СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской компетентности современного школьника как инструмент реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье говорится о видах и этапах формирования читательской компетентности у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской компетентности современного школьника как инструмент реализации ФГОС»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №23»













Выступление на тему:

«Формирование читательской компетентности современного школьника как инструмент реализации ФГОС»











Выполнила: учитель начальных классов,

Бычкова Ю. В.










г.о. Саранск,2018г.





«Формирование читательской компетентности современного школьника как инструмент реализации ФГОС»



Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д.Дидро

Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе.  Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».

Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.

Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентностью.

Содержание образования способствует развитию умений изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

 Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

На начальном этапе обучения в 1 классе  важно научить ребенка читать, произнося верно все звуки в словах, поэтому работа по формированию читательской компетенции обучающихся заключается в том, чтобы правильно прочитать и понять прочитанную информацию детально.  Но простое чтение - скучный процесс и для учителя, и для детей, поэтому, чтобы рецептивный вид деятельности перешел в продуктивный, необходимо использовать разнообразные виды заданий с текстом, направленные на развитие обучающихся.

Не будет преувеличением сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения.

 Читательская компетентность определяется: 

  • владением техникой чтения; 

  • приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; 

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; 

  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. 

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.

Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые универсальные учебные действия, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В педагогическом аспекте (как цель образования) формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности для самообразования рассматривается как приоритетная цель обучения в школе. Заметим, что новые ФГОС относят читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только учитель чтения, не только учитель русского языка и литературы организует учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения. Эта задача разных специалистов-предметников, воспитателей - метапредметная, многоаспектная задача.

Выделяются следующие составляющие в структуре компетентности: 1. Владение техникой чтения и «приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

2. Умение ориентироваться в круге чтения;

3. Сформированность духовной потребности в чтении.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

— умение правильно прочитывать слова;

— понимать смысл текста;

— выразительно читать;

— выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

В качестве критериев интереса будем рассматривать:

- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
- творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. 
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:1. положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

 2. заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

3. увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

 4. стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников

— Подготовительный (1 класс)

— Начальный (2 класс)

— Основной (3 класс)

— Заключительный (4 класс)

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

— упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);

-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);

-упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

— «игра в прятки»,

— «мнимое слово»,

— чтение за «диктором»,

— синхронное чтение «буксиром»;

На уроках чтения важную роль играет беседа, беседа-дискуссия. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей. В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения.

Основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.

При анализе литературного произведения, в целях обогащения субъектного опыта учащихся, использую следующие приѐмы:

1. Анализ образа конкретного героя. Предлагаю учащимся следующие задания: найти ответы на предложенные вопросы, подтвердить правильность, ложность утверждений; вставить глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые автором при описании кого – либо или чего- либо; выбрать описание внешности, места события, отношения кого - либо к чему – либо.

2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту.

3. Составление вопросов к тексту аналитического характера. На этапе закрепления учащимся предлагаю сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем эти вопросы они задают в парах или при работе в группе.

4. Рассказ от имени героя. Данный прием направлен на речевое развитие учащихся. Предлагаю учащимся такие задания: придумать, что могло бы случиться, если бы…, придумать новый конец текста или его продолжение.

5. Работа с иллюстрациями к произведению. Поскольку главным предметом изучения на уроке литературы является произведение художественной литературы, словесный текст, то работа с иллюстрациями направлена, прежде всего, на более глубокое его осмысление. Основная задача совместного обсуждения иллюстрации — понять, насколько она соответствует литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или, наоборот, что в иллюстрации не соответствует художественным образам литературного произведения. Таким образом, использование разных приѐмов работы с иллюстрациями на уроке литературы обогащает и углубляет понимание учащимися литературного текста, а также усиливает (а у некоторых и рождает) эстетическое наслаждение от художественного произведения.

6. Театрализация. Учащимся раздаю отрывки из изучаемых произведений, костюмы, подготовившись, они должны показать выступление. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения. В своей практике я использую следующие приемы: - ―Кто я?‖. Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. - Литературная сценка. Это небольшое представление, основанное на конкретном сюжете, эпизоде литературного произведения. При постановке сценки учащиеся обязательно одеваются в костюмы героев.

7. Составление плана произведения. Совместно с учащимися, также и самостоятельно составляем кратный и развѐрнутый план произведения.

8. Творческие задания. Включаю в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты, ребусы, проекты.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).

Приемы активного чтения

Прием «Чтение с пометами» Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Толстые и тонкие вопросы». (Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием «Чтение с остановками». Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

- Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. «Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. 

Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием « Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.