5) Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

  • стимулирование творчества детей.

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

(Слайд 6) Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

(Слайд 7) Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

(Слайд 8) От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

(Слайд 9) По предмету «Литературное чтение» при работе с учебником, дополнительной литературой необходимо уделить внимание формированию у младших школьников следующих читательских умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст;

  • составлять план к прочитанному тексту;

  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

  • обмениваться сведениями, полученными из источников информации;

  • находить в тексте описание к иллюстрациям;

  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

  • готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг, ИКТ).

(Слайд 10) Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства. Словесный художественный образ не только изображает мир, но и дает эстетическую оценку изображенному. Поэтому без «включения» читательских эмоций невозможно полноценное восприятие литературного произведения, а затем и его изучение.

Большое внимание на уроках уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовать элементы драматизации. Необходимо предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям, использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Кроме этого, существуют и другие формы, и виды работы по формированию читательской компетентности:

  • проведение конференций, литературных конкурсов и праздников, игр, викторин с использованием ИКТ; сочинение стихов, сказок.

  • поиск, наблюдение, тренинг, исследование, опыт, инсценирование;

  • ведение и изучение читательских дневников;

  • создание классной библиотеки;

  • уроки читательского мастерства;

  • презентации по творчеству писателей;

  • изготовление собственных обложек к произведениям авторов;

  • тесное сотрудничество со школьной библиотекой;

  • знакомство со справочной литературой (различные справочники, энциклопедии) и работа с ней;

  • индивидуальные задания для сильных учащихся (чтение дополнительных текстов, разнообразные творческие работы);

  • игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах;

  • использование проектного метода обучения, участие обучающихся в сетевых проектах;

  • семейное чтение.

(Слайд 11) Методы и приёмы работы с текстом:

1.Творческие задания практического действия (работа с иллюстрацией, лепка и аппликация, моделирование обложки, книжки-самоделки)

2.Творческие задания игрового содержания

(кроссворды, викторины, драматизация, сказочные объявления и телеграммы)

3.Творческие задания речевой деятельности (составление вопросов к тексту, придумывание продолжения, творческое сочинение, работа с читательским дневником, творческое пересказывание)

4.Упражнения на определение смысловой структуры текста (работа с деформированным текстом, озаглавливание)

5.Упражнения на повышение уровня внимания и памяти (зрительные диктанты, наборщик, найти слово в слове, поиск в тексте заданных слов)

Такое обучения способствуют развитию мотивации школьников к чтению, позволяют сделать учебный процесс интересным и познавательным.  

(Слайд 12) Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Использую следующие формы работы с родителями:

  • коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);

  • групповая (тематическая консультация);

  • индивидуальная (консультация).

(Слайд 13) Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:

 -упражнения в орфоэпическом произношении;

-упражнения, вырабатывающие внимание к слову (методика по системе Эдигей);

-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);

-упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;

-упражнения для развития осознанного чтения;

-упражнения для формирования правильности чтения;

-упражнения для развития беглого чтения;

упражнения для развития выразительного чтения.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.)

                В своей работе часто использавать следующие приемы ТРКМ

(Слайд 14) Приемы активного чтения: 

  • Прием «Чтение с пометами»

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

  • Прием «Чтение с остановками»

Приемы активизации ранее полученных знаний: 

  • Прием «Ассоциация»

  • Прием «Ключевые слова»

  • Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала: 

  • Прием «Составление кластера»

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

(Слайд 15) Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

  • Прием «Цветопись»

  • Прием «Пятиминутное эссе»

Методы и приемы, используемые при групповой работе: 

  • Метод «Шесть шляп критического мышления

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

  • Прием «Письмо по кругу»

          Маркировочные таблицы: 

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

  • Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT». (2)

 Используемые приёмы:

 ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

Заключение (Слайд 16)

  «Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)

Уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, играют ведущую роль в формировании читательской компетенции, являются приоритетом для дальнейшего развитие и успешного обучения младших школьников.

Обучающиеся осознают значимость чтения для решения познавательных и коммуникативных задач, необходимых для личного развития. Увеличивается   уровень читательской компетенции. Дети активно включаются    в самостоятельную   творческую деятельность. Обучающиеся умеют самостоятельно мыслить, прогнозировать результаты, практически   применять полученные знания.    

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к лучшим книгам и талантливо их прочесть — задача педагогов, библиотекарей, родителей, задача всех, кто верит в силу чтения и стремится воспитать будущее нашей страны культурным, интеллектуальным и духовным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!