Формирование читательской компетентности младших школьников через разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности
Привить ребенку вкус к чтению
– лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан
Перкова Ирина Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ лицей г. Уварово
им.А.И.Данилова
Актуальность
Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
.
Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение
Читательская
компетентность
отбирать, понимать,
информацию
интерпретировать
давать оценку
информации
информацию
Проблема
Как воспитать грамотного компетентного читателя?
Противоречия
Необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению
Между снижением интереса к чтению у молодого поколения
Наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы
Возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Между огромными возможностями познания мира с помощью КТ
Явное нежелание читать детскую литературу
Между количеством часов по чтению
Новым взглядом на воспитание человека по ФГОС
Цель проекта
Поиск, разработка и апробирование различных методов и приемов работы по формированию грамотного компетентного читателя, по созданию условий, способствующих формированию у учащихся умения читать с удовольствием
Задачи проекта
Создать условия для формирования познавательной компетенции учащихся.
Разработать систему мероприятий по организации совместной работы лицея, детской библиотеки, педагогов дополнительного образования по развитию читательского интереса детей.
Обеспечить достаточный уровень читательской компетентности учащихся для дальнейшего обучения.
Определить пути использования данного проекта в развитии личностного роста учащихся, раскрытии их природных способностей.
Этапы внедрения проекта
1 этап-(сентябрь 2013г.)
3этап- (май 2014г.)
2 этап-(октябрь2013г.-апрель2014г.)
подготовительный
аналитико-оценочный
внедренческий
Работа по развитию читательской деятельности младших школьников на уроках и внеурочное время; совместная работа лицея, детской библиотеки, педагогов дополнительного образования по развитию читательского интереса детей; организация семейного клуба любителей книги «Родничок» на базе городской детской библиотеки (учитель, учащиеся, родители, библиотекарь).
Теоретические исследования (анализ, сравнение, обобщение), эмпирические исследования (наблюдение, беседы, анкетирование); определение уровня беглости чтения; тестирование на проверку читательской компетентности (готовность к обучению в среднем звене); анкетирование детей и родителей; подведение итогов; подготовка материала для распространения опыта (учитель, учащиеся, психолог, родители).
Вхождение в проблему,
изучение литературы и
Интернет ресурсов
по данному вопросу,
создание условий
для реализации проекта;
определение основных
идей проекта:
его целей, задач,
ожидаемых результатов,
подбор форм и методов
урочной и внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Положительная динамика техники чтения;
Сформированность читательской компетентности учащихся;
Раскрытие творческих способностей детей;
Повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению;
Расширение кругозора, интеллектуального и творческого
развития детей;
Применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности;
Рост удовлетворенности результатами образования со стороны учащихся и их родителей.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроке
Обязательная мотивация деятельности (необычное эмоциональное начало урока)
Использование элементов, создающих эмоциональный фон урока, поскольку психологами доказано, что неинтересные, скучные уроки не дают развития мозгу.
Создание ситуации успеха на протяжении всего урока
Познавательные задания на уроке должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной творческой деятельности учащихся и обеспечить переход от репродуктивных формально-логических действий к интеллектуальным
Технологии на уроке чтения
Технология критического мышления
Проектная технология
Информационно-коммуникативные
технологии
Технология групповой работы
Технология продуктивного чтения
Технология продуктивного чтения
Работа с текстом до чтения
Работа с текстом после чтения
Работа с текстом во время чтения
Концептуальная беседа по тексту
Первичное чтение текста
Антиципация
Перечитывание текста
Знакомство с писателем
Постановка цели урока
Работа с заглавием, иллюстрациями
Беседа по содержанию в целом
Творческие задания
Возникает мотивация к чтению
Возникает читательская интерпретация
Беседуем и уточняем позицию автора
Системно – деятельностный метод обучения
( учить учиться)
ДУМАТЬ : устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями
ИСКАТЬ : опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию
СОТРУДНИЧАТЬ : уметь работать в группе , принимать решения
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО :ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ
АДАПТИРОВАТЬСЯ : ИСПОЛЬЗОВАТЬ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
РЕФЛЕКСИРОВАТЬ : ВЫПОЛНЯТЬ САМООЦЕНКУ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
иллюстрирование
драматизация
Составление
сказочных
объявлений
и телеграм м
Виды
творческих
работ
Проектная
рассказывание
деятельность
инсценирование
Составление
викторин
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения.
- Упражнения в орфоэпическом произношении;
- Упражнения, вырабатывающие внимание к слову(упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
- Упражнения, развивающие гибкость и скорочтение вслух и про себя;
- Упражнения для развития осознанного чтения;
- Упражнения для формирования правильности чтения;
- Упражнения для развития беглого чтения;
- Упражнения для развития выразительного чтения.
Формы и виды
внеурочной деятельности
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
беседа-"приманка";
состязание чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
библиотечный час;
час "тихого чтения".
16
Результаты реализации проекта:
Совместная работа с детской библиотекой
«Веселый день»(по произведениям
Н. Н. Носова)
В клубе «Родничок»
Результаты реализации проекта:
Разработаны уроки и внеклассные мероприятия:
- Родной мой край литературный.
- КВН по сказкам Пушкина
- Праздник «Книжкины именины»
- Конкурс знатоков «Животный мир нашей родины»
- Час поэзии (А.С.Пушкин)
- Игра «Умники и умницы» по сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Конференция по книге А.Рыбакова «Кортик»
- Игра «Слабое звено» по определённой тематике.
- Праздник сказки (к Дню толерантности)
Успехи детей
16
Анкетирование родителей
и учащихся
Диагностика
эффективности
проекта
Групповая и
Тестирование
индивидуальная
учащихся
самостоятельность
Экспертная
Результат диагностических
оценка коллег
методик для определения
сформированности
компетенций
Результаты диагностики сформированности умений работать с текстом.
Изменение уровня читательской компетентности обучающихся в ходе реализации проекта.
Уровень читательской компетентности
высокий
сентябрь
средний
6 учащихся
май
13 учащихся
12 учащихся
ниже среднего
10 учащихся
5 учащихся
2 учащихся
Вырос уровень читательской компетентности
Показатели читательского интереса 4 «А» класса
Люблю читать -89%
Хочу эти книги - 55%
Вывод: в классе формируется вдумчивый читатель.
Не могу оторваться от книги - 17 %
Хочу, чтобы другие об этой книге узнали- 17%
Литературное чтение
Опросник «Отношение к изучаемым предметам»
Вывод: Сформировано устойчивое положительное отношение к чтению.
Возросло значение книги в досуге детей.
Качество знаний по чтению
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»
(В.А Сухомлинский)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Анкета для родителей «Как читают ваши дети?»
Результаты опроса таковы:
- Любят читать 79% детей. Не любят читать 8% детей. Не читают ничего,
- Любят читать 79% детей.
- Не любят читать 8% детей.
- Не читают ничего,
кроме заданий учителя 6% детей.
- Читают только развлекательную
- Читают только развлекательную
литературу 30% детей.
- Любят читать познавательную литературу 48 % детей.
- Любят читать познавательную литературу 48 % детей.
Вывод: Родители становятся активными участниками процесса по формированию компетентного читателя .
ггшншк
Результаты работы над проектом
Повысился уровень читательской компетентности учащихся
Положительный эмоциональный отклик на анонс книг
Постоянная потребность в посещении библиотеки
Стремление к самостоятельному выбору литературы
Совершенствование устной и письменной речи учащихся
Повышенная работоспособность
Учащимся нравится высказывать свои мысли и участвовать в диалоге
На уроке чтения интересно
Всё это даёт хорошие результаты
Эффективность проекта
1. Разработана и реализована система мероприятий по организации совместной работы педагогов лицея, детской библиотеки, педагогов дополнительного образования по развитию читательского интереса детей, расширению кругозора младших школьников.
2.Разработана система заданий, формирующих ключевые читательские компетенции
3.Поделилась опытом по проблеме чтения на МО учителей
начальных классов города и Лицея.
4 . Повысилась моя педагогическая компетентность через систему методической работы города, курсы повышения квалификации в ТО ИПКРО, самообразование.
Вывод
- Результаты проекта получились значимыми, так как благодаря усилиям учителя, работников библиотек и родителей удалось приобщить детей к чтению, повысить познавательную активность младших школьников. С ростом читательской компетентности возрос уровень творческого мышления, эрудиции, интеллектуальных возможностей. Повысилась самооценка детей, они осознали, что от их начитанности зависят успехи в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне её. Повысилась коммуникабельность учащихся в общении с людьми.
- Результаты проекта получились значимыми, так как благодаря усилиям учителя, работников библиотек и родителей удалось приобщить детей к чтению, повысить познавательную активность младших школьников. С ростом читательской компетентности возрос уровень творческого мышления, эрудиции, интеллектуальных возможностей.
- Повысилась самооценка детей, они осознали, что от их начитанности зависят успехи в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне её.
- Повысилась коммуникабельность учащихся в общении с людьми.
Источники
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А. Г. Асмолова
- М. «Просвещение» 2011г.
- КравцоваС.А. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. Тамбов ТОИПКРО 2012г.
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников. http://octschool.ucoz.ru/publ/1-1-0-2
- Развитие читательских интересов учащихся младших классов http://sasl.at.ua/index/0-72
- Жукова И. Л. Стратегия выбора книг для внеклассного чтения. Начальная школа, 2007 г №4
- Кушнир А. М. Как приобщить детей к чтению? Начальная школа, 2007 г №5
- Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? Начальная школа, 2007 г №6
- Первова Г. М. Формирование и развитие мотивации чтения. Начальная школа, 2009 г №4